Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 13:53, отчет по практике
Отчет содержит в себе:
1) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ УЧЕБНОЙ ЛЕКЦИИ по учебной дисциплине: «Общая психология» на тему: «Внимание»
2) МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине: «Психология личности» на тему: «Самооценка личности».
III. ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Выступление подгруппы студентов готовых письменных докладов по теме
«Самооценка, как одно из центральных образований личности».
Задачи раздела:
1) дать определение понятию «самооценка», определить основные её виды;
2) рассмотреть самооценку как составляющую Я – концепции личности;
2. Выступление подгруппы студентов готовых письменных докладов по теме:
«Разнообразие взглядов на самооценку».
Задачи раздела:
1) рассмотреть
подходы различных
3 Выступление подгруппы студентов с готовыми письменными докладами по теме: « Становление самооценки, основные условия, влияющие на ее формирование»
Задачи раздела:
4) проследить возрастные этапы становления самооценки.
1) выявить
внутрисемейные условия
2) определить социальные условия, влияющие на становление самооценки;
3) рассмотреть
внутриличностные условия
1 подгруппа задает заранее подготовленные вопросы студентам 2 подгруппы,
2 подгруппа
отвечает на вопросы 3, а третья
на вопросы 1. Ответы должны быть
логичными и краткими.
КОНСПЕКТ СОДЕРЖАНИЯ
РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ.
1 Раздел: « Самооценка, как одно из центральных образований личности». |
1) Известный автор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки: «на основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе.
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен.
Помимо этого, выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Неустойчивость общей самооценки может проистекать из того, что формирующие ее частные оценки находятся на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными.
Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности. (Л.Д.Столяренко).Защитная функция самооценки, обеспечивает относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта.
2) Понятие Я-концепции было введено амер. пс. и фил. У.Джеймсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я- концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д.А.Леонтьев,В.В.Столин, А. А. Реан. Наиболее полное отражение Я-концепция получила в книге Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» (1986).
Я-концепция – это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Применительно к Я-концепции, принято выделять:
1) Когнитивный компонент - образ Я – представление индивида о самом себе.
2) Аффективный
компонент - самооценка – аффективная
оценка этого представления,
3) Поведенческий
компонент - потенциальная поведенческая
реакция, то есть те
Предметом
самовосприятия и самооценки индивида
могут, в частности, стать его
тело, его способности, его социальные
отношения и множество других
личностных проявлений.
2 Раздел: Разнообразие взглядов на самооценку. |
Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. Самооценку, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой. Джеймс вывел формулу самооценки – это дробь, в числителе которой наши достижения, а в знаменателе – притязания, то есть цели, которые мы ставим перед собой. Когда дробь меньше единицы, мы чувствуем себя неудачниками, когда больше или равна – довольны собой.
Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией Супер Эго. “Этическое или моральное образование в структуре личности: представляет собой интернализированную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения ,полученную от родителей посредством поощрения и наказания.”
Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт.
Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера. Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике.Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль (Мисюрина Т.Э).
Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности, которое является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.
Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми взрослыми (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть
Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума “Проприум - это все аспекты человека, делающие его уникальной личностью. Он отображает также положительное, созидательное и развивающиеся качества человеческой природы.” Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), - образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один - познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума.
Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности, Физиологические потребности. Потребности безопасности и защиты. Потребности принадлежности и любви. Потребности самоуважения. Потребности самоактуализации (самосовершенствования).
Маслоу
указал, что невозможно подняться
на уровень последующей
3 раздел: «Становление самооценки, основные условия, влияющие на ее формирование». |
Ранний возраст. Многие дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Большинство детей этого возраста просто констатируют достигнутый результат; некоторые воспринимают успех или неудачу, соответственно, с положительными и отрицательными эмоциями. В этой же возрастной группе наблюдаются первые отдельные проявления самооценки, причем в основном лишь после успеха в деятельности. Около 3,5 лет у детей уже можно наблюдать массовые реакции на успех и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, причем итог собственной деятельности им соотносится с личными возможностями и с самооценкой. Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем-четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми.
Информация о работе Отчет по педагогической практике психолога