Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:16, курсовая работа
Цель исследования - выявление особенностей возникновения внутриличностных конфликтов и их влияния на эффективность профессиональной деятельности машиниста.
Гипотеза исследования:
Эффективность профессиональной деятельности машиниста зависит от степени их вовлеченности в ситуацию внутриличностных конфликтов
Формирование стабильного внутреннего мира опирается на учет своего позитивного и негативного жизненного опыта.
Ориентация на успех, как правило, предполагает, что личность должна руководствоваться реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому должна ставить перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные цели и задачи.
Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.
Таким образом, внутриличностный конфликт достаточно сложное, многообразное, многофункциональное, как позитивное, так и негативное явление. Знание его сущности и содержания, основных видов, причин возникновения, принципов, способов и приемов его разрешения, действия механизмов психологической защиты позволяет конструктивно подходить к этому уникальному социально-психологическому явлению, одному из основных способов развития психики и самоутверждения личности.
Глава 2. Исследование особенностей влияния внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машиниста локомотива
2.1. Особенности профессиональной деятельности машинистов локомотивов, аварийные инциденты.
Поездная работа машиниста подвержена влиянию ряда факторов, обусловленных спецификой подвижного состава. К этим факторам относятся:
Специфической особенностью трудовой деятельности машиниста локомотива является и то, что в процессе ее выполнения он находится в условиях длительного воздействия динамических (ускорение, изменение температуры и давления), а также монотонных раздражителей, как то - шум машины, "набегание" пути, вибрации.
В целом к объективным факторам, влияющим на эффективность профессиональной деятельности машиниста локомотива относятся следующие:
К субъективным факторам большинство исследователей относит:
Сотрудники локомотивных бригад на железной дороге при выполнении профессиональной деятельности зачастую испытывают на себе воздействие стрессогенных факторов.
Стресс - неотъемлемая и, с точки зрения медицины, необходимая составляющая эффективной деятельности. Он мобилизует силы организма на сопротивление факторам внешней среды.
Стресс способствует возникновению не только нарушению их психической деятельности, но и ряда заболеваний внутренних органов. [25]
Профессиональная деятельность работников локомотивных бригад на железной дороге предполагает психофизическое напряжение, способствующее возникновению профессионального стресса. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от их умений быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, опыта поведения в различных ситуациях. Все это является необходимыми условиями успешности сотрудников локомотивных бригад, которые учитываются на этапах приема на работу и в период продолжительной трудовой деятельности. В связи с этим, одним из профессионально значимых качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, и обуславливающих психическое здоровье представителей данной профессиональной группы, является толерантность, определяемая как "способность человека адекватно переносить напряжение или нестандартные ситуации" [12].
Следствием профессиональных стрессов является и синдром эмоционального выгорания. Он относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Следовательно, негативно сказываясь как на конкретных людях - их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Основным показателем безотказной и безошибочной работы машиниста локомотива является отсутствие в его работе аварийных инцидентов.
Аварийный инцидент, по мнению исследователей, представляет собой событие, связанное с использованием локомотива, которое имело место в течении поездки и привело к реальной угрозе безопасности движения поездов, обусловленное отклонениями от нормального функционирования технических систем локомотива или подвижного состава, ошибками локомотивной бригады или службы движения, состоянием железнодорожного пути, воздействиями внешней среды.
Железнодорожные аварийные инциденты по степени тяжести вероятных последствий можно разделить на макро и микроинциденты. К первым относятся аварийные инциденты (столкновения или сходы подвижного состава, крушения), которые непосредственно связаны с материальным ущербом и человеческими жертвами.
К микро инцидентам относятся аварийные инциденты, связанные с возникновением факторов, создавших реальную угрозу безопасности движения поездов, но не закончившиеся столкновением или сходом подвижного состава.
Выделяют следующие виды микро инцидентов:
1. Проезд запрещающего сигнала или предельного столбика.
2. Обрыв автосцепки подвижного состава.
3. Нарушение графика движения поездов.
В частности, основной причиной проезда запрещающего сигнала является ошибка машиниста в выборе начала торможения. Обрыв автосцепки подвижного состава происходит в результате ошибки в управлении тормозами при недостаточном учете машинистом особенностей профиля пути и веса поезда.
Нарушение графика движения поездов обусловлено, в одних случаях, нарушением машинистом заданной скорости движения на различных участках пути, в других - несанкционированной остановкой локомотива в пути следования из-за неисправности его технических систем, причем неисправность чаще всего связана с выездом машиниста в поездку на заведомо неготовом локомотиве. Попытки ликвидации неполадок в процессе движения приводят к отвлечению внимания машиниста от управляющей деятельности и провоцируют, проезды запрещающих сигналов.
В настоящее время в практике психологической экспертизы аварийных инцидентов специалисты рассматривают две основные группы факторов, от которых зависит проявление ошибочных действий операторов движущихся объектов: внешние - объективные, обусловленные производственной средой, качеством работы всей технической системы, конструктивными особенностями и микроклиматом рабочего места, и внутренние - субъективные, характеризующие самого оператора.
Машинисты локомотивов, которые в отличие от водителей специального самоходного подвижного состава отвечают за весь поезд и осуществляют движение не только по станции, но и по перегонам (между станциями), по мнению многих исследователей, занимают особое место среди операторов движущихся объектов железнодорожного транспорта. С одной стороны, представители этой операторской профессии способны предотвратить нарушения безопасности, обусловленные ошибками персонала путейской, ремонтной и диспетчерской служб, а с другой неправильное или несвоевременно принятое машинистом решение, даже при чётко отлаженной работе всех служб обеспечения безопасности, может привести к аварийному инциденту.
В деятельности машиниста локомотива выделяют два последовательных этапа: подготовку локомотива к поездке, во время которой машинист производит осмотр и проверку всех его технических элементов, и саму управляющую деятельность. Под управляющей деятельностью оператора движущихся объектов железнодорожного транспорта специалисты понимают "реализацию комплекса правильных и своевременных действий по безопасному управлению движением поезда на основании принятых машинистом решений при переработке исходной (предварительной) информации и рабочей информации, получаемой в процессе ведения поезда".
Исходная информация включает в себя сведения о техническом состоянии локомотива, данные о поезде, сведения о метеоусловиях и опасных участках пути, а также нормативные документы (приказы, распоряжения, инструкции), регулирующие деятельность машиниста на различных этапах его работы. Рабочая информация делится на оперативную и общую. Общая информация отражает поездную обстановку (изменения метеоусловий и графика движения поездов) и позволяет машинисту рассчитывать режим экономичной и безопасной поездной работы. Оперативная информация, предоставляемая машинисту руководителями движения (поездной диспетчер, дежурный по станции и.т.д.), конкретизирует порядок выполнения отдельных этапов поездки, особенности проследования различных этапов пути.
Современный локомотив
относится к классу динамических
систем, в которых поездная работа
оператора характеризуется
Процесс вождения локомотива сводится к регулированию его скорости за счет изменения силы тяги или тормозной силы. Фактически, из-за невозможности выбора пути движения, т.е. линейной ограниченности пространственного маневрирования локомотива, управляющая деятельность машиниста основана на манипуляциях с тормозами.
Значительное место в вождении локомотива занимает наблюдение, которое выражается в восприятии и обработке информации, поступающей как из внешней среды (команды руководителей движения, состояние железнодорожного пути, напольные сигналы, около дорожное пространство, передвижение пешеходов, транспорта на переездах и т.д.), так и от самого объекта управления. Ручное управление объектом, перемещающимся на большой скорости, на основе периодически или внезапно поступающей извне информации, приводит к тому, что машинист никогда не обладает достаточным объемом информации о среде, на основании которой он мог бы осуществить долговременное программирование своих управляющих действий.
Важнейшим признаком внутриличностного конфликта, наиболее значимо влияющим на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотива, является наличие в их психологическом профессиональном пространстве противонаправленных мотивационно - ценностных тенденций, связанных с несоответствием между образами желаемой и реальной профессиональной действительности;
Причинами возникновения внутриличностных конфликтов у машинистов локомотивов является рассогласование между мотивационно-ценностными тенденциями различных конструктов профессионального психологического пространства;
Эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов зависит от степени его вовлеченности в ситуацию внутриличностного конфликта, которая проявляется в увеличении количества аварийных инцидентов при высокой внутренней конфликтности, а также во взаимосвязи между высоким уровнем развития профессионально важных качеств машиниста и низкой степенью вовлеченности профессионала в ситуацию внутриличностного конфликта;
В профессиональном психологическом пространстве машинистов локомотивов выделяются внутриконструктные (отражающие рассогласование между мотивационно-ценностными тенденциями одного конструкта) и межконструктные (обусловленные противоречиями между мотивационно-ценностными тенденциями различных конструктов) конфликты, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и связанные с конкретными видами аварийных инцидентов.
Исследования работников локомотивных бригад не так полно представлены в научной психологической литературе как исследования других профессий.
В исследовании была использована методика, определяющая склонность к внутриличностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха - Фальконета) и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».