Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является научно-теоретический анализ состояния проблемы «Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем». Цель обусловила решение следующих задач:
- изучение особенностей подросткового возраста;
- изучение особенностей восприятия в подростковом возрасте;
- изучение влияния алкоголизма на восприятие.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Особенности подросткового возраста………………………………………..6
2. Понятие восприятия и его особенности в подростковом возрасте..........10
Понятие восприятия………………………………………………………….10
2.2 Особенности восприятия в подростковом возрасте…………………….16
3. Влияние алкоголя на восприятие…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………26
Огромную роль
в восприятии играет наше охота понимать
тот или иной предмет, сознание необходимости
или обязанности воспринять его,
волевые усилия, направленные на то,
чтобы достичь лучшего восприят
Говоря о роли желания понимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое важность для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т.е. он может активизировать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем более того не заметить [16, с.202].
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сообщить, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Важно то, что можно полагаться на сформированные навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.
Таким образом можно сделать вывод, что восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, дело человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию исполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
2.2. Особенности восприятия в подростковом возрасте
В целом восприятие к подростковому
возрасту становится более точным
и дифференцированным. Восприятие формы
лучше дается в плоскостных фигурах, а
в назывании объемных фигур долго встречаются
затруднения и попытки опредметить незнакомые
формы через конкретные знакомые. Восприятие
цвета идет по пути все более точного различения
оттенков и смешения цветов.
Восприятие пространства и времени в младшем
школьном возрасте сопряжено со значительными
трудностями, хотя от класса к классу становится
более правильным. Большинство детей,
например, преувеличивают длительность
минуты, а при восприятии больших промежутков
времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную
длительность времени. Это связано с:
В восприятии сюжетной
картинки обнаруживается тенденция
к истолкованию, интерпретации сюжета,
хотя не исключено и простое
В целом
развитие восприятия характеризуется
нарастанием произвольности, и там, где учитель учит наблюдению
[7, с. 278].
В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Мухина В.С. утверждала, что в подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости». Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент [1, с.145].
По мнению Сапоговой
Е.Е. возрастные сдвиги в восприятии
других равным образом относятся
и к самовосприятию, самосознанию.
В это время отмечается тенденция
подчеркнуть собственную
Открытие «Я», своего уникального внутреннего мира связано чаще с рядом психодраматических переживаний. Так, например, вместе с осознанием ценности собственной личности, ее неповторимости, непохожести на других приходит осознание чувства одиночества. Подростковое «Я» еще нестабильно, диффузно, подвержено разным влияниям. Желаемое часто принимается за действительное, придуманное воспринимается как реальное. Психологически становление «Я» переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, чувство неопределенного ожидания.
Отсюда — сильное нарастание потребности в общении с одновременным повышением избирательности общения, потому что далеко не каждому юноша может, доверить свой внутренний мир. В то же время часто проявляется потребность в уединении, желание побыть в одиночестве, наедине с самим собой [17, с.235].
Ю. К. Бабанский же считал что, восприятие предполагает отражение в сознании подростка отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений ученика (зрительных, моторных, тактильных и др.), но и данные его прежнего опыта. В этом смысле восприятие богаче непосредственных ощущений. Также восприятие предполагает узнавание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, известным ученику по его прежнему опыту. Советским ученым П. К. Анохиным доказано существование так называемого опережающего отражения, которое проявляется в том, что человек в процессе восприятия уже ожидает проявление некоторых свойств явлений, опираясь на свои прежние знания, практический опыт и т. п. В процессе обучения происходит восприятие не только предметной наглядности, но и знаковых ее форм, а также словесной информации преподавателя. Современный подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. Задача педагога состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность, умело поддерживать внимание, учить выделять в процессе восприятия главное, основное, существенное, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала [18, с. 423].
Как писала Л.Ф. Тихомирова, восприятие является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и подростка. Развитие восприятия у подростка не происходит само собой. Очень велика роль педагога, роль взрослого в этом процессе, которые могут специально организовать деятельность подростков по восприятию тех или иных объектов, учат выявлять существенные признаки свойства предметов и явлений. Как показывают психологические исследования, одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Те подростки, которые в полной мере овладевают этим методом, имеют более глубокое восприятие, количество ошибок у них значительно уменьшается [19, с. 131].
Д.Б. Эльконин отмечает, что у подростка восприятие становится «думающим». В нем присутствуют элементы анализа, и постепенно оно приобретает характер организованного наблюдения. Следовательно, этот возраст является наиболее благоприятным для развития такой способности, как наблюдательность Эльконин Б.Д. Развивающее обучение на пути к подростковой школе [2, с. 376].
Наблюдение
является осмысливающим и
Восприятия подростка заключается в том, что самое речевое мышление подростка переходит от комплексного типа к мышлению в понятиях, вместе с тем коренным образом изменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Для ребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов, сцепленных фактической связью, для подростка значение слова реализуется как понятие, т.е как сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения с действительностью, его сущность [2, с. 388].
По мнению Л. С. Выготского восприятие фактически становится частью наглядного мышления. Выготский Л.С. Психология подростка [6, с.242].
Наглядное мышление подростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает её в понятиях, т.е для него в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление. Он упорядочивает видимую действительность, не соотнося её с прежде установленными комплексами, а с помощью выработанных в мышлении понятий. Категориальное восприятие возникает только в переходном возрасте [2, с. 392].
Таким образом, восприятие к подростковому возрасту становится более точным и дифференцированным, проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости».У подростка восприятие становится «думающим». В нем присутствуют элементы анализа, и постепенно оно приобретает характер организованного наблюдения. Подросток не только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но и осмысливает её в понятиях, т.е для него в акте наглядного восприятия сложно синтезируется абстрактное и конкретное мышление.
3. Влияние алкоголя на восприятие
Подростковый возраст и рискованное поведение - это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать. Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя. И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.
Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у детей и подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеют свои особенности.
Распространению пьянства и алкоголизма способствует незнание их признаков. Частично в этом повинен характер антиалкогольной информации: акцентирование внимания на вреде употребления алкоголя для различных органов, не сообщая главного – того, что алкоголизм является заболеванием психики, которое можно распознать по особенностям поведения [20].
Признаками повышенного риска развития раннего алкоголизма считаются: алкоголизм отца, развившейся до рождения подростка; алкоголизм матери, особенного для дочерей; конституциональные психопатии с преобладанием черт возбудимости; атипичные реакции на первые опьяняющие дозы алкоголя (слабое опьянение от большого количества спиртного и отсутствие расстройств движений); дисфорические и амнестические картины опьянения; сочетание низкой изначальной терпимости к алкоголю с быстрым ее нарастанием по мере злоупотребления; предпочтение крепких напитков слабым, добавление к алкоголю различных средств, усиливающих опьянение; резидуальное органическое поражение головного мозга с картиной выраженной энцефалопатии; черепно-мозговые травмы с потерей сознания в прошлом; злоупотребление ингалянтами, предшествующее или перемежающееся с алкоголизацией; раннее начало алкоголизации – до 10-12 лет [21].
В.Т. Кондрашенко, Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова в своих исследованиях выделили, почему особенно чувствительны к алкоголю подростки, а не взрослые:
Информация о работе Особенности восприятия подростков, злоупотребляющих алкоголем