Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Основные изменения в обществе, влияющие на молодежь, связаны с социальными, технологическими изменениями, урбанизацией, расслоением общества, ростом эмоциональной напряженности и влиянием средств массовой информации. Включение подростков в общество происходит в условиях перераспределения влияния институтов социализации. Динамично меняющееся окружение требует появления новых, более гибких и оперативно реагирующих на изменения институтов социализации.
Неотъемлемым компонентом социализации современных подростков становится влияние средств массовой информации и включенность в разнообразные информационные процессы.

Содержание работы

Введение...............................................................................................3
Понятие о влиянии. Сущность влиянии..........................................4
2. Понятие видов ПВ тесно связано с понятием техник ПВ................7
3. Защита от психологии влияния......................................................9
4. Особенности и тенденции коммуникативных взаимодействий подростков и юношества в современном информационном пространстве российского общества..................................................................................10
5. Подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства.....................................................12
6. Время и характер пребывания подрастающего поколения в
Интернете...................................................................................................13
7. Досуговые формы коммуникации и Интернет................................14
8. Интернет-коммуникация и язык....................................................16
9. Тренинг - интернет зависимость....................................................17
Заключение........................................................................................20
Литература...................................................................................................21е.

Файлы: 1 файл

5. Психология влияния и информационных процессов (к.р. + зачет) +.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Сопоставление - «исторические аналогии» (прием «ничто не ново под луной»): конструирование метафор, программирующих адресат влияния. Состоит в сочетании двух приемов влияния:

использовании необоснованной похвалы как средства воздействия, лести аудитории;

изыскании возможности отыскать в истории любой необходимый.

«Объективный подход» - конструирование (прием «самосбывающегося пророчества»): подбор фактов и умелое их комментирование - путем исключения некоторых малоизвестных фактов или их добавления можно обнаружить несуществующую тенденцию.

Сотворение - «демиург» (прием «подтасовки фактов»). Состоит в создании фактов путем сочетания в одном сообщении разнородных фактов: действительных правдоподобных, действительных неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов.

Семантическое манипулирование - «словесная эквилибристика» (прием «как корабль назовешь, так он и поплывет»). Для сообщения тщательно отбираются слова, влияющие на восприятие информации. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем, например: войска - бандформирования, освободители - оккупанты, разведчики - шпионы, партизаны - боевики. Умелое пользование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком и социальной группой.

Апеллирование - «адресация к социуму» (эффект «социального доказательства»; прием «народ против: сообщение к эмоциональной сфере, минуя рациональную. Методом апеллирования к общественной потребности часто пользуются в СМИ и политике.

Обесценивание - «поливание грязью» (прием «ворота в дегте»). Состоит в формировании отношения к теме, избранной инициатором. Этот метод причисляется к самым грубым пропагандистским приемам.

Анонимное информирование - «слив секретов»: «слив» «секретных» сведений, полученных из «анонимных источников. Организуется чаще всего с тем, чтобы провести зондирование общественного мнения по какому-либо вопросу.

Использование слухов - «сорока на хвосте» (прием «как нам стало известно...»). Как правило, основывается на ложных сведениях и является следствием дефицита информации, выполняя двойственную функцию:

  • объяснения ситуации;
  • снятия эмоционального напряжения, испытываемого индивидом.

Три условия, совокупность которых и составляет основную причину возникновения и распространения слухов:

  • дефицит достоверной информации по теме;
  • выраженная заинтересованность аудитории в данной теме;
  • доверие к источнику, поскольку даже точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из престижного источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов.

Дезинформирование - «фальсификация данных» (прием «кто бы мог подумать, но...»). Сущность в использовании дезинформации, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения.

Главный момент: точка зрения адресата, для которого сообщение должно быть получено как правдивая информация, - в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно иуже не влияет на сформированную ложью социально-психологическую установку. Вся технология дезинформации состоит в следующем:

  • знание специфики адресата и источников, которым он доверяет;
  • отправка сообщения через признанные источники;
  • дефицит времени у посредника в передаче, чтобы нельзя было проверить;
  • достаточно длинная цепь посредников - для невозможности установления источника дезинформации.

3. Защита от  психологии влияния

Виды противостояния ПВ:

Контраргументация. Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Конструктивная критика. Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Энергетическая мобилизация. Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий

Творчество. Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.

Уклонение. Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.

Игнорирование. Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Конфронтация. Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ. Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

  4. Особенности и тенденции коммуникативных взаимодействий подростков и юношества в современном информационном пространстве российского общества.

Интернет как медиасреда и среда обитания подрастающего поколения

Вхождение юных россиян в интернет-пространство, согласно данным интервью, изменило не только источники информации, медиасреду, но и весь их образ жизни. Подростки не просто пользуются Интернетом, они живут посредством его. Это среда обитания, способ жизни при содействии информационных технологий.

Подрастающее поколение с большим опережением живет по данной модели, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Помимо реального общения – это интернет-коммуникация, которая у подавляющего большинства подростков, как показали массовый опрос и интервью, на первом месте. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.

Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян. Современное интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальных детей, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. При этом благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете дети стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний

Отчетливо прослеживается стремление подростков к самостоятельному выбору информационных каналов и форм получения сведений. 
Интернет переструктурировал информационное пространство российских подростков. В поисках информации в совокупности используется многообразный спектр коммуникационных источников и механизмов, образующих медиасреду. Раньше на первом месте были    межличностные каналы информации (сверстники, родители, учителя), то сейчас     лидируют компьютерные источники, 

При этом происходит девальвация большинства существующих средств массовой информации в сознании подростков. Произошло сокращение выбора числа значимых для подростков источников информации  . Многие отмечают один источник получения важной для них информации – Интернет. Телевидение, перестав, как некогда, доминировать среди каналов значимой информации (пятое месте после Интернета, друзей, учителей/школы и родителей), начинает играть роль канала спонтанного информирования в сфере развлечения, занимая второе место после живого общения со сверстниками

Интернет вбирает в себя и интегрирует другие каналы в единую медиасреду. Чаще всего подростки попадают не на сами источники в их оригинальной форме, а на актуальные и интересные для них фрагменты. Важнейшими характеристиками современного состояния информационного пространства являются текучесть, диффузность, хаотичность. Каналы информации и коммуникации также зависят от влияния неоднородной социальной среды, которая сохраняет разнообразные медиакультуры.

Исследование убедительно показало, что среди источников информации с конца 1990-х годов лидируют межличностные каналы, социальный опыт российские подростки усваивают преимущественно через общение с ровесниками и взрослыми в поколенческом и межпоколенческом (в ближайшем окружении) диалоге. Общение среди сверстников при этом является определяющим и приоритетным.

Второй перелом происходит в настоящее время как формирование нового поколения, для которого компьютерные технологии, Интернет становятся определяющими. Это обнаруживается как в сфере досуга, так и при получении значимой для детей, подростков и юношества информации. Вторая волна характеризуется тем, что в Интернете сформировался аналог межличностного взаимодействия в форме социальных сетей. При этом между виртуальной и межличностной коммуникацией имеют место взаимопереходы, которые отмечают и сами подростки, и эксперты. Это единая система коммуникаций субъектов, как индивидуальных, так и групповых.

Тем самым, зафиксировано изменение места юного человека в системе коммуникаций, а значит и в обществе. Юная аудитория средств массовой коммуникации перестает быть пассивным объектом информирования. Важнейшей характеристикой современного подрастающего поколения является активность в информационном пространстве, стремление стать равноправным субъектом в межпоколенческой коммуникации.

5. Подрастающее поколение проявляет себя как субъект, активный творец информационного пространства.

Коммуникация в среде сверстников, семьи, школы и другого ближайшего окружения выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Переваривание информации в «котле» личности, преобразование ее во внутриличностной и межличностной коммуникации, обеспечивает возможность нового опыта в жизнедеятельности субъектов, определяет картины мира и жизненные смыслы конкретной личности, где субкультура референтной группы является ведущей и преимущественно социализирующей. В результате формируется иная жизненная среда.

Детская субкультура стала каналом вхождения российских подростков в общечеловеческую культуру.. В 2012 г. появилась новая область незнания, отличающая старшее и младшее поколение: компьютерная грамотность, современные информационные технологии, Интернет

Информационные технологии, особенно Интернет, разделили реальность на две сферы: естественную и оцифрованную. Они взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга по эффекту сообщающихся сосудов. События и изменения в одной из них уравновешиваются информационным влиянием на другую.

Подрастающее поколение находится в настоящем, информация о будущем интересует 3%, прошлое практически не упоминается.   Типичный подросток и сегодня скорее хочет стать взрослым, самостоятельным. Подростки, согласно исследованию, принимают и усваивают, сознательно или спонтанно, информацию, если она актуальна, эмоционально окрашена, опирается на конкретный жизненный опыт близких по возрасту социальных групп и связывает знания с реальными судьбами референтных для них людей. Интерес к настоящему у подростков специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и своих друзьях, о подростковом социуме и его субкультуре – и не только знать, а сделать эту субкультуру своей.

Информационная среда становится зависимой от личности самого ребенка и его социума, влияние Интернета не является прямолинейным и однонаправленным, оно связано с жизненной средой подростков, их реальными интересами, занятиями. Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового пространства. Сама медиасреда «подстраивается» под личностные и групповые интересы, может сужаться и расширяться в зависимости от социальной активности субъектов. Потенциально она имеет безграничные информационные возможности, которые субъекты могут использовать. С одной стороны, это новые возможности самореализации и самоактуализации, а с другой стороны, это может развертываться не только в позитивном направлении. Виртуализация – площадка для развития воображения и экспериментирования, но одновременно может происходить смешение и даже подмена виртуальной и жизненной реальности. Глобальность и свобода выбора предоставляют возможность для бесконечного расширения знаний и контактов, но требуют для этого новых качеств и механизмов самоорганизации, самообразования.

6. Время и характер пребывания подрастающего поколения в Интернете

Характеристикой активности подрастающего поколения является время пребывания детей и подростков в Интернете, которое значительно выше, чем у взрослых. Основной диапазон, выявленный с помощью глубинных интервью: от 1 до 5 часов ежедневно. Исследования Фонда Развития Интернет подтверждают эти данные: только пятая часть подростков проводит больше 21 часа в неделю (3 часа в день) в Интернете. Это одна группа юных пользователей Интернета. Во вторую группу входит каждый восьмой школьник, который ответил, что он «живет в Интернете». Это выражение объединяет и время, которое они там проводят, отбирая его даже от сна и питания, и личную значимость его. Есть прогноз, что время пребывания будет увеличиваться за счет новых технических средств.

Факторы, которые определяют время пребывания в Интернете:

Информация о работе Особенности взаимодействия детей и подростков в современном информационном пространстве