Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение следующих задач:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей восприятия в подростковом возрасте;
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6
2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10
Понятие восприятия………………………………………………………….10
2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16
3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………26
Реферат
Курсовая работа 27 листов, 22 источника.
Ключевые слова: когнитивные особенности, восприятие, восприятие в подростковом возрасте, алкоголизм, подростковый алкоголизм, влияние алкоголизма на восприятие
Объект исследуемого: восприятие подростка. Последствия влияния на него алкоголя в этом возрасте.
Предмет исследования: ребёнок подросткового возраста.
Метод исследования:
аналитический (теоретический анализ
научной психологической
Цель курсовой работы: научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем».
Задачи курсовой работы:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей
восприятия в подростковом
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.
Вывод: изучение данной темы актуально в наши дни. Так как она связана с распространенностью алкоголизма, опасностью последствий в подростковом возрасте, а также с недостаточной изученностью данной проблемы. Проблема алкоголизма продолжает оставаться одной из самых социально значимых и актуальных для нашего государства. Это негативное явление причиняет как обществу в целом, так и отдельным гражданам огромный материальный и нравственный ущерб. Тема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.
Алкоголизм перестал быть сегодня медицинской или моральной проблемами только отдельных лиц, он затрагивает здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияет на национальное развитие, алкоголизм – это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.
В данной работе
я выявила особенности
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6
2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10
2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16
3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………26
Введение
Подростковый возраст – это период максимализма по отношению человека к жизни. У отрока не бывает «маленьких» проблем. Все его проблемы глобальны. Отсюда и повышенная агрессивность к окружающим, и склонность к суицидному и аддиктивному поведению.
В подростковом возрасте происходит
дальнейшее развитие психических познавательных
процессов у ребенка и
Развитие аддиктивных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом возрасте и в последствии принимает у многих людей устойчивые формы.
Анализируя в целом современные зарубежные и отечественные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Под алкоголизмом в подростковом возрасте понимается такое злоупотребление спиртными напитками, которое сопровождается формированием патологического влечения к опьянению и абстинентного синдрома. Эпизодическое и систематическое потребление спиртных напитков без признаков зависимости обычно называют ранней алкоголизацией. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей, друзей, товарищей – и изучении внешнего влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами.
Социологи и психологи в качестве основных причин тяги молодежи к алкоголю указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания. Неблагополучие в семье и столкновение с действительностью, мода или конфликт с общественными нормами – таковы причины роста алкоголизации и алкоголизма среди молодежи.
Предметом исследования курсовой работы являются подростки злоупотребляющие алкоголем.
Объектом исследования курсовой работы является восприятие подростов злоупотребляющих алкоголем.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материала и выводах сделанных на этой основе.
Практическая значимость заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы в работе школьных психологов, сотрудников детской комнаты милиции, социальных работников с целью выявления подростков злоупотребляющих алкоголем и снижения уровня алкоголизации детей подросткового возраста.
Анализ литературы:
Анализ психолого-
Актуальность темы курсовой связана с распространенностью алкоголизма[А. А. Портнов.], опасностью последствий в подростковом возрасте[Б.С Братусь], а также с недостаточной изученностью данной проблемы[В. И. Лойко, Я. Л. Мархоцкий].
Проблема актуальна
не только в связи с заболеванием
взрослого трудоспособного
Целью данной курсовой работы является научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение следующих задач:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей
восприятия в подростковом
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.
1.Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в развитии человека. Это обусловлено тем, что в это время с человеком происходит множество изменений, которые его очень пугают. Это не только физиологические изменения, но и изменения в социальном статусе подростка. Подростковый возраст – это период максимализма по отношению человека к жизни. У отрока не бывает «маленьких» проблем. Все его проблемы глобальны. Отсюда и повышенная агрессивность к окружающим, и склонность к суицидному и аддиктивному поведению, и многое другое.
Проблема подростков всегда интересовала психологов. Ведь именно в этот период взрослые чаще всего сталкиваются с трудностями в общении и воспитании своих детей. Проблемой подросткового возраста занимались такие психологи, как В.С. Мухина, Ж. Пиаже, Л.Ф. Обухова, Л.С. Выготский, А. А. Реан, А. Н. Леонтьев, Г.С. Абрамова, Г. Крайг, Д. Хэмилтон и многие другие[1;4;5;7;8;9;10].
Возрастные границы подросткового возраста в отечественной и зарубежной литературе определяются по-разному. В отечественной психологии подростковый возраст также называют отрочеством и определяют как период жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. В зарубежной же психологии подростков часто называют тинейджерами и определяют этот возраст как период жизни человека от 10 до 20 лет. Такая большая разница в возрастных рамках обусловлена тем, что зарубежные психологи одновременно с подростковым возрастом рассматривают еще и юношеский [1, с.345].
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет[2; с. 348].
В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее адекватной очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подростничества устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность подростничества состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой – перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений[2; с. 358].
Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает [3; c.61].
По мнению Ж. Пиаже, в подростковом возрасте появляется абстрактное мышление, которое он рассматривал как мышление на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный характер, умозрительный характер и свободен от рабского «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. В то время как детям младшего возраста гораздо удобнее иметь дело с конкретными эмпирическими фактами, подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предлагает манипулировать не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть [4, c.371].
Тремя существенными свойствами подросткового мышления, по мнению Л.Ф. Обуховой являются:
1.способность учитывать все комбинации переменных при поиске решения проблемы;
2. способность предполагать, какое влияние одна переменная окажет на другую;
3.способность объединять и разделять
переменные
В.С. Мухина утверждала, что
за счёт появления новых и
совершенствования старых когнитивных
умений диапазон мышления
подростков становится значительно шире,
а содержание мышления – богаче и сложнее.
Поскольку подростки теперь могут рассматривать
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя -- вот что приносит с собой мышление в понятиях,"-- писал он [6, с.213].
Информация о работе Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем