Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 06:01, контрольная работа
На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствует научнообоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности.
Введение 3
Причины задержки психического развития 4
Характеристика детей с задержкой психического развития 5
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР 7
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей 13
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР13
Особенности рисунков детей с ЗПР 15
Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР 16
Заключение 18
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы:
Формирование мотивационно-
Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать средующие принципы:
формирование у детей представлений о том, что любое изображение — это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
тесная взаимосвязь
актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
у детей формируются навыки наблюдения;
совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
формируются полные и точные
представления о предметах и
явлениях окружающего мира, поскольку
изображение предметов требует
отчетливого выделения в
дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
дети учатся изображать предметы,
т.е. запечатлевать представления
о нем и способе его
на уроках изобразительного
искусства у детей в наглядно-
Особенности рисунков детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.
У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».
В рисунках отмечаются выраженные
пространственные нарушения в расположении
объектов на листе бумаги, выраженная
диспропорциональность
Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с зпр
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы - воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.
Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.
Возможность развития мышления
на уроках труда, как и в процессе
обучения в целом, определяется в
настоящее время принципом
Реализация этого принципа
в начальных классах школы
способствует формированию важнейших
психических новообразований
Как известно, дети в основном
приходят в I класс с конкретно-образным
мышлением. Традиционные методы обучения
на уроках труда, в том числе обучение
трудовым операциям под диктовку,
не способствуют формированию абстрактного
мышления. Первокласснику диктуется
и показывается каждое действие, и
это ограничивает его возможности
размышлять отвлеченно, представлять
и планировать последующие
Заключение
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.
Используемая литература
1. Актуальные проблемы
диагностики задержки
2. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития. - Москва. 1985.
3. Обучение детей с
задержкой психического
4. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.
5. Пекелис, Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - Москва. Педагогика,1971. – 208 с.
6. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - Москва. Владос, 1999.
7. Шевченко, С.Г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. - Москва. 1998.
8. Е.А. Ержанова. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6
9. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994
10. Сакулина Н.П.Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965.
11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006
12. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.