Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:25, курсовая работа
Объектом нашей курсовой работы являются подростки, а предметом – страх смерти в подростковом возрасте.
Цель работы – определить особенности протекания и измерения страха смерти у подростков.
Задачи:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста.
2. Раскрыть понятие «страха смерти».
3. Рассмотреть психологические особенности страха смерти у подростков.
11. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 1995. - 128 с.
12. Исаев, Д.Н. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? / Д.Н. Исаев, Т.О. Новикова // Вопросы психологии. - 2003. - N 3.-С. 110 - 117.
13. Карандашев, Виктор Николаевич. Жить без страха смерти / В.Н. Карандашев. - М.; СПб.: Смысл: Питер, 2005. - 335 с.
14. Кебина, Н.А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Н.А. Кебина // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N 2. - С. 186 - 200.
15. Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. – 464 с.
16. Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практических психологов / С.А. Кулаков. - СПб.: Союз, 2001. – 350 с.
17. Новикова, Татьяна. Что думают дети о смерти / Т.Новикова // Народное образование. - 2003. - N 7. - С. 144 - 148.
18. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с.
19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб., 2002. – 624 с.
20. Рязанцев, С. Танатология (учение о смерти) / С. Рязанцев. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 384 с.
21. Рязанцев, С.В. Тайна смерти: Танатология / С.В. Рязанцев. - М.: ACT, 2005. - 463 с.
22. Фейфел, Г. Смерть - релевантная переменная в психологии. Экзистенциальная психология / Г. Фейфел. - М.: Апрель-Пресс, 2001. - 624 с.
23. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Класс, 1999. - 685 с.
Приложение 1
Методика исследования страха смерти - шкала Страха смерти (Death Anxiety Scale - DAS) Д. Темплера
Опросник включает в себя 15 вопросов, предполагающих дихотомические ответы.
Результатом опросника является определение уровня тревоги по поводу смерти.
В методике используются следующие 15 утверждений:
1. Я очень сильно боюсь умереть.
2. Мысли о смерти редко приходят ко мне в голову.
3. Меня не нервирует, когда люди говорят о смерти.
4. Я боюсь думать о том, что мне может потребоваться хирургическая операция.
5. Я совсем не боюсь умереть.
6. Я не очень-то боюсь заболеть раком.
7. Мысли о смерти никогда не посещали меня.
8. Я часто расстраиваюсь от того, что время течет слишком быстро.
9. Я боюсь умереть мучительной смертью.
10. Тема жизни после смерти сильно волнует меня.
11. Я по-настоящему боюсь, что
со мной может произойти
12. Я часто думаю о том, как
в действительности коротка
13. Я вздрагиваю, когда слышу разговор о третьей мировой войне.
14. Вид мертвого тела страшит меня.
15. Я считаю, что в будущем у меня не может быть ничего такого, что я мог(ла) бояться.
В инструкции предлагают ответить «верно» или «неверно» на каждое из утверждений.
«0» по шкале DAS свидетельствует о низкой тревожности,
«10» – об очень высокой тревожности по поводу смерти.
Приложение 2
Методика «Метафоры личной смерти»
(Metaphors of Personal Death – RDFS) Дж. МакЛеннана
Инструкция: Ниже приведены некоторые метафоры (или образы), которые люди используют для того, чтобы описать их понимание собственной смерти. Я прошу Вас оценить то, как каждая из этих метафор может описать Вашу точку зрения на собственную смерть. Оценка производится по пятибалльной системе следующим образом:
1 = вообще никак не описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;
2 = не описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;
3 = я не могу решить, описывает или не описывает это то, как я могу думать о моей собственной смерти;
4 = в некоторой степени описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;
5 = достаточно правильно описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти.
ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ КАЖДУЮ НИЖЕПРИВЕДЕННУЮ МЕТАФОРУ ИЛИ ОБРАЗ:
1 |
УТЕШАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
ГУСТОЙ ТУМАН |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
ЖРУЩИЙ ТИГР |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
УСПОКАИВАЮЩИЙ ВЕТЕРОК |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
МОЛОТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
БЕЗОБРАЗНЫЙ МОНСТР |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
ВЫСОКАЯ КАМЕННАЯ СТЕНА |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
ХОЛОДНОЕ ОДИНОКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
ПАДЕНИЕ СО СКАЛЫ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 |
НОВЫЙ ОПЫТ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13 |
ЯСНОЕ СВЕЖЕЕ УТРО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
ЧЕРНАЯ ДЫРА |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16 |
МИРНЫЙ САД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
18 |
ПУСТОЕ СУМРАЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А теперь, невзирая на то, как вы оценили предложенные выше образы, опишите, пожалуйста, своими словами метафору или образ, который наилучшим образом описывает то, как Вы можете думать о своей собственной смерти:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
И наконец:
Обозначьте свой пол: _________ мужской ________ женский
Укажите, сколько Вам лет _________
Принадлежите ли Вы к определенной этнической, национальной или религиозной группе? Если это так, пожалуйста, напишите об этом ниже:
______________________________
СПАСИБО!
Информация о работе Особенности страха смерти в подростковом возрасте