Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:53, отчет по практике
Отчет содержит в себе:
1) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ по учебной дисциплине: «Общая психология» на тему: «Внимание»
2) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: «Психология личности» на тему: «Самооценка личности».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ
I По учебной дисциплине: «Общая психология».
Тема: «Внимание»
Обоснование выбора темы:
Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности Его развитие обуславливает качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала, активизирует работу мысли, обеспечивает контроль за выполняемым действием. Внимание рассматривается многими психологами и как важное свойство личности. В деятельности учителя оно занимает особое место. Внимательность и наблюдательность педагога не только позволяет ему организовать учебный процесс, но и помогают понять внутренний мир ребенка.
Помимо
этого усилия педагогов постоянно направлены
на воспитание и сохранение устойчивого
внимания. Внимание входит в структуру
педагогического общения, определяет
перцептивные способности учителя. Изучением
проблемы внимания, в течение многих десятков
лет, занимались и продолжают заниматься
отечественные и зарубежные психологи
и педагоги: Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев,
Ф.Н.Гоноболин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,
Л.С.Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, М.С. Горбач,
М.Н. Шардаков, И. В. Страхов,С.Л. Рубинштейн,
Н.Н. Ланге, Р.С. Немов
У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д.К. Узнадзе,
Т. Рибо и др.
II Формы организации лекции.
Аудитория: студенты 2 курса психологического факультета.
Время: 1ч. 30 мин.
Организационная форма лекции: монологическое высказывание.
Цель лекции: изучение психологии внимания
Учебные задачи:
1) Дать
характеристику понятию «
2) Сформировать
представление о видах
3) Сформировать
представление о свойствах
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать
познавательные интересы
2) Воспитывать
активную позицию студентов в
ходе занятия.
Литература для преподавателя:
1) Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.
2) Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. - М., 1951.
3) Добрынин Н.Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание. - М., 1958.
4) Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
5) Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
6) Романов
В.Я., Дормашев Ю.Б., Психология внимания,
М., 1995.
Литература,
рекомендуемая студентам
1) Немов Р.С. Психология: В 2 тт., Т.1. - М., 1998.
2) Гомезо М.В., Домашненко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
3) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С- Пб., 1997.
4) Маклаков А. Г. Общая психология. С- Пб., 2002.
5) Кузнецова
Ю.И. , Фомина Н.В. Общая психология.
- Н.Новгород, 2007.
III ПЛАН И КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ
№
п/п |
Учебные вопросы |
Время
мин |
Дидактические
материалы, ТСО, примечания. |
I | Вступительная
часть:
- приветствие студентов; - проверка наличия студентов на занятии; - объявить тему,
цели и вопросы учебного - предоставить список литературы; - обосновать
актуальность темы учебного Внимание является необходимым условием функционирования всей познавательной деятельности человека.Его развитие обуславливает качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала, активизирует работу мысли, обеспечивает контроль за выполняемым действием. |
2-3 мин |
Список литературы на доске ( пишется заранее) |
II
III |
Основная
часть. 1) Изучением проблемы развития внимания в течение многих десятков лет занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Н.Ф. Добрынин, Б.Г. Ананьев, Ф.Н.Гоноболин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.С.Кабыльницкая, А.Н. Леонтьев, М.С. Горбач, М.Н. Шардаков, И. В. Страхов и др. Внимание - неотъемлемая часть социально- психологического бытия человека. В нем отражено отношение человека к окружающему миру, другим людям. Внимание служит источником сосредоточения человека нам себе как на субъекте деятельности, личности. Внимание- направленность сознания человека на определенные объекты или какую – то деятельность и сосредоточенность на них при одновременном отключении от других объектов или деятельности. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует. В зависимости от направленности выделяют следующие формы проявления внимания: внешнее (сенсорное) внимание, ориентированное на внешние сигналы. Выражается в готовности к действию, настороженности, бдительности. внутреннее (умственное) внимание, объектом которого являются мысли, образы, возникающие в сознании человека. моторное внимание, связанное со сосредоточенностью на физических действиях и движениях. Внимание носит избирательный характер. Это объясняется тем, что 1)способность
к обработке информации 2)мы можем в какой то степени управлять объектом внимания; 3)восприятие событий связано с «уровнем возбуждения», который зависит от интересов личности; 4)объект внимания
есть часть нашего Выделяют три функции внимания: 1) Активизация
нужных и торможение ненужных
психологических и 2)Обеспечение
организованного и 3) Способствование
избирательной и длительной Внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления - невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности. 2) Н.Ф. Добрынин на основании измерения активности личности выделяет три вида внимания: непроизвольное, произвольное, и послепроизвольное. Механизмом формирования непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующаяся более или менее устойчивым интересом личности. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Причинами его возникновения являются воздействия внешних раздражителей.Для привлечения внимания посторонний раздражитель должен обладать одной из следующих характеристик: 1) Сила, контрастность, новизна, неожиданность и т.п. 2) Связь раздражителя
с потребностями, мотивами 3) Зависимость раздражителя от знаний, устойчивых интересов, настроений, прошлого опыта человека. Качественно иной вид представляет собой произвольное внимание- это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно выбирает объект, на который оно направляется. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевыми усилиями. Л.С. Выготский доказал, что этому виду внимания необходимо обучать, развивая его с детства. Характеристики произвольного внимания: - целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности: - организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы; - устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение. Важным условием
поддержания произвольного Также произвольное внимание поддерживается благодаря внешним факторам: обстановка рабочего места, отсутствие посторонних раздражителей. Ф.Н. Добрынин выделяет третий вид внимания – послепроизвольное – сосредоточение сознания на значимом и ценном для личности объекте. Суть его в том, что в процессе деятельности человек часто так увлекается, что волевого усилия для удержания внимания на ее объктах уже не требуется. Этот вид внимания связан с сознательно поставленными целями. Рассмотренные виды внимания тесно связаны между собой и не проявляются независимо друг от друга. Они переходят один в другой, обеспечивая эффективность деятельности на разных ее этапах. 3) Различают пять свойств внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания. Устойчивость внимания заключается в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Показателями устойчивости является длительность, ясность и отчетливость отражения в сознании предметов и выполняемых действий, отсутствие колебаний внимания. Переключение внимания – процесс преднамеренного перевода внимания с одного объекта на другой. Это свойство проявляется в скорости, полноте, с которой человек может перевести внимание. Скорость и успешность переключения зависят от следующих факторов: 1) интереса человека
к деятельности, информации, на которую
внимание переключается, 2) характера
предыдущей деятельности, степени
внимательности к ней и 3) свойств нервной системы индивида. 4) состояния утомления. 5) состояния утомления – чем оно выше, тем сложнее переключение. Распределение внимания – это свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполнять несколько действий одновременно. Распределение внимания зависит от ряда условий: 1) Связанность между собой объектов внимания. Чем она больше, тем эффективнее распределение; 2) Разнородность
объектов внимания. Доказано, что
при действии однородных 3) Выполнение
в полном объеме внимания Объём внимания определяется количеством объектов, воспринимаемых одновременно. Согласно ряду исследований, объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 не связанных между собой объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 4 объектов. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Объем внимания может увеличиваться. Это зависит: 1) от особенностей
воспринимаемых предметов ( 2) от задачи
и характера деятельности 3) от умения
систематизировать, Концентрация внимания – это свойство, определяющее высокую интенсивность сосредоточения внимания, поглощенность сознание субъекта объектом внимания. Это свойство можно определить и как глубину погружения в какую-либо деятельность. Показателем интенсивности концентрации внимания является невозможность отвлечь его от предмета деятельности посторонними раздражителями. Эта характеристика очень важна при выполнении видов деятельности, требующих предельной сосредоточенности на каком-то объекте. Огромную роль она играет и в процессе обучения. Подведение итогов: В ходе занятия мы узнали функции и формы внимания, а также виды внимания, выделенные Н.Ф.Добрыниным. К этим видам относятся: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Мы узнали о
свойствах внимания: устойчивость,
концентрация, объем, распределение
и переключение.Внимание не имеет
продукта своей деятельности. Оно
рассматривается как сторона
или свойство этой деятельности. Продуктом
внимания является улучшение любой
деятельности. Заключительная часть - ответить на поставленные студентами вопросы; - подвести итоги учебного занятия; - дать задания
на самостоятельную работу. |
1ч. 20 мин 5 мин |
Пример: внимание учителя на уроке, направленное на класс вцелом и отдельного ученика- готовность отреагировать на любые изменения в классе. Пример: наблюдая
за учениками легко выделить тех, кто поглощен
своими переживаниями, мыслями. Таблица«Виды внимания». Стукнуть кулаком
по столу-студенты поднимут голову (вот
Вам пример непроизвольного внимания) Пример:интересный
рассказ учителя надолго привлечет внимание
школьников без всяких для них усилий. Предложить загадки на внимательность: « Может ли акула назвать себя рыбой?» (нет, рыбы не умеют говорить) « Чего нет в
реке, но есть и в озере, и в
море, и в океане?» ( Буквы «О»). Примечание: По
мнению К.К. Платонова это высшая форма
профессионального внимания. Предложить студентам выполнить задание на концентрацию внимания ( Показать картинку
с ошибкой и предложить |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ.
По учебной дисциплине: «Психология личности».
I. Тема: «Самооценка личности».
1. Обоснование выбора темы:
Самооценка - важный компонент развивающейся личности (в частности, ее самосознания). При неправильном формировании самооценки, личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. Они же в свою очередь — причина формирования неуверенности, застенчивости, неумения адаптироваться в новых условиях.
В отечественной науке самооценка рассматривается в аспекте влияния ее на процесс формирования личности (Л. И. Божович, А. В. Захарова, Е. А. Серебрякова, Л. С. Славина, Е. И. Савонько и др.), на процесс обучения (В. В. Давыдов, А. В. Захарова, А. К. Маркова и др.), как фактор регуляции межличностных отношений (И. С. Кон, Е. И. Савонько, Е. А. Серебрякова и др.), как регулятор познавательной деятельности (Н. В. Кузьмина, А. В. Захарова, А. К. Макарова, Н. Е. Шафажинская и др.), как разновидность рефлексивной деятельности человека (О. С. Анисимова, А. 3. Зак, И. Н. Семенов, Б. Г. Иванченко и др.).
2. Место темы в программе курса: аспект раздела «Психология личности».
Цель занятия: глубокое изучение материала по проблеме самооценки личности.
Задачи:
1) Дать определение понятию «самооценка», определить основные её виды;
2) Рассмотреть самооценку как составляющую Я – концепции личности;
3) Рассмотреть подходы различных исследователей к проблеме формирования самооценки;
4) Проследить возрастные этапы становления самооценки;
5) Определить внутрисемейные, социальные и внутриличностные условия формирования самооценки.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать
познавательные интересы
2) Воспитывать активную позицию студентов в ходе занятия.
3) Развитие умений самостоятельной работы с научными текстами.
Аудитория: студенты 2 курса психологического факультета.
3. Литература
1) Божович Л.И. Личность и ее формированиев детском возрасте. М., 2001.
2) Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - №4. - Т.13. - С. 99-100.
3) Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.
4)Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
5) Психология личности в трудах отечественных психологов / Под ред. Л.В. Куликова. СПб., 2002.
6) Психология
личности в трудах зарубежных
психологов/Под ред. Л.В.
7) Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./Под. Ред. Д.Я. Райгородского, Самара.: Изд. «БАХРАХ» , 2003.
8) Хьелл,
Д.Зиглер Теории личности.-СПб.
9) Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб., 2003г.
10) Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория иисследования.-М., 200г.
Литература отбирается студентами самостоятельно из того списка, который предложен преподавателем, по заданной теме письменного доклада заранее.
II. Форма организации семинара:
1) Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с характером подготовки аудитории:
В качестве формы проведения семинара выбрано обсуждение письменных докладов с взаимным рецензированием. Данная форма проведения семинара была выбрана для студентов, предварительно прослушавших курс лекций по общей психологии и психологии личности, а также имеющих навыки самостоятельной работы с научными текстами.
Группа студентов была разбита на 3 подгруппы. Каждая подгруппа должна осветить определенные аспекты данной темы, а также подготовить наиболее интересные вопросы для студентов других подгрупп.
Первая подгруппа освещает тему «Самооценка, как одно из центральных образований личности» и готовит вопросы для второй подгруппы по теме
«Основные условия, влияющие на становление самооценки».
Вторая подгруппа освещает тему «Разнообразие взглядов на самооценку» и готовит вопросы для третьей подгруппы по теме «Становление самооценки, основные условия, влияющие на ее формирование».
Третья подгруппа освещает тему: «Становление самооценки, основные условия, влияющие на ее формирование» и готовит вопросы для первой подгруппы.
Темы докладов для первой подгруппы студентов( раздел: «Самооценка, как одно из центральных образований личности»).
1) Сущность понятия «самооценка», ее виды;
2) Связь
самооценки и уровня
3) Самооценка,
как важнейшая составляющая Я-
Темы докладов для второй подгруппы ( «Раздел: «Разнообразие взглядов на самооценку»)
1) Разнообразие взглядов на самооценку( У.Джеймс, З.Фрейд);
2) Разнообразие взглядов на самооценку( Б. Скиннер, А. Бандура);
3) Разнообразие взглядов на самооценку ( Отечественные психологи);
4) Разнообразие взглядов на самооценку( А. Адлер, К. Роджерс);
5) Разнообразие взглядов на самооценку ( Г.Олпорт, А. Маслоу);
Темы докладов для третьей подгруппы ( раздел: « Становление самооценки, основные условия, влияющие на ее формирование»).
1) Этапы становления самооценки (Ранний возраст, средний и старший дошкольный возраст);
7) Этапы
становления самооценки( Младший
школьный и подростковый
11) Внутрисемейные
условия формирования
12) Социальные
условия становления
13) Внутриличностные
условия формирования
2. Программа предварительной ориентировки студентов:
До сведения студентов было доведено, что семинар будет проводиться в форме обсуждения письменных докладов с элементами дискуссии. Студенты были ознакомлены с темой и задачами семинара, ознакомлены с тематикой докладов.
Им
был предоставлен список
Требования к докладу:
Структура:
введение (обосновывается актуальность
темы), основная часть, список литературы.
Объем доклада не должен превышать 8
страниц формата A4. Текст доклада
набирается шрифтом Times New Roman, размером
14 пт через одинарный интервал. Титульный
лист оформляется по принятому в ВУЗе
стандарту.
Информация о работе Отчет по педагогической практике психолога