Особенности восприятия у людей с особыми потребностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучение особенностей восприятия у людей с особыми потребностями, их способы и адаптации.
Объект: Восприятие, как психический процесс.
Предмет: Особенности восприятия людей с особыми потребностями.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………4
Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями
1.1 Понятие «люди с особыми потребностями» и подходы к рассмотрению этого понятия………………………………………………………………………5
1.2 «Восприятие» как психический феномен……………………………8
1.3 Особенности восприятия у людей с особыми потребностями………………………………………………………………12
1.3.1 Сурдопсихология…………………………………………………….14
1.3.2 Тифлопсихология……………………………………………………...20
1.3.3 Олигофренопсихология……………………………………………….24
1.3.4 Аутизм…………………………………………………………………..28
1.3.5 Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата…32
Заключение………………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

Особенности восприятия у людей с особыми потребностями

Курсовая работа

 

 

 

 

Выполнила: Байгубатова  Алина Эриковна

Группа: ГП 2-11

  Научный руководитель: Давыдова Ю. А

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2011

Содержание

 Введение……………………………………………………………4

 Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями

1.1     Понятие «люди с особыми потребностями» и подходы к рассмотрению этого понятия………………………………………………………………………5

 1.2   «Восприятие» как психический феномен……………………………8

 1.3 Особенности восприятия у людей с особыми потребностями………………………………………………………………12

      1. Сурдопсихология…………………………………………………….14
      2. Тифлопсихология……………………………………………………...20
      3. Олигофренопсихология……………………………………………….24
      4. Аутизм…………………………………………………………………..28
      5. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата…32

Заключение………………………………………………………………….

Выводы…………………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………….38

Введение

Среди психических  процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.

 В зависимости от  степени ограничения жизнедеятельности,  обусловленного стойким расстройством  функций организма, возникшего  в результате заболеваний, последствий  травм или дефектов, человек признается инвалидом. По оценкам ВОЗ( Всемирная Организация Здравоохранения) 2011 года, почти 15% населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН в 10%). Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, попадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. Эти люди обладают определенными отличиями в развитии познавательных процессов, от людей, в частности в таком процессе, как восприятие. Эти отличия оказывают влияние на все сферы жизни человека, например, обучение, общение и другие. В этом и состоит актуальность  курсовой работы в изучении отличий восприятия, данной категории людей, имеющих барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми. Исследованиями данных отличий занимались следующие зарубежные исследователи: Ч. Осгуд, К. Коффке, Р. Арнхейм и др. Из российских ученых данной проблемой занимались: Гиппенрейтер Ю.Б., Надирашвили Ш.А., Леонтьев А. Н., Рубинштейн  С. Л., Гальперин П. Я., Лурия А. Р., Выготский Л. С., Божович Л. И, Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Давыдов В. В. и др.

Цель: Изучение особенностей восприятия у людей с особыми потребностями, их способы и адаптации.

Объект: Восприятие, как психический процесс.

Предмет: Особенности восприятия людей с особыми потребностями.

Гипотеза:

  • У людей с особыми потребностями в развитии изменяется структура восприятия.
  • Любое отклонение в развитии влечет за собой изменение перцептивной структуры.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:

  • Изучить научную литературу по теме «Восприятия» и «психические особенности людей с особыми потребностями».
  • Провести сравнительный анализ людей с особыми потребностями .
  • Выявить отличия восприятия людей с особыми потребностями от восприятия обычных людей.
  • Методологические подходы и принципы: использовался библиографический метод.

                                                                                                                                  

 

 

Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями

1.1  Понятие люди с особыми потребностями и подходы к рассмотрению этого понятия

История отношения общества к инвалидам крайне полна примеров как бесчеловечного, так и милосердного обращения с ними.  И в том, что сегодня отношение общества к инвалидам гуманизируется. В настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще меняют на человека с ограниченными возможностями. Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций. Сама по себе инвалидность не создает никаких особенных, специальных трудностей, но она усложняет общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя процесс их разрешения. [Специальная психология: В. М. Сорокин Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь». 2003]. Большую точность обнаруживают В. Г. Петрова и И. В. Белякова, утверждая, что люди с отклонениями в развитии — это те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира (Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они — дети с отклонениями в развитии. М., 1998, с. 4). По этому поводу следует отметить, что некоторые авторы используют понятия «отклоняющееся, нарушенное развитие» и т. п., тогда как другие предпочитают указывать на его субъекта, носителя. При этом употребляются слова: дети с отклонениями в развитии или лица с проблемами в развитии.

Более точное и развернутое  определение принадлежит  Л. Пожару. «В нашем определении аномальные дети — это дети и подростки  с трудностями социального функционирования, вытекающими из дефицитарности или недостатка органа, его функции и процесса, со специфическими особенностями и характерными трудностями в познании окружающего мира и общении с людьми, а также со специфическими особенностями формирования их личности» [Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология. М., 1996]. Таким образом, здесь описаны причины и сферы проявления отклонений в развитии, а сами отклонения раскрываются через понятия «характерные трудности» и «специфические особенности». Сущность последних не анализируется. Автор также не учитывает и того простого факта, что любой индивид без каких бы то ни было отклонений в развитии и функционировании психики с неизбежностью должен испытывать характерные для себя трудности в процессе познания и общения, а также обладать специфическими особенностями формирования собственной личности. Данные категории «трудность» и «специфичность» — нуждаются в качественной квалификации. В целом же данное определение можно признать вполне адекватным, но излишне общим и формальным.

В свою очередь В.М. Соркин сделал свое обобщение сказав что: «С моей точки зрения, отклоняющееся  развитие следует понимать, как обычное  развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованное. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регуляторные), что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Это, прежде всего, проявляется в замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психологопедагогической помощи.»  Психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Но выпадение элементов с неизбежностью приводит к перестройке всей системы организации психики. Подобная перестройка обусловлена необходимостью восстановления целостности психической деятельности и выполнения основных ее задач — отражения и регуляции. Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства основных закономерностей, как в случаях нормального, так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается. Любой вариант отклонений в развитии обладает некоторыми общими параметрами. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы В. В. Лебединским. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения от этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем. Другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Л. С. Выготским в виде принципа хроногенности. Основной его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. По мере взросления увеличивается риск таких повреждений и даже распада. Таковыми чаще всего считают выраженные и малообратимые расстройства относительно сформированных функций. Фактор хроногенности распространяется не только на возраст, но и на длительность периода развития отдельных элементов. Общий закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и более сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания.

    1. Восприятие как психический феномен

Восприятие - это целостное  отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Лишь в результате объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, что образ представляет субъективную форму объекта, он - порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе формирования данного образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).

  • Константность - это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняю.
  • Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона.
  • Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Правило подобия: чем больше части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, тем с большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположенности частей.
  • Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется к все большей совокупности предметов определённой категории, то есть классифицируется.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

В основе психического развития аномальных детей, в том числе  с нарушенным слухом, зрением, обонянием, вкусом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха или зрения, их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. У потерявших зрение, основную роль берут на себя слуховые и кинестетические, осязательные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей. Эти дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий и видящий ребенок. Немаловажную роль в процессе познания играют также осязательные и двигательные ощущения. Через прикосновения ощупывание человек познает всю сущность свойств окружающих предметов

1.3 Особенности восприятия у  людей с особыми потребностями

Главной целью в изучении специальной психологии являются лица с отклонениями в развитии. Представление о природе нарушенного развития дает возможность раскрыть предметное содержание данной науки. Изучение курса специальной психологии позволяет встречаться с такими ее частными разделами, как психология лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т.п. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития. Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции. В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).

Информация о работе Особенности восприятия у людей с особыми потребностями