Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа
Цель исследования - выявление особенностей возникновения внутриличностных конфликтов и их влияния на эффективность профессиональной деятельности машиниста.
Гипотеза исследования:
Эффективность профессиональной деятельности машиниста зависит от степени их вовлеченности в ситуацию внутриличностных конфликтов
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития.
Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы ни разу в жизни не переживал внутриличностного конфликта. Более того, с такими конфликтами в своей жизни человеку приходится сталкиваться постоянно.
В условиях реформирования железнодорожного транспорта, обеспечивающего значительные объемы пассажирских и грузовых перевозок, возрастает роль машинистов локомотивов как субъектов, принимающих решения, которые предопределяют результат функционирования всей системы железнодорожной безопасности. Новые условия деятельности - работа без помощника, поездки на дальние расстояния, высокие скорости - предъявляют особые требования к эффективности работы машиниста. Деятельность локомотивных бригад характеризуется высоким содержанием неблагоприятных факторов профессиональной среды. С одной стороны, это так называемые факторы обитаемости, под которыми понимают комплекс физических, химических и психофизиологических факторов (шум, вибрация, запыленность, перепады температур и т. п.), оказывающих влияние на человека в процессе взаимодействия его с техникой и изменяющих эффективность его работы.
С другой стороны группа субъективных факторов, которые зависят от самого человека и влияют на эффективность его труда и степень психоэмоционального напряжения.
Таким образом, актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями к эффективности работы локомотивной бригады в новых условиях деятельности, недостаточной изученностью особенностей влияния внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте.
Объект исследования - личность и профессиональная деятельность машиниста.
Предмет исследования - особенности внутриличностных конфликтов и их влияние на эффективность профессиональной деятельности машиниста локомотива.
Цель исследования - выявление особенностей возникновения внутриличностных конфликтов и их влияния на эффективность профессиональной деятельности машиниста.
Гипотеза исследования:
Эффективность профессиональной деятельности машиниста зависит от степени их вовлеченности в ситуацию внутриличностных конфликтов
Задачи исследования:
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы.
Глава 1. Внутриличностный конфликт
Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.
Внутриличностный конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т. п.
Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам.
Будучи врагом утопий
и иллюзий, Фрейд отказался
считать конфликты в человеческ
Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива. Человеческая психика включает три инстанции - Оно, Я, Сверх-Я. [1]
Все они руководствуются различными принципами:
Суть внутреннего конфликта по Фрейду: при возникновении любой потребности Оно восклицает: «Хочу!», Сверх-Я будет вопрошать: «А нравственно ли это?», а Я начнет искать рациональный путь выхода из сложившегося положения. Чаще всего решение будет найдено автоматически. Но в критических ситуациях наступает острый конфликт инстанций, особенно когда позиции сторон противоположны.
Социальная среда и личность. К. Хорни
Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни. Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.
В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господстве рыночных отношений характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.
В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от того, какими средствами он, достигнут, с другой, - общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование.
Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма. [2]
Внутриличностный подход по К. Юнгу.
Иной подход к внутриличностному конфликту предложил К. Юнг. В книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных классификаций человеческих типов, построенных на качественной основе. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики - мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях - как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир). Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Поэтому основное противопоставление в типологии он связал с конфликтом субьективного и объективного.
Внешний мир с его правилами и предписаниями не столь важен, как область внутренних переживаний. Вот две установки сознания. Но философский подход дополняется психоаналитическим, фрейдистским. Психическая жизнь протекает в режиме конфликта сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную реакцию бессознательного. Коль скоро для экстраверта акцент в сознательных процессах делается на внешнем окружении, то бессознательное встанет на защиту субъекта, породит эгоцентрические тенденции. В противоположную сторону будет направлена компенсация бессознательного у интроверта (на повышение влияния объекта).
Фрейд, Адлер, Юнг рассматривали конфликты личности «изнутри». Это неудивительно - ведь они были врачами. Иной подход характерен для тех психологов, которые подходили к человеку «извне» - из сферы социальной жизни (Дж. Мид, Ч. Куди). Они основали направление в психологии, называемое интеракционизмом.
Интеракция - единица общения (англ. Interaction - взаимодействие).
Вполне логично, что личность выступает, прежде всего, как система ролей, которые исполняет человек в группах разной степени общности, например, гражданин, студент, игрок, внук, друг и т.п. Каждая роль имеет свой социально предписанный сценарий. Возникает опасение: не стирает ли такой подход к личности ее индивидуальные черты? Личность не погребена под этикетками шаблонных функций, потому что ее роли составляют систему.
Для каждого есть наиболее важные роли, которые именуются эталонными. Через них личность реализует себя в первую очередь, с полной отдачей и серьезностью («положение обязывает»). Вокруг уже этих ролей располагаются остальные.
Уникальность личности не исчезает под гнетом шаблонных ролей, а, скорее, проявляется в вариативности их узора. Личность может соотнести логику своего поведения с логикой социальных норм и ожиданий. И вот здесь кроется источник внутриличностного конфликта.
На социальные роли в обществе наложены ограничения в сочетаемости. Личность может столкнуться с тем, что ее потребности приводят разыгрывание ролей к противоречию. Возникает ролевой конфликт - столкновение между несочетаемыми ролями.
При неблагоприятном стечении обстоятельств возможно образование нескольких конфигураций ролей значимых, эталонных, которые могут находиться в слабой согласованности и даже в конфликте. В кризисном же положении возможна смена Я-концепции («Кто Я?»). Может это будет благотворное переосмысление своей роли в обществе, возможность встать на свой истинный путь. А может и привести к психическому расстройству, шизофрении.
Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия, это самый популярный российский психолог на Западе. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуации, когда в поведении индивидов сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.
Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов, Л. Славина.
В. Мерлин говорил, что «внутриличностный конфликт - результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности. Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами и отношениями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом».
По Левитову внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.
Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом. Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.
Показатели внутриличностного конфликта:
Длительность и интенсивность конфликта зависит от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры. Захватывает всю личность, она как бы внутренне расщепляется, и этот конфликт может перерасти в невроз.
Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на “пустом месте”. Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.
Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может “выскочить” из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.