Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 20:40, курсовая работа
Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.
Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:
изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;
выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;
показать важность развития мышления у детей раннего возраста;
проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии
ребенка раннего возраста
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. . . . . . . 4
1.2 Проблема «нельзя и надо» в воспитании ребенка. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 5
1.3 Мышление и его развитие у детей раннего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Практические приемы формирования правильной речи у ребенка . . . . . . . .13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка.
Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства, такие как: И. С. Кон, Е. О. Смирнова, Т. М. Сорокина, Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова, выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери.
Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания [7, 9]. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Однако интеллектуальные особенности матери и их влияние на развитие ребенка – тема малоизученная в науке на данный момент.
Имеются лишь некоторые сведения о наличии такой связи. Между тем, речь ребенка, как социальная функция, формируется только в социальной среде и в ситуации общения. Особенности речи матери, то, как она строит свое общение с ребенком, – все это не может не сказываться на языковом и личностном развитии ребенка [6].
Влияние отдельных особенностей интеллекта, таких, например, как вербальный интеллект на развитие речи ребенка в науке практически не рассматривается. Имеются лишь генетические исследования, изучающие степень наследуемости отдельных интеллектуальных особенностей.
2.2 Практические приемы формирования правильной речи у ребенка
До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 - 40 до 100 слов и употребляет их редко.
После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребенка называть предметы (мы говорили на предыдущих страницах сайта) можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года - до 1200-1500 слов.
Если взрослые требуют от ребенка четкого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребенка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идет с задержками.
В середине второго гона жизни в развитии речи ребенка происходит важный сдвиг: малыш начинает использовать накопленный к этому времени словарь в целях активного обращения к взрослому. Появляются первые простейшие предложения. Их характерная особенность в том, что слова, которые в них входят, употребляются в неизменной форме: «исё мако» (еще молока), «мама бобо» (маме больно). Предложения включают два слова; 3 - 4 - словные предложения появляются позже, к двум годам.
Пусть такая речь несовершенна по форме, по грамматической структуре. Но она сразу значительно расширяет возможности речевого общения взрослого и ребенка. А это, в свою очередь, приводит к тому, что словарь малыша значительно обогащается. Ведь он уже хорошо подражает речи взрослого, услышанным словам, хорошо понимает обращенную к нему речь и может комбинировать в предложении вновь усвоенные слова со словами, усвоенными ранее.
Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребенок использует в своих предложениях (теперь уже зачастую 3 - 4 - словных), приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».
С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает примерно к трем годам. Так, к этому времени в своей речи он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами - «на волка похож», «под землю спрятался» и т.п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).
К трем годам в словарь ребенка входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
Все это не означает, однако, что в дальнейшем ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя владение языком. Ведь многие тонкости, трудности, исключения из правил ребенку еще предстоит усвоить. Кроме того, ребенок усваивает разговорную речь. А поскольку в разговорной речи взрослых практически отсутствуют причастия и деепричастия (прыгающий, прыгая и т. п.), нет их пока и в речи ребенка.
Что же способствует развитию речи? Детям третьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Более простые из них - это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные - когда ребенка просят, например: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку».
Почему такие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый дает ребенку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, а пример использования речи в конкретных условиях общения. Можно даже сказать, что подобные задания не только способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи, но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых, эти задания полезны потому, что ребенок учится сознательно, осознанно строить свою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие, как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне, пожалуйста, чашку» - и тот, спросив какую (большую или маленькую и т.п.), идет выполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именно они говорят. Они осознают содержание речи, а не ее форму. А попробуйте-ка совершенно отвлечься от формы речи, когда ваше внимание специально обращают на то, как нужно сказать: «Пойди и скажи то-то».
Речевые задания с уже определенной формой высказывания уместны в общении с детьми до двух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме: «Подойди к бабушке и попроси ее достать твою шапочку», «Попроси у бабушки свою шапочку».
Речевые задания могут давиться и для того, чтобы ребенок обратился к взрослому, и для того, чтобы он обратился к другому ребенку, к нескольким детям. Тем самым активизируется речевое общение между детьми.
Речевые задания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы: «Где?», «Какой?», «Куда?» и т.д., употребляя сложные предложения. Например, ребенку предлагается спросить у взрослого (или у другого ребенка): «Спроси у Натальи Петровны, куда она положила новую книжку, игрушку». Ребенок может задать вопрос различными способами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», «Вера Ивановна спрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку», «Вера Ивановна спрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), И это будут или вопросы, или сложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т.п.
Важная роль таких речевых заданий и устных рассказов в развитии речи малышей вовсе не означает, что рассматривание с детьми предметов, игрушек, картинок и чтение им книжек с иллюстрациями имеют второстепенное значение. Наглядность, непосредственное ознакомление детей с предметами и явлениями окружающего мира, с происходящими вокруг событиями остаются прочной основой обогащения знаний и представлений детей. Без такого обогащения, связанного с усвоением новых слов, которые закрепляют, сохраняют в памяти эти знания и представления, ребенку просто не о чем будет рассказывать. Не существует речи без смысла, без мысли, а истоки мысли - в непосредственном, чувственном познании окружающего, в восприятии, ощущениях.
Уже детям второго года жизни можно показывать не только предметные картинки (т.е. изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, на которых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, дети выпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматривании картинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе - руководить рассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображенного, раскрывает последовательность действий, задает детям вопросы и т.д.
Предметная картинка кажется очень простой: нарисована кукла, зайка, собака, флажок, мячик... Казалось бы, не очень много можно извлечь из такой картинки для того, чтобы развивать речь ребенка. Он вспомнит, как называется то, что изображено на картинке, назовет. Это, конечно, важно. И если изображен новый, незнакомый малышу предмет, он познакомится с ним и усвоит новое слово. Это тоже важно. Но на картинке нельзя изобразить предмет вообще: собаку вообще, мячик вообще. Мячики бывают синие, красные, зеленые. Собаки тоже разные: с большими висящими ушами, с ушами торчащими, настороженными, собаки лохматые и с гладкой шерстью. На все детали изображения можно обращать внимание ребенка и задавать соответствующие вопросы.
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идет гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трех и более слогов, то ребенок часто заменяет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина - паина, вместо велосипед - апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, коёй, дверь - как вей).
Знакомя малыша с новыми словами, обращайте внимание на твердость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь ты скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), поправьте его.
Общая смягченность речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки еще отсутствуют и заменяются более легкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками: сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребенок может произнести звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, и: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь)...
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной ее стороне. Обращайте внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требуйте от него выговаривать слова и фразы четко, внятно.
Конечно, несовершенства речи впоследствии (на 4 - 6-м году), как правило, постепенно исчезают сами собой, по мере того как ребенок, постоянно слыша правильную речь взрослых, прилаживаясь к ней, овладевает правильной артикуляцией. Однако малышу нужно помогать в этом, используя звукоподражания, показывая рисунки предметов, в названиях которых есть тот или иной звук, не произносимый или неправильно произносимый ребенком. Так, можно попросить малыша изобразить жужжание жука (ж-ж-ж-ж), шум деревьев (ш-ш-ш-ш) и т.п.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это прежде всего важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Чики-чики, чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребенка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!» и т.п. Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребенка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, свое неумение. Лингвист А.Н. Гвоздев, много занимавшийся изучением развития речи детей, приводит такие примеры.
Так, например: «Женя Г., разговаривая со своим двоюродным братом Володей (2 г. 6 мес.), поправляет его картавое произношение. Володя не защищается, а только оправдывается: «Я так не умею». Иногда сознание своего неумения правильно произнести слово доставляет ребенку большое огорчение. Борис В. долго не мог овладеть словом «лапша». Начал пытаться произносить по слогам, удавалось легко, целиком - опять не удается. «Мама, я не умею» - и расплакался (3 г.)... Женя Г. по собственному почину, часто в разговоре с самим собой, говорит о наиболее ярких особенностях речи почти всех знакомых ему детей (сам он в 2 года 8 мес. уже говорил вполне правильно). Его двоюродный брат Володя произносил мягкое л вместо й, но никто не обращал на это внимание Жени. И вот он однажды неожиданно сообщает: «Мама, Володя такаля (такая) говорит» (2 г. 10 мес.)».
Информация о работе Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста