Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.
Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы.

Содержание работы

Введение...............................................................................................3
Понятие о влиянии. Сущность влиянии..........................................4
2. Понятие видов ПВ тесно связано с понятием техник ПВ................7
3. Защита от психологии влияния......................................................9
4. Особенности и тенденции коммуникативных взаимодействий подростков и юношества в современном информационном пространстве российского общества..................................................................................10
5. Подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства.....................................................12
6. Время и характер пребывания подрастающего поколения в
Интернете...................................................................................................13
7. Досуговые формы коммуникации и Интернет................................14
8. Интернет-коммуникация и язык....................................................16
9. Тренинг - интернет зависимость....................................................17
Заключение........................................................................................20
Литература...................................................................................................21е.

Файлы: 1 файл

5. Психология влияния и информационных процессов (к.р. + зачет) +.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

1. Техническая и финансовая  доступность Интернета для длительного пользования.

2. Привлекательность самого  контента в Интернете, особенно в случае социальных сетей и онлайн-игр.

3. Роль Интернета как  комплексного средства, позволяющего  читать газеты и книги, смотреть  телепередачи и кино.

4. Роль Интернета в учебной деятельности.

5. Наличие свободного времени как такового.

6. Структура свободного  времени, наличие других интересов и занятий.

7. Контроль родителей.

8. Самоконтроль.

По мнению экспертов, дети в школьном возрасте больше других категорий пользователей нуждаются в пребывании в Интернете для реализации своих потребностей и интересов, расширения ограниченной учебным заведением и процессом обучения среды обитания.

В контексте информационного общества ценности выживания начинают заменяться ценностями самореализации. Интернет становится проводником этих ценностей. В жизни ребенок из-за своего статуса не может самореализоваться, а Интернет предоставляет такие возможности.

Активно используются подростками возможности для информационно-коммуникативной и творческой деятельности, самообучения в этой деятельности. Это принимает масштабы общенационального детского движения. Социальная самореализация при этом развивается слабо ввиду невостребованности государством и обществом.

Современный Интернет уравнивает возможности различных гендерных групп и перестает зависеть от места проживания.

7. Досуговые формы коммуникации и Интернет

Значительную часть информации и социального опыта подростки усваивают, не осознавая этого, используя привлекательные для них каналы коммуникации и информации в период досуга. Эти каналы дают возможность влиять на установки и поведение подрастающего поколения.  
На первом месте - общение с друзьями Нельзя не отметить рост значимости форм досуга, связанных с компьютерной техникой и Интернетом. Компьютерные игры и обмен информацией по интернету занимают лидирующие позиции в общей выборке после непосредственного общения. Информационное общение благодаря Интернету возросло существенно – почти в четыре раза. Развлекательные ресурсы, к которым юные пользователи получают дополнительный доступ через Интернет, занимают значительное время в структуре досуга — до 10 часов в выходные и каникулярные дни.

Формы досуга

%

Провожу время с друзьями

69

Смотрю телевизор

56

Играю в компьютерные игры

48

Обмениваюсь информацией по компьютерной сети

47

Общаюсь по телефону

36

Слушаю магнитофон, проигрыватель, плеер

35

Читаю книги

35

Общаюсь в кружке, секции, клубе, другом объединении

33

Путешествую по компьютерной сети

33

Хожу в кино

31

Провожу время с родителями и другими взрослыми

29

Смотрю видеозаписи

26

Встречаюсь с девочкой (девушкой), мальчиком (юношей)

25

Читаю газеты и журналы

21

Слушаю радио

15

Хожу в театры, на концерты, в музеи

14


Сами по себе новые информационные технологии, как замечают эксперты, усиливают эффект новой игрушки, которая на этапе освоения встраивается в досуг, занимает значительное место. Этот период не стоит путать с интернет-зависимостью, он преходящий, хотя и может оказаться продолжительным.

