Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.
Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы.

Содержание работы

Введение...............................................................................................3
Понятие о влиянии. Сущность влиянии..........................................4
2. Понятие видов ПВ тесно связано с понятием техник ПВ................7
3. Защита от психологии влияния......................................................9
4. Особенности и тенденции коммуникативных взаимодействий подростков и юношества в современном информационном пространстве российского общества..................................................................................10
5. Подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства.....................................................12
6. Время и характер пребывания подрастающего поколения в
Интернете...................................................................................................13
7. Досуговые формы коммуникации и Интернет................................14
8. Интернет-коммуникация и язык....................................................16
9. Тренинг - интернет зависимость....................................................17
Заключение........................................................................................20
Литература...................................................................................................21е.

Файлы: 1 файл

5. Психология влияния и информационных процессов (к.р. + зачет) +.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

 

Контрольная работа

по дисциплине

" Психология влияния и информационных процессов."

Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве.

 

 

 

 

     

 

                                                                                    Выполнил: Неустроева Ж.В.

                                                                            студент группы: Ир-411СД  ПСО

                                                                            Проверил:                 

 

                                                                                                       

 

 

Екатеринбург, 2011

Содержание

Введение...............................................................................................3

  1. Понятие о влиянии. Сущность влиянии..........................................4

2. Понятие видов ПВ  тесно связано с понятием техник  ПВ................7

3. Защита от психологии влияния......................................................9

4. Особенности и тенденции  коммуникативных взаимодействий  подростков и юношества в современном  информационном пространстве российского  общества..................................................................................10

5. Подрастающее поколение  проявляет себя как субъект, активный  творец информационного пространства.....................................................12

6. Время и характер  пребывания подрастающего поколения в

Интернете...................................................................................................13

7. Досуговые формы коммуникации и Интернет................................14

8. Интернет-коммуникация  и язык....................................................16

9. Тренинг - интернет зависимость....................................................17

Заключение........................................................................................20

Литература...................................................................................................21е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.

Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы. Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры - государственные, национальные, социальные. Важно отметить, что в отличие от традиционных институтов социализации влияние средств массовой информации стихийно и спонтанно, а воздействие на личность носит относительно неконтролируемый характер.

По мере усиления воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям - учителям, семье и др. Для многих из них средства массовой информации (СМИ) являются необходимым условием для жизни, многие подростки уже не представляют свое существование без любимого сериала, радиопередачи, журнала. СМИ становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками).

С другой стороны, использование средств массовой информации в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы.

Проблема исследования заключается в том, что средства массовой информации способны как положительно, так и отрицательно влиять на эмоционально-волевую сферу подростков.

Что касается негативного влияния СМИ и на последствия этого влияния. Дети как зеркало, они познают мир на примере кого-то другого, этим примером и становится для них телевидение, а насилие и постоянное волнение, передаваемое средствами массовых информаций, переносится на поступки и действия наших детей. Средства массовой информации оказывают сильное воздействие на подростков. В силу повышенной внушаемости и сложного характера взаимоотношений со взрослыми подростки являются наиболее подверженными данному влиянию. В случае эмоционального непринятия той или иной информации противостоять ей для подростка оказывается в силу возрастных особенностей непросто.

Практическая безграничность источников информации не только повышает потенциальную компетентность подростков и автономность от взрослых, но и меняет структуру мышления, способствует формированию более открытого, "космополитичного" мировоззрения. Обратной стороной доступности информации становится ее обесценивание для подростков.

1. Понятие о влиянии. Сущность влиянии

Влияние — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Влияние в процессе психологического воздействия — результат деятельности субъекта воздействия, приводящий к изменению каких-либо особенностей личности объекта, его сознания, подсознания и поведения.

Психологическое воздействие — это процесс и результат успешного психологического влияния.

В сущности – это «проникновение» одной личности или группы лиц в психику другой. Цель и результат: изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п.).

