Особенности взаимодействия супругов и пути предупреждения семейных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – рассмотрение конфликтов в молодой семье как источник трансформации семейных отношений.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье.
2. Выявить причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы исследования особенностей конфликтов в молодой семье как источника трансформации семейных отношений 6
1.1. Понятие и особенности понимания конфликтной ситуации молодыми супругами 6
1.2. Причины возникновения семейных конфликтов в молодой семье 16
2. Особенности взаимодействия супругов и пути предупреждения семейных конфликтов 31
2.1. Определить особенности взаимодействия супругов в конфликтной ситуации 31
2.2. Рассмотреть пути предупреждения и разрешения семейных конфликтов 36
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

Конфликты молодой семьи1.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность исследования. Сегодня, когда снижается значимость самой семейной жизни и возрастает число конфликтов в молодых семьях, многие исследователи сходятся во мнении, что молодое супружество – наиболее сложный и ответственный период семейной жизни, поэтому необходимы серьезные, глубокие исследования особенностей супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи.

В последнее время в современных исследованиях конфликт перестает рассматриваться как сугубо негативное явление, все больше стали говорить о позитивном значении конфликта. А вот их восприятие супругами как конструктивного или негативного имеет огромное значение для последующего развития семьи. Также необходимо отметить, что конфликты и конфликтные ситуации совершенно по-разному понимаются молодыми супругами на разных этапах семейной жизни. Они имеют большое значение для развития семьи, так как ведут или к разрешению конфликта, или к разрушению семьи.

Характер отношений в молодой семье зависит от многих факторов. Это и социальное положение семьи, и ее состав и возраст членов семьи, степень их эмоциональности, уровень интеллекта и способность к открытому общению.

Особое влияние на состояние отношений в молодой семье оказывает материально-экономический фактор. Ухудшение материально-экономического положения большинства семей, изменение социального положения женщин, революция в иерархии ценностей общества и личности и многие другие причины приводят к снижению уровня удовлетворенностью семейной жизнью, а следовательно, к росту конфликтных ситуаций в молодой семье. Таким образом, брачно-семейные отношения отражают как положительные, так и отрицательные моменты состояния общества.

Степень разработанности темы. Исследование проблематики конфликтов имеет длительную историю. Еще античные мыслители Платон, Аристотель, Эпикур - изучали взаимоотношения людей, их поведение в процессе их взаимодействия, природу возникновения конфликтов на основе рационального осмысления природы общественного устройства.

В XIX - XX вв. проблема конфликтов исследовалась в работах К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Зиммеля, П. Сорокина, Л. Крисберга, Л. Козера, Т. Парсонса, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Н. Смелзера, А. Гидденса, Дж. Рекса, А. Раппопорта, М. Дойча, К. Дэвиса, Р. Фишера, У. Юри и др.

Так, с середины XX века исследуются вопросы семейных структур и функций семьи. В частности, важнейшая проблема функций семьи как социального института широко разрабатывалась в трудах А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, А.И. Антонова, Э.Г, Эйдемиллера, В. Юстицкиса и др,

Вопросам семейных конфликтов посвящены труды: В.А. Сысенко, И.С. Голода, Н.Г. Юркевича, М.Я. Соловьева, С.С. Седельникова, Т.А. Гурко, Н.М. Римашевской, Н.В. Маляровой, Н.Н. Нарицына, Н.В. Гришиной, К. Левина, А.Г. Шмелева, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности развод, причины конфликтов, формы конфликтного взаимодействия.

Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах В.А. Сысенко, СЮ. Ключникова А.Росс, А.П. Ощепковой, МЛ. Этштейна, В.П, Шейнова и др.

Несмотря на издание значительного числа работ по данной проблеме, по-прежнему остается мало изученной тема особенностей конфликтных ситуаций молодыми супругами. Данная работа выполнена в рамках практического подхода к решению данной проблемы и направлена на дальнейшие исследования стабилизации брачно-семейных отношений.

Объектом нашего исследования являются конфликты в молодых семьях.

         Предметом исследования в данной работе являются конфликты в молодой семье как источник трансформации семейных отношений.

         Цель нашего исследования – рассмотрение конфликтов в молодой семье как источник трансформации семейных отношений.

Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме возникновения супружеских конфликтов в молодой семье.

2. Выявить причины  возникновения семейных конфликтов  в молодой семье.

3. Определить особенности взаимодействия супругов в конфликтной ситуации.

4. Рассмотреть пути предупреждения и разрешения семейных конфликтов.

В процессе исследования автор опирался на диалектический метод, общенаучные способы социального познания, такие, как: сравнительно-исторический, методологию системного анализа, аналогий.

 

1. Теоретические основы исследования  особенностей конфликтов в молодой семье как источника трансформации семейных отношений

1.1. Понятие и особенности понимания конфликтной ситуации молодыми супругами

Анализ литературы показал многоплановость трактовок понятия «понимание», что привело к необходимости структурирования основных подходов. В данной работе выделены три подхода к анализу проблемы понимания через ее связь с: 1. интерпретацией, 2. мышлением, 3. Смыслообразованием [6, с. 48].

Необходимо отметить, что современный подход к трактовке интерпретации и ее связи с пониманием можно рассматривать, с одной стороны, как результат обобщения и переосмысления герменевтической и аналитической традиций (Рикер, Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер и др.), а с другой стороны, как поиск новых идей к решению проблемы понимания (Р.И. Павиленис, С.Л. Тульчинский, С.С. Гусев).

В ряде работ представлен анализ связи понимания и интерпретации через процесс перевода текста (К.А. Абульханова-Славская и С.А. Васильев). Притом уделяется внимание проблеме стадиальности процесса понимания (С.А. Васильев, М.Я. Микулинская, Т.А. Смирнов) [19, с. 8].

Помимо трактовки процесса понимания как интерпретации, многие авторы рассматривают понимание как мыслительный процесс, процесс установления причинно-следственных связей. По В.В. Знакову: «Понимание включает выяснение того, почему что-то непонятно, почему в процессе мышления получено именно такое знание, а также на какие потенциальные вопросы оно может ответить, какую роль сыграть в решении задачи».

Ряд авторов отождествляют понимание со сложным процессом мыслительной деятельности, который состоит в раскрытии связей и отношений между явлениями объективного мира (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, В. А. Артемов, М.С. Роговин, В.В. Знаков, О.К. Тихомиров и другие) [13].

 Некоторые авторы рассматривают процесс понимания как операцию мышления (Е.И. Морохова, А.А. Брудный), посредством которой устанавливаются связи между отдельными частями некоего целого, при этом некоему целому придается смысл и значение.

Весьма популярной является трактовка понимания как процесса осмысления знаний и образования смысла (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Славская, Л.Л. Гурова, Н.В. Зоткин и другие).

Необходимо отметить, что в рамках существующих научных подходов отсутствует полное единство мнений, но существует аспект, объединяющий их. Смысл – субъективное отражение объекта. Следовательно, постижение смысла всегда предполагает определенное социальное действие со стороны субъекта (ориентировка в проблемной ситуации с позиции жизненного опыта, ценностных ориентаций и т.д.) [22, с. 97].

Тем не менее, важно акцентировать один существенный момент: в центре нашего исследовательского интереса находятся супружеские конфликты, где взаимодействуют стороны принципиально равноправные по своим позициям. Иначе говоря, подразумеваются сугубо субъект-субъектные отношения. Следовательно, область научного исследования смещается в качественно новое методологическое поле – рассмотрение специфики конфликтов в молодых семьях.

Современная наука не дает четкого определения понятия «молодая семья». Ученые (Т.А. Гурко, С. В. Ковалев, С. Кратохвил, В. А. Сысенко, Т.М. Трапезникова и другие) вкладывают различное содержание в данное понятие: возраст супругов, стаж совместной жизни, и т .д. Изучив мнение исследователей, предлагаем считать «молодым супружество» с брачным стажем до 5 лет, с детьми или без них.

Начало супружеской жизни – один из самых трудных этапов развития семьи. В данный период выделяются наиболее типичные причины конфликтов, которые включают:

  • межличностную несовместимость (сходство личностных и характерологических качеств супругов);
  • формирование тип а распределения власти, лидерства в молодой семье;
  • различные представления супругов о семейных ролях;
  • вопросы семейного бюджета;
  • выработку единого стиля общения и взаимодействия с родственниками и друзьями;
  • а также процесс адаптации супругов друг к другу; различия в ценностных ориентациях [14, с. 56].

Необходимо также отметить, что конфликты и конфликтные ситуации совершенно по-разному понимаются и воспринимаются молодыми супругами с разным стажем семейной жизни. Они имеют практическое значение для развития семьи, так как ведут или к конструктивному разрешению конфликта, или последующему разрушению семьи. Исход зависит от понимания текущих конфликтных ситуаций и возможностей их разрешения семьей. Данный аспект проблемы наиболее полно отражает необходимость рассмотрения специфики понимания конфликтной ситуации молодыми супругами с разным стажем семейной жизни через ее структуру.

  Для нашего исследования огромное значение имеет проблема понимания субъектом различных ситуаций, которая является одним из важнейших аспектов изучения в психологии.


