Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение следующих задач:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей восприятия в подростковом возрасте;
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6
2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10
Понятие восприятия………………………………………………………….10
2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16
3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

С началом алкоголизации  подростки быстро теряют интерес к учёбе или работе. При продолжении пьянства у подростков отмечаются заметные нарушения памяти, возникает невростеноподобные состояния с выраженной вегетососудистой неустойчивостью, повышенной раздражительностью, расстройствами сна. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль [23, с.230].

Братусь Б.С. писал, что алкоголь, воздействуя на мозг, нарушает его функцию. В первую очередь страдает кора головного мозга, возникшая в ходе эволюции человека и отвечающая за мышление и проявления нравственности. Именно эта функция коры головного мозга отличает человека от животного. Вследствие наркотизации коры головного мозга теряется контроль разума за действиями человека. На первый план в его поступках выходит эмоциональное восприятие действительности, причем преобладают отрицательные эмоций. Это порождает агрессивность, грубость, озлобленность и прочее[24, с.82].

Различают три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжёлую, которые характеризуются прогрессивным нарастанием психических и неврологических симптомов, вызванных токсическим и психоактивным действием этанола. Степень алкогольного опьянения зависит от восприимчивости организма к этанолу и от дозы выпитого алкоголя. Симптоматика варьирует от снижения критического отношения к собственным действиям, поверхностного мышления, неточности движений и расторможенностью поведения (при легкой степени опьянения) до утраты контакта с окружающими, грубой атаксии (нарушения движений) и наступлением сопора и комы при тяжёлых отравлениях. При лёгкой степени опьянения выпивший испытывает небольшой подъём сил, снижается критика к собственным действиям, движения становятся менее точными, а поведение — более расторможенным. При средней степени опьянения начинается атаксия, начинаются психические нарушения, речь становится невнятной, значительно снижается болевая и температурная чувствительность. При тяжёлой степени опьянения выпивший вообще неспособен понимать, что происходит вокруг и что говорят окружающие. Память обычно полностью нарушается на период опьянения.[25, с.11]

Алкоголь отрицательно сказывается и на различных видах  восприятия. Отрицательно сказывается действия алкоголя на слуховом восприятии; искажаются вкусовые ощущения; снижаются реакции на внешние раздражители; увеличивается число ошибок при решении простейших арифметических примеров.

В многочисленных медико-лабораторных исследованиях  были выявлены соотношения между  концентрацией алкоголя в крови и характером изменений различных физиологических реакций и поведения человека в состоянии алкогольного опьянения.

Так, если концентрация алкоголя в крови составляет 0,21—0,4 г/л, у человека отмечается нарушение  координации движений. Повышается порог болевой чувствительности.

 Если же  концентрация алкоголя в крови  составляет 0,41—0,6 г/л, то наступает  значительное ухудшение зрительного  восприятия. При этом, в частности,  отдельные мерцания перестают  различаться и воспринимаются  человеком как постоянный источник света.

 Если концентрация  алкоголя в крови повышается  до 1,01—1,5 г/л,  нарушения координации  всех движений приобретают резко  выраженный характер[24, с.112].

При хроническом алкоголизме процессы, ведущие к нарушению памяти, заходят иногда настолько далеко, что приводят к практически полной утрате способности к запоминанию недавно происшедших событий, только что воспринятой информации (так называемый корсаковский синдром). Больной ещё восстанавливает в памяти отдельные понятия и слова, их выражающие, но не может устанавливать связи между ними (утрата концептуальной памяти).

Систематическое употребление алкогольных напитков сопровождается обеднением речи, уменьшением  активного запаса слов; затрудняется умение оперировать словами, строить на них фразы. Все эти факторы ведут к снижению уровня общения, к фактической социальной изоляции человека, злоупотребляющего алкоголем [25, с. 21].

При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Братусь Б.С. также  считал, что употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется, "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Алкоголь, принятый в больших дозах, вызывает более глубокие нарушения восприятия внешних впечатлении, точность их понижается, внимание и память нарушаются еще в большей степени, чем при умеренных дозах. Ассоциации качества нарастают, а критика ослабевает, утрачивается возможность внимательно выслушивать других,  следить за правильностью своей речи, контролировать свое поведение [24, с.118].

Таким образом, детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем. Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения. Прием даже незначительных доз спиртных напитков существенно снижает качество, точность, координацию движений, увеличивает время двигательных реакций и время восприятия различных раздражителей. Выраженность таких проявлений связана с количеством принятого алкоголя, концентрацией его в крови. Все виды восприятия — слухового, зрительного, болевого — существенно замедлены.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Актуальность  темы  курсовой связана с распространенностью  алкоголизма[А. А. Портнов.], опасностью последствий в подростковом возрасте[Б.С Братусь], а также с недостаточной изученностью данной проблемы[В. И. Лойко, Я. Л. Мархоцкий].

Проблема актуальна  не только в связи с заболеванием взрослого трудоспособного населения. Высокая значимость ее вызвана ростом в последние два десятилетия числа несовершеннолетних наркологических больных и лиц подросткового возраста, стационированных по поводу злоупотребления алкоголем.

В результате научно-теоретического анализа состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем» были систематизированы полученные данные. Было получено что в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей.

Также было рассмотрено понятие восприятия и на основе научно-теоретического анализа можно сделать вывод, что восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, дело человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию исполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

Изучив особенности  восприятия в подростковом возрасте также можно сделать вывод, что восприятие к подростковому возрасту  становится более точным и дифференцированным, проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости». У подростка восприятие становится «думающим». В нем присутствуют элементы анализа, и постепенно оно приобретает характер организованного наблюдения. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает её в понятиях, т.е для него в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление. 

При рассмотрении проблему алкоголизма в подростковом возрасте и влияние его на восприятия, было получено, что детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем. Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением. При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения. Прием даже незначительных доз спиртных напитков существенно снижает качество, точность, координацию движений, увеличивает время двигательных реакций и время восприятия различных раздражителей. Выраженность таких проявлений связана с количеством принятого алкоголя, концентрацией его в крови. Все виды восприятия — слухового, зрительного, болевого — существенно замедлены.

Полученные  данные можно использовать в работе школьных психологов, психологов ПТУ, социальных работников и др. с целью уменьшения распространения алкоголизации среди подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

     1 Мухина В. С.  Возрастная психология: учебное пособие / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

     2 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 555 с.

     3 Кон И.С. Психология ранней  юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 225 с.

     4 Пиаже Ж. Речь и мышление  ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс. 1994. – 528с.

     5 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагентство, 1996. – 374 с.

     6 Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.:Лабиринт, 1999. - 352 с.

     7 Реан А.А.  Психология человека  от рождения до смерти / А.А.  Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.

     8 Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции /А.Н. Леонтьев. - М.:Издательство Московского университета 1971. – 40 с.

     9  Крайг. Г. Психология развития: учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

     10 Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000 – 200 c.

     11 Грановская Р.М. Элементы практической психологии /                      Р.М. Грановская. – СПб.: Свет, 2000. – 560 с.

     12 Крысько В.Г Психология и педагогика  в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Мн.:Харвест, 1999. – 384 с.

     13 Гамезо М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. –  М.: Пед. общество России, 1999. –  276 с. 

     14 Величковский Б.М. Психология  восприятия  Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. -  М.: Издательство Московского университета, 1973. – 247 с.

     15 Гиппенрейтер Ю.Б.  Психология ощущения и восприятия / Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевская. – М.: Астрель,  2002. -  629 с.

     16  Годфруа Ж. Что такое психология / Ж.  Годфруа. - М.: Мир, 1992. - 496 с.

17 Сапогова, Е.Е.  Психология развития человека: учебное  пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект  пресс, 2005. - 460 с.

     18 Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.  К. Бабанский. – М.:Просвещение, 1983. – 608 с.

     19 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова.-  Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

 

     20 Мархоцкий, Я. Л. Алкоголизм – злейший порок человечества / Я. Л. Мархоцкий // Здаровы лад жыцця. – 2006. – № 4. – С. 11-34

    21 Лойко, В. И. Подростковый возраст – непростой период в жизни взрослеющего человека / В. И. Лойко // Здаровы лад жыцця. – 2003. – № 2. – С.25-27.

    22 Сирота, Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательский центр "Акадамия", 2007. - 176 с.

    23 Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений / под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 416 с.

   24 Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма / Б.С. Братусь. -  М.: Издательство Московского университета, 1984. -  145 с.

   25 Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 384 с. с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем