Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 06:01, контрольная работа
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствует научнообоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности.
Введение 3
Причины задержки психического развития 4
Характеристика детей с задержкой психического развития 5
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР 7
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей 13
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР13
Особенности рисунков детей с ЗПР 15
Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР 16
Заключение 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
Кафедра специальной психологии
Контрольная работа
на тему: Особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Особенности изобразительной и трудовой деятельности младших школьников с ЗПР.
выполнила: студентка 3 курса
группы СП-31 Эм Н.А.
проверила : Белорусова Е.А.
2013г.
Содержание
Введение 3
Причины задержки психического развития 4
Характеристика детей с задержкой психического развития 5
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР 7
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей 13
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР13
Особенности рисунков детей с ЗПР 15
Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР 16
Заключение 18
Введение
На протяжении всей истории
специальной психологии и коррекционной
педагогики исследователи искали методы,
сочетающие в себе высокую диагностическую
и коррекционную
Изобразительная деятельность в дошкольном
и младшем школьном возрасте является
одной из форм усвоения ребенком социального
опыта. В процессе создания рисунка дети
овладевают знаково-символической системой
координат, специфичной для выражения
отношений предметного мира, а также человеческих
чувств. Специально организованная изобразительная
деятельность должна отражать весь спектр
социально-личностных потребностей ребенка,
влиять на становление личностных качеств
и социальную компетентность. Особенно
актуален такой подход к воспитанию и
обучению детей с интеллектуальными нарушениями.
Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого
социального и культурного развития. У
них затруднено использование традиционной
«взрослой» культуры в качестве источника
развития специфических человеческих
способностей и способов деятельности.
В результате нарушаются условия врастания
ребенка в культуру, приобщения к культурному
опыту человечества. Возникает потребность
в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического
воздействия.
Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, формирование активного, самостоятельного, всесторонне развитого члена общества.
Для решения этой задачи большое значение имеет преодоление школьной неуспеваемости путем оказания помощи детям, испытывающим особые затруднения в учении. Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50 % составляют дети с задержкой психического развития.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не являются умственно отсталыми.
Что же такое задержка психического развития?
Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций.
В последнее время выделяют 4 основных типа ЗПР:
Причины задержки психического развития
1. Биологические:
2. Социальные:
Характеристика детей с задержкой психического развития
Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. У них недостаточно сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. Такие дети с трудом овладевают навыками счета, чтения и письма. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы. Учащиеся с задержкой психического развития быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Эти и ряд других особенностей говорят о том, что задержка психического развития проявляется как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в отставании развития познавательных процессов. Это проявляется в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.
Снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей с задержкой психического развития наблюдаются и недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у них ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного. Так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. То и другое с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач. Как известно, большинство выполняемых учащимися в классе и дома заданий и упражнений связано с необходимостью решать те или иные мыслительные задачи. При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера. Испытываемые детьми затруднения связаны прежде всего с тем, что к началу школьного обучения они еще не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование (отвлечение).
Одна из психологических особенностей детей с задержкой психического развития состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех видов мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.
Значительно отстает у детей развитие наглядно-образного мышления. Особенно им трудно оперировать в уме частями образов. Менее всего отстает в развитии их наглядно-действенное мышление. Такое отставание в развитии мыслительных процессов говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Отличается от нормы и речь детей с задержкой психического развития. Многим их них присущи дефекты произношения, что естественно, приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемый имеющимися в словаре словами понятия часто неполноценны – сужены, неточны, а ингда и просто ошибочны. Они испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций. Их собственная речь характеризуется примитивностью грамматического строя, бедностью словаря.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью является игра. Но к школьному возрасту у них оказывается несформированной высшая форма игровой деятельности – ролевая игра. Это игра со сложными правилами, которая по существу подготавливает ребенка к выполнению учебной деятельности. Они оказываются не в состоянии выполнять взятую на себя роль. Переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивные действия.У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.
Важно отметить, что в условиях общеобразовательной школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.
Под влиянием неудач у ребенка с зпр быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющиеся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение.
Таким образом, существуют типичные особенности,
свойственные всем детям с ЗПР.