Существуют различные подходы к пониманию и принципам изучения ситуации, что приводит к многозначности используемых понятий и возможности их различной интерпретации. Вместе с тем, многие авторы подчеркивают эвристическую ценность данного понятия и значимость его разработки для развития психологического знания (Д. Магнуссон, М. Аргайл, К. Левин, У. Томас, Л. Росс, Р. Нисбетт) [7, с. 88].

Поскольку в психологии познания понимание рассматривается как мыслительная процедура, направленная не столько на получение нового знания, сколько на смыслообразование, приписывание смысла знанию, полученному в процессе мыслительной деятельности, то в исследовании мы анализируем не отношение, а именно понимание супругами конфликтной ситуации.

Процесс понимания относится нами к восприятию в широком смысле (восприятие в широком смысле – одна из форм отражения человеком мира, которая неразрывно связана с осмыслением, эмоциональной оценкой, личностными особенностями, мотивами и установками).

Конфликты молодых супругов могут быть выражены через следующую структуру понимания конфликта как социальной ситуации (Рис. 1).

Рис. 1. Структура понимания конфликта как социальной ситуации

Понимание конфликтной ситуации предполагает наличие следующих структурных компонентов:

- когнитивный компонент понимания конфликтной ситуации представляет собой совокупность новых знаний, складывающихся из различных представлений человека о целях и причинах конфликта, о способах разрешения конфликта. Человек посредством понимания / восприятия конфликтной ситуации стремится к осмыслению различных последствий конфликта, к выработке собственного способа реагирования на данную ситуацию эмоционально-оценочный компонент отражает рефлексивность знаний и представлений человека в отношении возникшей конфликтной ситуации. Нередко данный компонент включает в себя способность субъекта проблемной ситуации четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный компонент понимания конфликтной ситуации отражает систему ценностей участников конфликта. Воспринимая себя и другого участника конфликта человек создает особое видение создавшейся ситуации через призму ценностных ориентаций [2, с. 192].

Когнитивный компонент включает в себя такие составляющие, как: смысл понятия «конфликт» и анализ понимания конкретной конфликтной ситуации.

Выделяя составляющую когнитивного компонента «смысл понятия «конфликт», можно опираться на мнение А.И. Тащевой о том, что «интерпретация человеком понятия «конфликт» позволяет уточнить особенности его восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам».

Данная составляющая включает в себя определение семантического ядра понятия «конфликт», описание понятия «конфликт» в известных испытуемому синонимах, придание термину определенной системы признаков и характеристик.

Для осуществления контроля и оценки степени понимания супругами конфликтной ситуации можно использоватьм анализ конфликтной ситуации, руководствуясь следующими оценочными показателями:

- видение и распознавание объективных и индивидуальных смысловых контекстов участников ситуации;

- умение устанавливать причинно-следственные связи возникшей ситуации с другими событиями;

- использование жизненного опыта;

- стремление творчески разрешить ситуацию;

- понимание / восприятие себя в конфликтной ситуации и то, как ее понимают другие.

Понимание человеком конфликтной ситуации оказывается тем адекватнее и глубже, чем в большей степени он способен проанализировать ситуацию с разных сторон и взглянуть на нее глазами участников конфликта.

К основным составляющим эмоционально-оценочного компонента структуры понимания конфликтной ситуации, на наш взгляд следует отнести: оценка конфликта, активность во время конфликта, отношение к партнеру во время конфликта.

- оценка конфликта - видение (восприятие) конфликта как негативного или позитивного;

- активность во время конфликта - степень проявления эмоций во время конфликта, особенности поведения субъекта конфликта;

- отношение к партнеру - отношение субъекта к партнеру во время конфликта [18, с. 26].

Немаловажно отметить то, что понимание обязательно включает представление понимающего субъекта о должном, сопоставление понимаемого с ценностными представлениями и ориентациями понимающего субъекта. Данное сопоставление – это процесс осмысления субъектом конкретной социальной ситуации, исходя из этических, эстетических и других ценностных норм, которыми он руководствуется в своем поведении. Следовательно, существует определенная необходимость рассмотрения ценностных ориентаций как составляющей ценностно-ориентировочного компонента структуры понимания конфликтной ситуации.

Исходя из представленного анализа литературы можно сделать выводы о том, что в настоящее время практически не существует исследований, в которых бы анализировалось понимание конфликтной ситуации. В частности, почти полностью отсутствуют работы, посвященные пониманию ситуаций конфликта молодыми супругами. Тем не менее, можно предположить, что объяснительный потенциал такого понятия, как «конфликтная ситуация», после его разработки окажется высоким, поскольку «конфликтная ситуация» - это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека, понимание и объяснение которых оправданно и необходимо для прогнозирования, диагностики и коррекции конфликтных ситуаций, которые безусловно имеют место в молодых семьях.

Информация о работе Особенности взаимодействия супругов и пути предупреждения семейных конфликтов