Особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Особенности изобразительной и трудовой деятельности младших школьников с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 06:01, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей истории специальной психологии и коррекционной педагогики исследователи искали методы, сочетающие в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность. Уже в начале XX века психиатры и психологи выделяли изобразительную деятельность в качестве одного из важнейших средств в диагностическом инструментарии. Гораздо позднее она начала использоваться в коррекционных целях. До сих пор отсутствует научнообоснованная система использования изобразительной деятельности в обучении и воспитании детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности.

Содержание работы

Введение 3
Причины задержки психического развития 4
Характеристика детей с задержкой психического развития 5
Особенности учебной деятельности детей с ЗПР 7
Виды занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное развитие детей 13
Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР13
Особенности рисунков детей с ЗПР 15
Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР 16
Заключение 18

Файлы: 1 файл

контр по зпр.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

      Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.

Этапы:

Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.

Формирование основных умений изобразительной деятельности в  процессе овладения ребенком способами  отражения внешних качеств предметов.

Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).

Творческая изобразительная  деятельность на уровне воображения, которая  основывается на высокой эмоциональной  включенности ребенка в процесс  рисования.

При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной  деятельности у детей необходимо учитывать средующие принципы:

формирование у детей  представлений о том, что любое  изображение — это отражение  реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;

учет закономерностей  развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления  изобразительной деятельности у  детей с различными отклонениями в развитии;

тесная взаимосвязь изобразительной  деятельности с различными видами детской  деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;

актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и  содержания обучения;

эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений  на всех этапах обучения;

развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;

процесс созданий изображений  немыслим без воспитания у детей  эстетической культуры и художественной выразительности.

Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:

у детей формируются навыки наблюдения;

совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;

дети овладевают специфическим  восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его  свойств;

формируются полные и точные представления о предметах и  явлениях окружающего мира, поскольку  изображение предметов требует  отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в  пространстве и других параметров;

дети не только воспроизводят  увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;

также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку  в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и  кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;

дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления  о нем и способе его изображения;

на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все  мыслительные операции.

Особенности рисунков детей с ЗПР

  Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР есть затруднения  в построении целостного образа и  выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется  замедленно. Таким детям свойственна  общая пассивность восприятия, что  проявляется в попытках подменить  более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».

В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных  составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между  собой, отсутствие изображения мелких деталей.

 

 

 

Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с зпр

       Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы - воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться.

       Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мышления и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Возможность развития мышления на уроках труда, как и в процессе обучения в целом, определяется в  настоящее время принципом развивающего обучения.

Реализация этого принципа в начальных классах школы  способствует формированию важнейших  психических новообразований младшего школьного возраста, обеспечивающих возможность полноценного перехода в последующий возрастной период. К ним в первую очередь психологи  и педагоги относят абстрактное  мышление, произвольность действий, внутренний план действия, самоконтроль и самооценку. При соответствующих условиях обучения в начальных классах уроки  труда обеспечивают большие возможности  в формировании этих новообразований.

Как известно, дети в основном приходят в I класс с конкретно-образным мышлением. Традиционные методы обучения на уроках труда, в том числе обучение трудовым операциям под диктовку, не способствуют формированию абстрактного мышления. Первокласснику диктуется  и показывается каждое действие, и  это ограничивает его возможности  размышлять отвлеченно, представлять и планировать последующие операции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

    Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе.  К.Д. Ушинский сравнивал педагогику с искусством врачевания и отмечал, что личность учителя имеет большее значение, чем организация режима дня, чередование уроков, учебная нагрузка и другие гигиенические факторы. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.

 

Используемая  литература

1. Актуальные проблемы  диагностики задержки психического  развития детей./ Под ред. К.С.Лебединской. - Москва. Педагогика, 1982.

2. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития. - Москва. 1985.

3. Обучение детей с  задержкой психического развития./ Под ред. В. И. Лубовского. - Смоленск. 1994. – 128 с.

4. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития./ Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В.М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1993. – с. 81-93.

5. Пекелис, Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними.// Дети с временными задержками развития./ Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - Москва. Педагогика,1971. – 208 с.

6. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - Москва. Владос, 1999.

7. Шевченко, С.Г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. - Москва. 1998.

8. Е.А. Ержанова. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6

9. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителей/ под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994

10. Сакулина Н.П.Рисование в дошкольном возрасте. – М., 1965.

11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006

12. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.

 

 


Информация о работе Особенности учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Особенности изобразительной и трудовой деятельности младших школьников с ЗПР