Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.
Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:
изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;
выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;
показать важность развития мышления у детей раннего возраста;
проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии
ребенка раннего возраста

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. . . . . . . 4
1.2 Проблема «нельзя и надо» в воспитании ребенка. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 5
1.3 Мышление и его развитие у детей раннего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Практические приемы формирования правильной речи у ребенка . . . . . . . .13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Исходящие от родителей требования и запреты (пусть совершенно справедливые), когда их накапливается достаточно много, могут - не обязательны должны, но могут - выработать у ребенка взгляд на папу и маму как на людей, с которыми связан в основном «отрицательный опыт». Все нельзя да нельзя - в душе ребенка копятся обиды; здесь возможный источник чувства ущемленности, незащищенности. Это ведет в дальнейшем к различным трудностям во взаимоотношениях родителей, с одной стороны, и ребенка - с другой. Когда же наши требования предстают перед малышом в возможно более объективной форме, обижаться ему просто не на кого. Его не мама отправляет спать, а часы!

Так что режим может оказаться вашим союзником и здесь - только не забывайте подчеркнуть: это даже не вы так хотите - режим так требует.

На третьем году жизни у ребенка нужно и можно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего, спокойно, без капризов выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо, не мешать другим членам семьи, когда те отдыхают, читают, работают дома. Он должен знать уже некоторые правила вежливости и стараться следовать им: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «извините», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; вести себя на людях - в гостях, в автобусе, у врача.

Ребенок должен усвоить хорошую привычку терпеливо ждать. Мама занята и не может обратить сейчас внимания на своего любимого малыша.

И еще он должен научиться преодолевать свое желание, если оно невыполнимо, не плакать из-за больших и маленьких неприятностей (хочется погулять еще, но пора домой).

Чтобы ребенок выполнял эти и другие требования взрослых, они должны быть обоснованы, понятны ему и посильны. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает на улице со встретившейся ей знакомой. Но он уже в состоянии не шуметь и заняться чем-нибудь своим, пока брат учит уроки.

Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение. И хотя вы предлагаете малышу нечто в данный момент вовсе не приятное для него (например, пойти спать, когда так не хочется), скажите ему при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду». Скорее всего малышу захочется подтвердить ваши слова, и он охотно пойдет спать.

Потребовав что-либо от ребенка, непременно проследите, выполнил ли он ваше требование. Только в этом случае у него может войти в привычку считаться с вашими требованиями и выполнять их.

Требования не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто эти требования предъявляет. Часто же бывает, что папа требует, чтобы дочка обязательно ела сама, а мама «жалеет» ее и кормит.

А еще можно и такое видеть: сегодня разрешают лечь в постель с игрушкой, а завтра категорически запрещают. Различные требования, отсутствие единства дезорганизуют ребенка. Приходится ли в таких случаях ждать от него послушания? Иногда из-за непоследовательности или несогласованности взрослых у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражимость, упрямство.

Обязательно считайтесь с желаниями ребенка. Если же вам приходится настаивать на каком-либо своем требовании, которое противоречит его желанию, постарайтесь все-таки объяснить малышу, почему необходимо поступить так, а не иначе. Например, малыш увлекся игрой, а пора уже идти на прогулку. Нельзя неожиданно и категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Лучше поступить так: минут за пять до того, как пора будет собираться, предупредите его: «Заканчивай игру, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а сборы на прогулку откладывать далее уже нельзя, скажите: «Не убирай кубики. Оставь все, как есть. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».

 

 

 

 

 

 

    1. Мышление и его развитие у детей раннего возраста

 

 

В раннем детстве быстро растет интерес к окружающему - этот мощный двигатель развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: малыш хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить.

На втором и третьем году жизни довольно заметно развиваются действия восприятия и мыслительные действия. Если почти на всем протяжении младенчества психическая жизнь ребенка носила слитный, нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо можно увидеть: вот малыш зрительно обследует предмет, его свойства; вот он решает мыслительную задачу: как достать со шкафа любимого мишку?

Но нельзя, по-видимому, выделить как отдельные психические процессы память, внимание, воображение. Они как бы вплетены в деятельность ребенка, носят непроизвольный характер. Эту оговорку следует иметь в виду, когда мы говорим о памяти, или внимании, или воображении ребенка 2 - 3 лет.

В начале второго года малыш узнает знакомых людей хорошо, даже если не видел их несколько недель, он вспоминает о тех событиях, которые произошли неделю назад. Начинает он ориентироваться и в пространстве: в расположении комнат в доме, находящихся в них предметах; когда он Rвыходит на улицу, то сам идет к тому месту, где обычно играет.

К концу второго года узнавание становится еще более совершенным. Мальчик 3 месяца не был в городе. Когда вернулись с дачи, пошли к бабушке в гости. Он сам поднялся на второй этаж, постучался в дверь той квартиры, где живет бабушка.

На третьем году малыш может при случае вспомнить довольно отдаленные события. Малыш вспоминает зимой, как летом катался с папой на пароходе. Рассказать в детском саду, какие у него дома игрушки, из кого состоит семья, ему уже несложно.

Поскольку он овладел речью, воспоминания могут возникать у него не только тогда, когда он видит перед собой предмет или человека, с которым у него что-то связано, но и тогда, когда о чем-то просто идет разговор. Мама говорит: «Поедем к дедушке», и мальчик вспоминает: «Поедем на троллейбусе, у деда рыбки в аквариуме. Мы кормить их будем». Разговаривая с ребенком о том, что было или еще будет, вы тем самым значительно расширяете его кругозор.

