Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: на основе изучения специальной монографической литературы, статей в периодической печати, применения собственного практического опыта воспитания ребенка, сформировать научно обоснованное представления о психологии ребенка раннего возраста.
Задачи по изучению особенностей развития ребенка в период раннего детства:
изучить особенности психологического развития ребенка раннего возраста;
выявить проблемы в воспитании «нельзя и надо» у ребенка, и значимость воспитания волевой компоненты;
показать важность развития мышления у детей раннего возраста;
проанализировать особое значение речи и ее формирования в развитии
ребенка раннего возраста

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Особенности и проблемы развития ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Особенности психологического развития ребенка раннего возраста. . . . . . . 4
1.2 Проблема «нельзя и надо» в воспитании ребенка. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 5
1.3 Мышление и его развитие у детей раннего возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2 Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Практические приемы формирования правильной речи у ребенка . . . . . . . .13
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Это внимание ребенка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребенком, следили за четкостью, ясностью своей речи, за ее темпом, так как в убыстренной речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (и гласные, и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, в настоящей работе были рассмотрены особенности развития ребенка в возрасте от 1 до трех лет. Период раннего возраста невозможно переоценить с точки зрения важности для будущего формирования способностей и личности человека. Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На границе первого и второго года жизни многие дети обнаруживают вдруг непослушание, нежелание считаться с требованиями взрослых. «В ответ на запрещение («нельзя») проявляет упрямство и упорно пытается повторить какую-нибудь шалость. Только путем отвлечения удается прервать то или иное упрямое желание. Иногда в ответ на запрещение начинает капризно плакать, бросается на пол, дергает руками и ногами... « (из дневника психолога Н.А. Менчинской).

Разумеется, «яркость» и продолжительность подобных проявлений зависят от многих обстоятельств. В одних семьях это время проходит более спокойно, в других вызывает напряженность в отношениях между взрослыми и малышом. Но в явной или скрытой форме «кризис первого года» существует.

К концу первого года круг действий малыша с предметами весьма расширился. Многие предметы, которые прежде были доступны ему лишь на расстоянии, лишь взгляду, теперь, когда сделаны первые попытки самостоятельной ходьбы, можно взять руками. Среди этих предметов оказываются и такие, которые принадлежат миру взрослых. Понятно, что ребенок, получивший известные возможности действовать самостоятельно (и, кстати, нами побуждаемый к самостоятельности), не делает различия между тем, что «для него» и что «не для него». Не удивительно, что возникает конфликт, когда бурное устремление к желаемому предмету (например, к такой красивой, но хрупкой вазочке) пресекается взрослым в самой решительной форме.

Кроме того, собственная активная речь малыша не развита, поэтому он не в состоянии понятно для взрослого выразить свои желания и потребности. А жесты и мимика уже не помогают, ведь действия малыша стали достаточно сложными, руководство этими действиями со стороны взрослого требует словесного взаимопонимания.

Именно появление речи на границе младенчества и раннего детства значительно расширяет возможности общения ребенка со взрослыми. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вместе со взрослым.

Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромны. Главнейшие из них те, что определяют развитие его психики, - это овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью. Рассмотрим эти приобретения, не упуская из виду, что на втором и третьем году заметное место в жизни малыша начинает занимать игра, что здесь берут свое начало рисование, лепка, конструирование.

 

Список литературы

 

 

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.,1991.
  2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М. , 1997.
  3. Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд. СПб: Питер, 2006.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  6. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. СПб: КАРО, 2005.
  7. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлении и воображения. М.,1956.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  9. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
  10. Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2  3 лет. М.: АРКТИ, 2005.
  11. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. 9-е изд. М.: Академия, 2004.
  12. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной.  М.: Педагогика, 1985.
  13. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2004.
  14. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб: КАРО, 2005.
  15. Филиппова Г. Г. Психология материнства.  М.: Изд-во института психотерапии, 2002.
  16. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. №1.
  17. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста // Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  19. Фельдштейн   Д.И. Психология   развивающейся    личности. М. - Воронеж,1996.
  20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  21. Яковлева Е.Л. Психологическое развитие творческого потенциала личности. М., 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Особое значение речи и ее формирования в развитии ребенка раннего возраста