Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель: Изучение особенностей восприятия у людей с особыми потребностями, их способы и адаптации.
Объект: Восприятие, как психический процесс.
Предмет: Особенности восприятия людей с особыми потребностями.
Содержание
Введение……………………………………………………………4
Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями
1.1 Понятие «люди с особыми потребностями» и подходы к рассмотрению этого понятия………………………………………………………………………5
1.2 «Восприятие» как психический феномен……………………………8
1.3 Особенности восприятия у людей с особыми потребностями………………………………………………………………12
1.3.1 Сурдопсихология…………………………………………………….14
1.3.2 Тифлопсихология……………………………………………………...20
1.3.3 Олигофренопсихология……………………………………………….24
1.3.4 Аутизм…………………………………………………………………..28
1.3.5 Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата…32
Заключение………………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………….38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Особенности восприятия
у людей с особыми
Курсовая работа
Выполнила: Байгубатова Алина Эриковна
Группа: ГП 2-11
Научный руководитель: Давыдова Ю. А
Бишкек 2011
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями
1.1 Понятие «люди
с особыми потребностями» и подходы к
рассмотрению этого понятия……………………………………………………………
1.2 «Восприятие» как психический феномен……………………………8
1.3 Особенности восприятия у людей
с особыми потребностями……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
В зависимости от
степени ограничения
Цель: Изучение особенностей восприятия у людей с особыми потребностями, их способы и адаптации.
Объект: Восприятие, как психический процесс.
Предмет: Особенности восприятия людей с особыми потребностями.
Гипотеза:
Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:
Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями
1.1 Понятие люди с особыми потребностями и подходы к рассмотрению этого понятия
История отношения общества к инвалидам крайне полна примеров как бесчеловечного, так и милосердного обращения с ними. И в том, что сегодня отношение общества к инвалидам гуманизируется. В настоящее время принята более корректная форма обозначения инвалида — «человек с ограниченными возможностями здоровья». Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще меняют на человека с ограниченными возможностями. Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций. Сама по себе инвалидность не создает никаких особенных, специальных трудностей, но она усложняет общечеловеческие проблемы, дополнительно затрудняя процесс их разрешения. [Специальная психология: В. М. Сорокин Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь». 2003]. Большую точность обнаруживают В. Г. Петрова и И. В. Белякова, утверждая, что люди с отклонениями в развитии — это те, у кого в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой от окружающего мира (Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они — дети с отклонениями в развитии. М., 1998, с. 4). По этому поводу следует отметить, что некоторые авторы используют понятия «отклоняющееся, нарушенное развитие» и т. п., тогда как другие предпочитают указывать на его субъекта, носителя. При этом употребляются слова: дети с отклонениями в развитии или лица с проблемами в развитии.
Более точное и развернутое
определение принадлежит Л. Пожару.
«В нашем определении аномальные
дети — это дети и подростки
с трудностями социального функ
В свою очередь В.М. Соркин сделал свое обобщение сказав что: «С моей точки зрения, отклоняющееся развитие следует понимать, как обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит компенсаторные возможности индивида, не нарушая при этом целостности психики, модифицируя лишь уровень ее опосредованное. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются параметры и стороны микрогенеза (когнитивные, эмоциональные, регуляторные), что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Это, прежде всего, проявляется в замедлении процесса социализации, то есть в усвоении культурно-исторического опыта. Именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психологопедагогической помощи.» Психику ребенка с отклонениями в развитии представляют по аналогии с психикой здорового ребенка минус нарушенные или отсутствующие функции. Но выпадение элементов с неизбежностью приводит к перестройке всей системы организации психики. Подобная перестройка обусловлена необходимостью восстановления целостности психической деятельности и выполнения основных ее задач — отражения и регуляции. Способность к целостному и адекватному функционированию является главным свидетельством единства основных закономерностей, как в случаях нормального, так и нарушенного развития. Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. Именно поэтому неправомерно отождествлять нарушенное развитие с заболеванием, хотя такой взгляд еще часто встречается. Любой вариант отклонений в развитии обладает некоторыми общими параметрами. Наиболее структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы В. В. Лебединским. Поскольку процесс развития протекает по определенным законам, то и отклонения от этого процесса носят не случайный характер, а также имеют свои закономерности. К одному из этих параметров относят так называемую функциональную локализацию нарушения, подразделяемую на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем. Другой параметр дизонтогенеза связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Сущность этого параметра была сформулирована Л. С. Выготским в виде принципа хроногенности. Основной его смысл сводится к положению о том, что чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что возникшее нарушение приведет либо к недоразвитию, либо к задержанному развитию. По мере взросления увеличивается риск таких повреждений и даже распада. Таковыми чаще всего считают выраженные и малообратимые расстройства относительно сформированных функций. Фактор хроногенности распространяется не только на возраст, но и на длительность периода развития отдельных элементов. Общий закон развития гласит: раньше других формируются функции с наиболее коротким циклом созревания. Именно они повреждаются прежде всего. Более молодые и более сложные по структуре элементы имеют соответственно и более длительный цикл созревания.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Для того, чтобы создать единый, одновременно постоянный и динамичный образ среды необходима активная работа психики. Лишь в результате объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, что образ представляет субъективную форму объекта, он - порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе формирования данного образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).
Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, зрением, обонянием, вкусом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха или зрения, их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности. В связи с потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. У потерявших зрение, основную роль берут на себя слуховые и кинестетические, осязательные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор глухого ребенка становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у глухих детей развиты не хуже, чем у слышащих детей. Эти дети часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий и видящий ребенок. Немаловажную роль в процессе познания играют также осязательные и двигательные ощущения. Через прикосновения ощупывание человек познает всю сущность свойств окружающих предметов
1.3 Особенности восприятия у людей с особыми потребностями
Главной целью в изучении специальной психологии являются лица с отклонениями в развитии. Представление о природе нарушенного развития дает возможность раскрыть предметное содержание данной науки. Изучение курса специальной психологии позволяет встречаться с такими ее частными разделами, как психология лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью и т.п. Группа расстройств, объединяемая понятием «задержки психического развития» включает патологические состояния, характеризующиеся недостаточностью интеллекта и психики в целом. К «искажениям психического развития» относят состояния, отличающиеся парциальностью и диссоциативностью развития психических функций. Одни из них могут характеризоваться ускорением, а другие — задержкой развития. Задержки психического развития следует отличать от приобретенных состояний дефекта личности и интеллектуальной деятельности вследствие (болезненного процесса или другого повреждения психики). В последнем случае принято говорить о слабоумии, или деменции. В рамках психического недоразвития различают тяжелые состояния умственной отсталости и относительно легкие задержки психического развития (пограничные формы задержки развития).
Информация о работе Особенности восприятия у людей с особыми потребностями