Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение следующих задач:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей восприятия в подростковом возрасте;
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6
2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10
Понятие восприятия………………………………………………………….10
2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16
3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

 

Курсовая работа 27 листов, 22 источника.

Ключевые слова: когнитивные особенности, восприятие, восприятие в подростковом возрасте, алкоголизм, подростковый алкоголизм, влияние алкоголизма на восприятие

Объект исследуемого: восприятие подростка. Последствия влияния на него алкоголя в этом возрасте.

Предмет исследования: ребёнок подросткового возраста.

Метод  исследования: аналитический (теоретический анализ научной психологической литературы).

Цель курсовой работы: научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем».

Задачи  курсовой работы:

- изучение особенностей  подросткового возраста;

- изучение особенностей  восприятия в подростковом возрасте;

- изучение влияния  алкоголизма на восприятие.

Вывод: изучение   данной темы актуально в наши дни. Так как она связана с распространенностью алкоголизма, опасностью последствий в подростковом возрасте, а также с недостаточной изученностью данной проблемы. Проблема алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Тема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

Алкоголизм  перестал быть сегодня медицинской  или моральной проблемами только отдельных лиц, он затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего  населения, влияет на национальное развитие, алкоголизм – это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.

В данной работе я выявила особенности подросткового  возраста, особенности восприятия в  подростковом возрасте и влияние алкоголизма на восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...4  

1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6

2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10

    1. Понятие восприятия………………………………………………………….10

2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16

3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подростковый возраст – это период максимализма по отношению человека к жизни. У       отрока не бывает «маленьких» проблем. Все его проблемы глобальны.        Отсюда и повышенная агрессивность к окружающим, и склонность к         суицидному и аддиктивному поведению.

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов  ребенка. Они становятся более дифференцированными  и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Следовательно, меняется и его восприятие.  

Развитие аддиктивных  потребностей, как правило, начинается именно в подростковом возрасте и  в последствии принимает у многих людей устойчивые формы.

Анализируя  в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно  отметить ряд характерных особенностей. Под алкоголизмом в подростковом возрасте понимается такое злоупотребление спиртными напитками, которое сопровождается формированием патологического влечения к опьянению и абстинентного синдрома. Эпизодическое и систематическое потребление спиртных напитков без признаков зависимости обычно называют ранней алкоголизацией. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами.

Социологи и  психологи в качестве основных причин тяги молодежи к алкоголю указывают  на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное  время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди молодежи.

Предметом исследования курсовой работы являются подростки злоупотребляющие  алкоголем.

Объектом исследования курсовой работы является восприятие подростов злоупотребляющих алкоголем.

Теоретическая значимость работы заключается в  систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.

Практическая  значимость заключается в том, что  результаты курсовой работы могут быть использованы в работе школьных психологов, сотрудников детской комнаты милиции, социальных  работников с целью выявления подростков злоупотребляющих алкоголем и снижения уровня алкоголизации детей подросткового возраста.

Анализ литературы:

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил раскрыть психологические особенности  подросткового возраста (работы В.С. Мухиной, Ж. Пиаже,  Л.Ф. Обуховой, Л.С. Выготского, А. А. Реана, А. Н. Леонтьева, Г.С. Абрамовой,  Г. Крайг, Д. Хэмилтона и многие других), особенности восприятия (труды Н.Н.Ланге Грановской Р.М, Крысько В.Г., Гамезо М.В. и Домашенко И.А.,В.Вундта  и Г. Гельмгольца, М. Вертхаймера, В. Келлера, К. Коффки, Дж. Гибсона, Д.О. Хэбба, Ж. Пиаже, И.М.Сеченова, Маклакова А.Г. др.), вопросы развития восприятия в подростковом возрасте (Мухина В.С., Сапогова Е.Е., Ю. К. Бабанский, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Тихомирова, Л. С. Выготский), и влияние алкоголя на восприятие (Братусь Б.С., Федотов Д.Д. др.).

Актуальность  темы курсовой связана с распространенностью алкоголизма[А. А. Портнов.], опасностью последствий в подростковом возрасте[Б.С Братусь], а также с недостаточной изученностью данной проблемы[В. И. Лойко, Я. Л. Мархоцкий].

Проблема актуальна  не только в связи с заболеванием взрослого трудоспособного населения. Высокая значимость ее вызвана ростом в последние два десятилетия  числа несовершеннолетних наркологических  больных и лиц подросткового возраста, стационированных по поводу злоупотребления алкоголем.

Целью данной курсовой работы является научно-теоретический  анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение  следующих задач:

- изучение особенностей  подросткового возраста;

- изучение особенностей  восприятия в подростковом возрасте;

- изучение влияния  алкоголизма на восприятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.Особенности подросткового возраста

 

 

Подростковый  возраст – один из самых сложных периодов в развитии человека. Это обусловлено тем, что в это время с человеком происходит множество изменений, которые его очень пугают. Это не только физиологические изменения, но и изменения в социальном статусе подростка. Подростковый возраст – это период максимализма по отношению человека к жизни. У отрока не бывает «маленьких» проблем. Все его проблемы глобальны.   Отсюда и повышенная агрессивность к окружающим, и склонность к  суицидному и аддиктивному поведению, и многое другое.

Проблема подростков всегда интересовала психологов. Ведь именно в этот период взрослые чаще всего сталкиваются с трудностями в общении и воспитании своих детей. Проблемой подросткового возраста занимались     такие психологи, как В.С. Мухина, Ж. Пиаже,  Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский, А. А. Реан, А. Н. Леонтьев, Г.С. Абрамова, Г. Крайг, Д. Хэмилтон и многие другие[1;4;5;7;8;9;10].

Возрастные  границы подросткового возраста в отечественной и          зарубежной литературе определяются по-разному. В отечественной             психологии подростковый возраст также называют отрочеством и               определяют как период жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. В зарубежной же психологии подростков часто называют тинейджерами и определяют этот возраст как период жизни человека от 10 до 20 лет. Такая большая разница в возрастных рамках обусловлена тем, что зарубежные психологи                   одновременно с подростковым возрастом рассматривают еще и юношеский [1, с.345].

         В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет[2; с. 348].

 В классификации Д.Б.  Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее  адекватной очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих  типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый  характер общественных наблюдений[2; с. 358].

        Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает [3; c.61].

По мнению Ж. Пиаже, в подростковом возрасте появляется                 абстрактное мышление, которое он рассматривал как мышление на уровне формальных операций. Этот новый вид  интеллектуальной обработки данных носит абстрактный характер, умозрительный характер и свободен от         рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то     время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с               конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов             возможного. Мышление на уровне формальных операций требует                способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно           предлагает манипулировать не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть [4, c.371].

   Тремя существенными свойствами подросткового мышления, по        мнению Л.Ф. Обуховой являются:

  1.способность учитывать все комбинации переменных при поиске      решения проблемы;

2. способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую;

3.способность объединять и разделять переменные                               гипотетико-дедуктивным образом [5, c.214].

    В.С. Мухина утверждала, что за счёт появления новых и                      совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления        подростков становится значительно шире, а содержание мышления – богаче и сложнее. Поскольку подростки теперь могут рассматривать                      противоречащие фактам ситуации, для них часто новым увлечением            становится чтение научной фантастики и просмотр фантастических фильмов. Они даже экспериментируют с оккультизмом, культами или изменёнными состояниями сознания, вызванными любым способом, от медитаций до     употребления наркотиков. Абстрактное мышление оказывает влияние на то, как подростки  анализируют социальный мир [1, с.401].

    Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя -- вот что приносит с собой мышление в понятиях,"-- писал он [6, с.213].

Информация о работе Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем