Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:53, отчет по практике
Отчет содержит в себе:
1) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ по учебной дисциплине: «Общая психология» на тему: «Внимание»
2) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: «Психология личности» на тему: «Самооценка личности».
Средний дошкольный возраст. У многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно приходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенствование в данном виде деятельности обычно задерживается.
Старший дошкольный возраст. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.
Младший школьный возраст. Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
Подростковый возраст. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей. Дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в частности, с интимными человеческими взаимоотношениями. Это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде; обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.
1 На формирование самооценки в семье влияют следующие факторы:
1) Влияние членов семьи на становление самооценки. Самооценка связана с размерами семьи и старшинством среди детей. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавшихся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки. По данным исследования, у мальчиков с высокой самооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чем конфликтными.
2) Принятие и отталкивание ребенка Если родители внутренне принимают ребенка, а отношения в семье являются изначально здоровыми, то ценность ребенка для родителей выступает не как его заслуга, а как нечто само собой разумеющееся.
Напротив,
если родители внутренне не
принимают ребенка, он
Ярко выраженная установка родителей на безусловное принятие своего ребенка не является абсолютно необходимой предпосылкой формирования высокой самооценки.
3) Снисходительность и требовательность в воспитании
Ясные
требования и четко
4) Распад семьи. Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка. Дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, нет существенных отклонений в уровне самооценки.
5) Порядок рождения детей. Самооценка ребенка не связана с порядком рождения детей в семье. Важным является сам факт наличия братьев и сестер, ибо у единственного в семье ребенка самооценка в среднем выше.Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифференцировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство детей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают существенного воздействия.Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимущественно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку.
6) Заинтересованность родителей в ребенке. Можно выделить три области отношений, которые особенно значимы как источники обратной связи, влияющие на формирование самооценки у детей:
1) знание родителями друзей ребенка;
Явное равнодушие родителей способствует формированию у ребенка низкой самооценки.
2) заинтересованность родителей в результатах учебы ребенка;
Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки". Самооценка детей, родители которых руководствовались принципом поддержки, была, естественно, более высокой.
3) взаимодействие родителей с ребенком в общей беседе за столом
Самооценка
ребенка тесно связана с его
восприятием заинтересованности в
нем окружающих. Убежденность в том,
что другим людям он интересен
или неинтересен, обусловлена содержанием
его Я-концепции в целом. Если
ребенок придерживается не особенно
высокого мнения о себе, он склонен
считать, что другим неинтересны
его мысли и занятия. Какие-то
детали в поведении и отношении
к нему родителей постоянно
3) РЕЗЮМЕ
ОБСУЖДЕНИЯ ТЕМЫ НА
Каждый студент рассказывает о результатах своей работы. Обсуждение в ходе семинарского занятия велось в трех основных направлениях, каждое из которых предполагало стартовое выслушивание тематических докладов. После чего перед каждой подгруппой студентов ставится задача оценить другую подгруппу, также выделить лучшие работы. Выделяются наиболее важные моменты. Преподаватель оценивает работу студентов, отмечает лучшие доклады.
4) АНАЛИЗ ХОДА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Преподаватель
подводит итог и высказывает свое
мнение о проведенном семинаре, об
уровне подготовлености студентов.
Преподаватель предлагает студентам подумать
над темой следующего семинара.
Информация о работе Отчет по педагогической практике психолога