Непроизвольное внимание малыша становится на протяжении второго и третьего года жизни более устойчивым. К году он мог заниматься игрушкой минут 10, на третьем году это время возрастает до получаса. А если в деле, котором занят малыш. участвует взрослый, то время это значительно больше. Если он чем-то заинтересовался, отвлечь его трудно. Но столь же трудно привлечь его к чему-нибудь, что нисколько для него не занятно, не затрагивает его чувств. Поэтому так важно, побуждая ребенка чем-то заняться, сделать что-то, вызвать у него интерес и понимание, постараться воздействовать на его чувства, но ни в коем случае не принуждать, не заставлять его.

Начинает складываться и воображение. Когда малыш скачет верхом на палочке, он - всадник, а палочка - лошадка. Но при отсутствии предмета, на котором можно «скакать», он лошадку себе не вообразит, не вообразит он ее себе и тогда, когда он не занят этой игрой, хотя та же палка может быть у него под рукой. Так что пока воображение еще нуждается во внешних опорах - предмете и действии.

Мышление ребёнка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных (пробующих) действий (тянулся к кружке – зацепил скатерть – подтянул скатерть – достал кружку), называется наглядно-действенным. Переход к использованию случайных или готовых (от взрослых) связей в новой предметной ситуации (захотел утюг – подтянул одеяло – достал утюг) – важная ступень в развитии детского мышления.

Познакомившись со свойствами или употреблением предмета, ребёнок начинает упреждать его свойства или применение. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз, выполняя действие сразу правильно, без предварительного примеривания (сбор матрёшки в последней стадии). В основе таких действий лежит проба, проделанная в Уме. В процессе её  ребёнок действует не с реальными предметами, а с образами. Мышление ребёнка, когда решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Овладевая ориентировочными (пробующими) действиями предметного характера, ребёнок постепенно переходит к зрительной ориентировке. В раннем детстве ребёнок приобретает умение решать наглядно-образным путём только ограниченный круг простейших задач. Первые срезы (тесты) наглядно-образного мышления имеет смысл проводить не ранее 2,5-3 лет.

Для развития наглядно-образного мышления надо поощрять в детях стремление к конструированию (башен-дорожек из кубиков) и рисованию. 
Дети второго года жизни узнают близких людей на фотографиях и предметы на рисунке. Цвет в этом возрасте не имеет никакого значения. Это, конечно, не значит, что ребёнок не различает цвета (различение и предпочтение определённых цветов явно выражено даже у младенца). Но цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет, и не учитывается при его восприятии.

Дети второго года жизни могут собирать и разбирать пирамидку и матрёшку, но они пока ещё не могут складывать цветные кубики или цветную мозаику (в прямом смысле этого слова), так как их соотносящие действия осуществляются только на основе формы и величины.

Даже овладев восприятием цвета к трёхлетнему возрасту (что можно проверить элементарными тестовыми заданиями), ребёнок часто не учитывает цвет в работах по образцу. Например, рисуя, он пользуется фломастерами, цвет которых ему больше нравится, а не теми, которые соответствуют оригиналу (то же самое с пластилином!).

Родители нередко жалуются, что дети рисуют чёрным или другими тёмными цветами, подозревая в этом определённые психологические проблемы. Чаще всего проблема значительно проще, чем кажется на первый взгляд: яркие фломастеры быстро исписываются, скребут по листочку, и ребёнок постепенно привыкает к чёрному (яркому и сочному). Родителям следует чаще менять наборы для рисования.

Названиями цветов (красный, оранжевый, желтый) дети овладевают с большим трудом, только при упорном обучении. Эти трудности имеют свои психологические причины. Слово в понимании ребёнка обозначает прежде всего функцию или назначение предмета. Совсем другое дело – слова, обозначающие свойства. Здесь уже содержится доля абстракции (обобщение), которая позволяет объединять самые разные предметы по внешнему признаку (чего пока не требуется ребёнку на практике). Возникает противоречие между обучением и потребностью, которое малышу очень трудно преодолеть. Значительно более благоприятные условия для такого усвоения складываются позднее, на 4-5 году жизни.

На третьем году в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения новыми видами деятельности. На третьем году начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция сознания состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого (ребёнок, стреляющий из палки; ребёнок, пекущий пирожки из глины).

В период зарождения знаковой функции дети склонны, пользуясь малейшим намёком, усматривать черты знакомых предметов буквально во всём (например, в кляксах йода на столе).

Знаковая функция даёт толчок к превращению каракулей в изобразительную деятельность. Именно благодаря ей ребёнок начинает видеть в собственных каракулях изображения предметов и контролировать процесс рисования. (До этого момента ребёнка больше интересует карандаш, нежели изображение. Он может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге.) Благодаря знаковой функции сознания ребёнок впервые получает возможность представлять себе то, о чём ему рассказывает взрослый. Слушая сказки, ребёнок пытается представить себе их персонажи, события, ситуации и, следовательно (после такого «ассоциативного закрепления»), становится способным воспроизводить услышанное. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Если при рассказывании сказки (повторно), изменить порядок изложения, то ребёнок с возмущением поправляет взрослого. Однако, память в раннем возрасте полностью непроизвольна: никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить что-либо ребёнок не выполняет.

До трёх лет воспоминания о самом себе и об окружающем, обычно, не сохраняются, так как до этих пор ребёнок не может рассматривать последовательность событий в контексте развития собственного «Я» (амнезия раннего возраста).

 

2 Особое значение  речи и ее формирования в  развитии ребенка раннего возраста

 

 

2.1 Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами

 

 

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн [4, 9, 18]. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, – не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии  ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов [5]. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения.

Информация о работе Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста