Особенности страха смерти в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашей курсовой работы являются подростки, а предметом – страх смерти в подростковом возрасте.
Цель работы – определить особенности протекания и измерения страха смерти у подростков.

Задачи:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста.
2. Раскрыть понятие «страха смерти».
3. Рассмотреть психологические особенности страха смерти у подростков.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

11. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. – СПб.: Гиппократ, 1995. - 128 с.

12. Исаев, Д.Н.   Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти? / Д.Н. Исаев, Т.О. Новикова // Вопросы психологии. - 2003. - N 3.-С. 110 - 117.

13. Карандашев, Виктор Николаевич. Жить без страха смерти / В.Н. Карандашев. - М.; СПб.: Смысл: Питер, 2005. - 335 с.

14. Кебина, Н.А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Н.А. Кебина // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N 2. - С. 186 - 200.

15. Кулагина, Ирина Юрьевна. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2008. – 464 с.

16. Кулаков, С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практических психологов / С.А. Кулаков. - СПб.: Союз, 2001. – 350 с.

17. Новикова, Татьяна. Что думают дети о смерти / Т.Новикова // Народное образование. - 2003. - N 7. - С. 144 - 148.

18. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. - 480 с.

19. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб., 2002. – 624 с.

20. Рязанцев, С. Танатология (учение о смерти) / С. Рязанцев. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004. – 384 с.

21. Рязанцев, С.В. Тайна смерти: Танатология / С.В. Рязанцев. - М.: ACT, 2005. - 463 с.

22. Фейфел, Г. Смерть - релевантная переменная в психологии. Экзистенциальная психология / Г. Фейфел. - М.: Апрель-Пресс, 2001. - 624 с.

23. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Класс, 1999. - 685 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика исследования страха смерти - шкала Страха смерти (Death Anxiety Scale - DAS)  Д. Темплера

 

Опросник включает в себя 15 вопросов, предполагающих дихотомические ответы.

Результатом опросника является определение уровня тревоги по поводу смерти.

В методике используются следующие 15 утверждений:

1. Я очень сильно боюсь умереть.

2. Мысли о смерти редко приходят  ко мне в голову.

3. Меня не нервирует, когда люди  говорят о смерти.

4. Я боюсь думать о том, что мне может потребоваться хирургическая операция.

5. Я совсем не боюсь умереть.

6. Я не очень-то боюсь заболеть  раком.

7. Мысли о смерти никогда не  посещали меня.

8. Я часто расстраиваюсь от  того, что время течет слишком  быстро.

9. Я боюсь умереть мучительной смертью.

10. Тема жизни после смерти  сильно волнует меня.

11. Я по-настоящему боюсь, что  со мной может произойти сердечный  приступ.

12. Я часто думаю о том, как  в действительности коротка жизнь.

13. Я вздрагиваю, когда слышу  разговор о третьей мировой войне.

14. Вид мертвого тела страшит  меня.

15. Я считаю, что в будущем  у меня не может быть ничего  такого, что я мог(ла) бояться.

В инструкции предлагают ответить «верно» или «неверно» на каждое из утверждений.

«0» по шкале DAS свидетельствует о низкой тревожности,

«10» – об очень высокой тревожности по поводу смерти.

Приложение 2

Методика «Метафоры личной смерти»

(Metaphors of  Personal Death – RDFS) Дж. МакЛеннана

 

Инструкция: Ниже приведены некоторые метафоры (или образы), которые люди используют для того, чтобы описать их понимание собственной смерти. Я прошу Вас оценить то, как каждая из этих метафор может описать Вашу точку зрения на собственную смерть. Оценка производится по пятибалльной системе следующим образом:

1 = вообще никак не описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;

2 = не описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;

3 = я не могу решить, описывает или не описывает это то, как я могу думать о моей собственной смерти;

4 = в некоторой степени описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти;

5 = достаточно правильно описывает то, как я могу думать о моей собственной смерти.

 

ПОЖАЛУЙСТА, ОЦЕНИТЕ КАЖДУЮ НИЖЕПРИВЕДЕННУЮ МЕТАФОРУ ИЛИ ОБРАЗ:

1

УТЕШАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

1

2

3

4

5

2

ГУСТОЙ ТУМАН

1

2

3

4

5

3

ЖРУЩИЙ ТИГР

1

2

3

4

5

4

УСПОКАИВАЮЩИЙ ВЕТЕРОК

1

2

3

4

5

5

ВОССОЕДИНЕНИЕ СЕМЬИ

1

2

3

4

5

6

МОЛОТ

1

2

3

4

5

7

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ

1

2

3

4

5

8

БЕЗОБРАЗНЫЙ МОНСТР

1

2

3

4

5

9

ВЫСОКАЯ КАМЕННАЯ СТЕНА

1

2

3

4

5

10

ХОЛОДНОЕ ОДИНОКОЕ

ПУТЕШЕСТВИЕ

1

2

3

4

5

11

ПАДЕНИЕ СО СКАЛЫ

1

2

3

4

5

12

НОВЫЙ ОПЫТ

1

2

3

4

5

13

ЯСНОЕ СВЕЖЕЕ УТРО

1

2

3

4

5

14

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

1

2

3

4

5

15

ЧЕРНАЯ ДЫРА

1

2

3

4

5

16

МИРНЫЙ САД

1

2

3

4

5

17

БОЛЬШОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

1

2

3

4

5

18

ПУСТОЕ СУМРАЧНОЕ

ПРОСТРАНСТВО

1

2

3

4

5


 

 

 А теперь, невзирая на  то, как вы оценили предложенные выше образы, опишите, пожалуйста, своими словами метафору или образ, который наилучшим образом описывает то, как Вы можете думать о своей собственной смерти:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

И наконец:

Обозначьте свой пол: _________ мужской  ________ женский

Укажите, сколько Вам лет   _________

Принадлежите ли Вы к определенной этнической, национальной или религиозной группе? Если это так, пожалуйста, напишите об этом ниже:

_____________________________________________________________________________

 

СПАСИБО!

 

 


Информация о работе Особенности страха смерти в подростковом возрасте