Большую тревогу в обществе, особенно среди родителей и педагогов, вызывает угроза интернет-зависимости подростков. Однако, по мнению экспертов, не стоит путать интернет-зависимость и страстную увлеченность всемирной паутиной. Об интернет-зависимости можно говорить только в том случае, если ребенок использует Интернет не меньше одного года и у него присутствует не менее 6-7 симптомов сетевой наркомании. Промежуточным является понятие «чрезмерная увлеченность Интернетом», или «чрезмерное использование Интернета». Это неумение пользоваться, поставить ограничения, регламентировать себя.

8. Интернет-коммуникация и язык

Для общения в Интернете складывается особый язык (короткие предложения без прилагательных и знаков препинания), который может переходить в реальную жизнь, но если будет принят окружением. Решающее значение оказывает межличностная коммуникация, субкультурный механизм.

Вместе с тем, дискурс становится более сложным и дифференцированным, ситуативным, что проявилось в общении со взрослыми в интервью. Это развернутая и аргументированная речь.

Экспертами отмечается влияние клавиатурной и кнопочной письменности, а также символичности и фрагментарности, присущей форме информации в Интернете, на язык. При этом подростки стали создавать значительно больше текстов по сравнению с предыдущими поколениями.

Влияние Интернета на живую коммуникацию

Интернет начинает выполнять важные социальные функции коммуникации.  
Развитие коммуникативных качеств в новых условиях требует педагогических усилий и внимания. С другой стороны, Интернет дает много возможностей другого, сетевого общения. Он тренирует именно те формы общения, которые будут важны через 5-10 лет, приобретает качества, которые важны ему для будущего.

Опасен ли Интернет для подростков?

Вместе с тем, по мнению подростков и экспертов, вызывают тревогу ресурсы, которые остаются незамеченными для общественности как опасные. Все больше сайтов и рекламы, которые пропагандируют слишком высокий уровень потребления. К особо опасным можно отнести видео насилия, издевательств подростков друг над другом (кибербуллинг). Немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, «ВКонтакте» есть группы ненависти к реальному ребенку. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред. Каждый четвертый ребенок заходит на сайты о диетах, а учитывая, что это в основном девочки, то каждая вторая из них пытается это использовать. Суммарно получается, что каждый второй заходит на один из подобных сайтов.

Международные специалисты США и Европы пришли к выводу о малоэффективности при таком характере угроз и рисков технологических и запретительных средств защиты. Образование, медиаграмотность, доверительный диалог детей с родителями и педагогами являются наиболее результативными способами обеспечения безопасности в Интернете, формируют внутренние фильтры у юного человека.

Коммуникация «дети-взрослые» в интернет-пространстве

Интернет становится влиятельным посредником между взрослым миром и подростками. Через Интернет они открывают для себя мир, формируют собственную личность. Фактически, это возникновение новой цивилизации, где вектор межпоколенческого взаимодействия смещается к диалогу. Подрастающее поколение при этом уходит значительно вперед по сравнению с поколением родителей, занимает лидирующие позиции в цифровом прогрессе.

Ускорение вхождения подрастающего поколения как субъекта в информационное пространство с его современными информационными технологиями и отношениями является одной из сторон всеобщего ускорения как психологической и социальной закономерности и фактора.

Встречается обучение и консультирование родителей детьми пользованию Интернетом, социальными сетями, что выявлено в ходе глубинных интервью с подростками.

Более динамичное освоение подростками информационного пространства с новыми технологическими возможностями ставит взрослых перед ситуацией цифрового разрыва, необходимостью успевать за этим развитием, на которое далеко не все способны оперативно и грамотно реагировать.

По мнению экспертов, на отношение взрослых к увлечению детей Интернетом влияет эффект моральной паники перед новым и незнакомым, менее контролируемым. В результате возникают неадекватные и неконструктивные реакции и, соответственно, остро встает вопрос о необходимости просвещения и медиаобразования различных категорий взрослых.

.

9. Тренинг - интернет зависимость.

Приходите на тренинг и вы узнаете:

    • Информацию "все об интернет - и компьютерной зависимости"
    • Узнаете о причинах формирования интернет - и компьютерной зависимости
    • Узнаете о признаках интернет зависимости и о том, как ее можно выявить.
    • Научитесь диагностировать интернет - и компьютерную зависимость
    • Узнаете какие действия необходимы для профилактики и избавления от интернет - и компьютерной зависимости.

Содержание тренинга:

1. Вводная часть.

Представление ведущих, цели тренинга.

Знакомство, шерринг.

Обязательное упоминание о том, что этот тренинг носит скорее просветительский характер, и что если участники почувствуют, что у них серьезно имеется проблема и требуется помощь, то можно будет разобрать их случаи индивидуально, т.к. не существует, на данный момент, каких-то упражнений или специальных техник, способных вылечить интернет - и компьютерную зависимость, есть лишь общие рекомендации, и к каждому случаю требуется индивидуальный подход.

2. Разогревающее  упражнение на формирование доверия  и безопасной атмосферы (опционально).

3. Дискуссия на  тему интернет - и компьютерной  зависимости:

  • Участникам задается вопрос о том, какие признаки интернет - и компьютерной зависимости он выделяет, как он понимает, что это – зависимость.
  • Составление списка признаков интернет - и компьютерной зависимости на основе результатов ответов участников на вопрос.

4. Теоретическая  часть 

Предоставление участникам информации об интернет - и компьютерной зависимости, определение этих понятий.

Сопоставление списка признаков интернет - и компьютерной зависимости, который составили участники, со списком симптомов интернет - и компьютерной зависимости.

Объяснение причин возникновения интернет - и компьютерной зависимости, делая упор на том, что интернет - и компьютерная зависимость – следствие недостаточности общения у ребенка, ощущения небезопасности и недоверия у него.

5. Психодраматическая диагностика

С помощью психодрамы рассматриваются взаимоотношения в семье (общение с ребенком) и, по возможности, определяются способы это исправить.

6. Завершающий  шерринг

(еще раз заключительное  слово о том, что этот тренинг  носит скорее просветительский  характер, и если участники чувствуют, что им требуется помощь, то  нужно разбирать их случаи  индивидуально, потому что на  данный момент не существует  однозначного ответа на то, как  лечить эту зависимость)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Можно констатировать, что в последние годы дети России вступили в этап массового Интернета.

Сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется Интернетом: Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70,3% против 43,9%), с родителями (29,9% против 22%), ходят в кружки и секции (33,9% против 25,6%), ходят на свидания (25,7% против 7,3%).

Таким образом, это опровергает мнение, что Интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Дети, которые не пользуются Интернетом или отказываются от него, имеют одно важное преимущество – больше читают книг (46,3% против 34%), которые в структуре досуга занимают второе место после компьютерных игр (48,8%). Книги у них на втором месте и при получении значимой информации, после школы и учителей. То, что дети без Интернета даже больше увлекаются компьютерными играми (48,8% против 47,8%), тоже знаменательный показатель. Интернет-дети меньше смотрят телевизор (45,1% против 56,8%), больше читают газеты и журналы (30,5% против 20%), слушают радио (29,3% против 13,3%). Можно предположить, что подростки без Интернета больше увлекаются спортом, так как информация о нем почти в три раза значимей - 29% против 10,5%. Информация о других увлечениях также востребована – 19,4%. Для интернет-детей значительно важнее информация о жизни друзей и знакомых (11,9% против 3,2%), о родных и близких (10,4% против 4,8%), то есть общение развивает эмпатию, больше ориентировано на другого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:мещено на

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. 3-е изд. М., 1998.
  2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. Избранные психологические труды в 70-ти томах. - Москва-Воронеж, 1999.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб., ' 2003.
  4. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности. М., 1982.
  5. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М., 1990.
  6. Борисова И.В. Особенности самосознания детей 10-15 лет. М., 1996.
  7. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. - Минск, 1990.
  8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. М.: Мысль, 1973.
  9. В мире подростка / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.
  10. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. СПб., 2001.
  11. Володеева В.Н., Дорошев В.И. Основы психологии СМИ: Учебное пособие. - СПб., 1995.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  13. Доценко Е.Л. "Психология манипуляции", г. Москва, 1997г.
  14. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. 687 с.
  15. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. 248 с.
  16. Экман П. "Психология лжи", г. Санкт-Петербург, 1999 г.
  17. Шейнов В. «Манипулирование сознанием» г. Минск, 2010г.

Информация о работе Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве