Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 20:54, курсовая работа
Цель: Изучение особенностей восприятия у людей с особыми потребностями, их способы и адаптации.
Объект: Восприятие, как психический процесс.
Предмет: Особенности восприятия людей с особыми потребностями.
Содержание
Введение……………………………………………………………4
Глава 1 Психические особенности восприятия у людей с особыми потребностями
1.1 Понятие «люди с особыми потребностями» и подходы к рассмотрению этого понятия………………………………………………………………………5
1.2 «Восприятие» как психический феномен……………………………8
1.3 Особенности восприятия у людей с особыми потребностями………………………………………………………………12
1.3.1 Сурдопсихология…………………………………………………….14
1.3.2 Тифлопсихология……………………………………………………...20
1.3.3 Олигофренопсихология……………………………………………….24
1.3.4 Аутизм…………………………………………………………………..28
1.3.5 Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата…32
Заключение………………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………….38
В. Е. Каган отмечает
закономерную этапность в
В развитии мышления детей с РДА отмечаются трудности произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Специалисты отмечают сложности символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую, трудности в обобщении, одноплановость, буквальность трактовок происходящего.
Несомненно, у детей отмечается множество проблем в поведении. Наиболее очевиден активный негативизм, под которым понимается отказ от совместной деятельности, отказ от обучения, ситуаций произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться усилением аутостимуляций, физическим сопротивлением, агрессией, самоагрессией, еще большим "уходом в себя" (со стороны может показаться, что ребенок не видит или не слышит).
Огромную проблему составляют страхи ребенка, которые могут быть непонятны окружающим, так как непосредственно связаны с особой сенсорной ранимостью таких детей (например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т. д.) Очень часто страх может быть причиной агрессии, которая чаще всего не направлена ни на кого специально, для описания используется термин "генерализованная агрессия"- направленная как бы против всего мира, но взрывы могут быть интенсивными и разрушительными. Крайним проявлением отчаяния таких детей является самоагрессия, которая часто представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка.
1.3.5 Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Изучение клинических и психических особенностей людей с двигательными нарушениями, а также изучение возможности их социальной адаптации началось еще в середине XIX в. В. Литтл первым описал не только клиническую характеристику двигательных расстройств у детей с внутриутробными и родовыми параличами, но и дал характеристику их речевых нарушений, особенностей личностного развития.
В России в начале XIX в. вопросами помощи детям и подросткам с двигательными нарушениями занимался Г. И. Турнер. Он пытался проводить ортопедическую коррекцию пораженных конечностей. Под его патронажем была организована трудовая мастерская, в которой мальчиков с двигательными нарушениями обучали профессиям. Выделяют три группы таких детей, у которых выполнение произвольных движений невозможно или затруднено. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника). Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Особую группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением моторных механизмов ЦНС.
В основе детского церебрального паралича (ДЦП) лежит раннее (как правило, внутриутробное - до 50% случаев) повреждение или недоразвитие мозга, вследствие эндокринных, инфекционных и хронических заболеваний матери, интоксикации, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору, иммунологическим характеристикам и др., иногда - возникающее в результате родовой травмы или асфиксии новорожденного, реже - как следствие энцефалита. Наследственным заболеванием ДЦП, как правило, не является. Основной симптом ДЦП - двигательные расстройства, которые могут наблюдаться в одной конечности (монопарез или моноплегия), обоих верхних или нижних конечностях (верхний/нижний парапарез или параплегия), на одной половине тела (гемипарез и гемиплегия), во всех 4-х конечностях (тетрапарез или тетраплегия). Частым клиническим проявлением ДЦП является слюнотечение. В целом, при ДЦП наблюдается синтез двигательных, речевых, ментальных, эмоционально-волевых дефектов. Сложность общего развития детей с церебральным параличом заключается в наличии выраженных нарушений скоординированной двигательной работы (асинергии - от греч. a - приставка со значением отрицания, sin - вместе и ergon - работа).
Психическое развитие детей
с ДЦП имеет типичные особенности,
которые обусловлены как
Такие дети ранимы, впечатлительны,
имеют эмоционально-
Отклонения психического развития в большинстве случаев обусловлены недостаточностью практической деятельности (в частности, игровой) и социокультурного опыта детей с ДЦП, а также невозможностью осуществлять в большинстве случаев продуктивную коммуникацию с окружающими людьми. Более половины детей имеют дизартрические расстройства речи. [Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб. - 1995. – С.14.]
Помимо двигательных
расстройств у детей с
У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Следует отметить, что у большинства детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки , нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют эти возможности. Костно-мышечная система, т.е. скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело, производят движения и защищают внутренние органы .
Например, если ребенок неправильно сидит за столом во время приготовления уроков или других занятий, то у него может произойти искривление позвоночника. Если ребенок во время работы прижимается к столу грудью, то это может быть причиной неправильного развития грудной клетки. Ношение тесной обуви может быть причиной плоскостопия.
Выводы
Мы пришли к следующим выводам:
Список литературы
1.
Психология. Словарь/ Под общей
редакцией А.В. Петровского, М.
2.
Р.А. Каничева. Влияние цвета на
восприятие размера. «
3. Л.А. Венгер. «Восприятие и обучение». - М.: Просвещение, 1969г.
4. Р.С. Немов. Психология: в трех книгах, книга 1 - Общая психология/ 3-е издание. 1999г.
5. Р.С. Немов. Психология: в трех книгах, книга 2 - Психология образования/ 3-е издание. 1999г.
7.
Психокоррекционная и
8. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учеб, для вузов по спец. «Биология», «Психология», «Философия». 1991г.
9. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 1999г.
10.
Зейгарник Б.В., Биренбаум Г.В.
К проблеме смыслового
11.
Советский энциклопедический
12.
Рубинштейн С.Я.
13. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. 1977 г.
14. В.М. Сорокин. Специальная психология.; Под ред. Л.М. Шипицыной;
15. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. 2005г
18. Осгуд Ч. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. 1975г
19. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии.
Информация о работе Особенности восприятия у людей с особыми потребностями