Психологическое воздействие — это влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Адресат/инициатор

В процессе ПВ участвуют две стороны: Инициатор – та сторона, которая изначально стремится повлиять на другую; Адресат – сторона, на которую направлено влияние.

Инициатор и адресат могут быть представлены как индивидами, так и группами (малыми и большими).

Процесс воздействия может приобретать и характер взаимодействия. Имеет место факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния друг на друга.

Однако у инициатора есть существенные преимущества — он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет возможность подготовиться к контакту, чем еще более усиливает асимметрию в возможностях влияния в процессе взаимодействия.

Виды механизмов ПВ

Отечественные авторы выделяют:

  • Подражание, заражение, внушение (В.М. Бехтерев);
  • Убеждение, внушение, заражение (Б.Д. Парыгин, А.В. Кириченко);
  • Внушение, убеждение, конформизм (В.Н. Куликов);
  • Заражение, подражание, убеждение, внушение (Г.М. Андреева, В.Г. Зазыкин);
  • Убеждение (А.Ю. Панасюк);
  • Манипулирование (Е.Л. Доценко, Л.И. Рюмшина).

Рассмотрим каждый из них подробно:

Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, с целью изменения суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, с целью быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Передаваться и усваиваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность как и стремление подражать может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться.

Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания путем проявления собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба – обращение с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение - угроза применения контролирующих возможностей для того, чтобы добиться требуемого поведения.

Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы.

Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

НЛП — это «модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации, позволяющая описать человеческую деятельность и производить глубокие и устойчивые изменения этой деятельности».

НЛП задается следующими вопросами:

  • Какое влияние оказывает вербальная и невербальная коммуникация?
  • Как можно целенаправленно использовать это влияние?
  • Как можно с помощью коммуникации помочь человеку измениться?

НЛП - технология, ориентированная на влияние посредством коммуникации.

2. Понятие видов  ПВ тесно связано с понятием  техник ПВ

К основным техникам ПВ можно отнести:

Запутывание - введение в заблуждение путем дозирования, искажения или утаивания информации;

Запугивание - использование вербализованной угрозы и невербальных сигналов угрозы как возможного применения каких-либо санкций против адресата, угрожающих его жизн.безопасности;

Эмотирование - стимуляция неблагоприятного эмоционального состояния адресата, его негативных эмоциональных переживаний, тормозящих когнитивную ориентацию адресата и его ответные психические реакции;

скрытое принуждение - принуждение, замаскированное на вербальном и процедурном уровнях с помощью различных уловок (речевых двусмысленностей, ложных аналогий, тематических переключений, информационного маркирования, «коммуникативного саботажа» и др.);

«ложное вовлечение» - вовлечение в какие-либо процедурные или поведенческие действия, необходимые для реализации основной цели манипулятора. Осуществляется путем устной вербализации обещаний и разного рода посул, реально не подкрепленных с его стороны никакими конкретными обязательствами.

Техники ВП относятся на ряде приемов:

Отвлечение - «дымовая завеса»: второстепенная, но сенсационная, эмоционально окрашенная информация отвлекает внимание от существенной, но нежелательной для инициатора.

Дефрагментация - «белый шум» (прием «потока сознания»): подача информации единым потоком, так что какую-либо тенденцию уловить довольно сложно. Например, прием снижения восприятия фактов подачей такого количества новостей, когда становится невозможным сделать их сортировку путем создания:

  • обилия разнородных комментариев;
  • противоречивых мнений без фактов и анализа;
  • через оснащение фактов сложными теоретическими выкладками, выступлениями узких специалистов.

Превращение - «конвертация взглядов» (эффект «нога в дверях»). Состоит в том, что точки зрения, целиком поддерживаемые общественным мнением или объектом влияния, не атакуются пропагандой, даже если они не устраивают инициаторов, - работа ведется шаг за шагом, постепенно. За основу берутся уже имеющиеся точки зрения и поэтапно конвертируются до взглядов, соответствующих позиции манипулятора.

Информация о работе Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве