Отчет по практике в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 1
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:36, отчет по практике
Описание работы
Цель: 1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения тренинговых занятий; 2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности; 3. Научиться осознавать свое физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия; 4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления; 5. Развить терпение, отзывчивость, эмпатию.
Положительные
и отрицательные эмоции. Степень
выражения эмоций, уровни реагирования.
От чего зависят эмоциональные
реакции на одно и то же
событие у разных людей.
Наблюдение
как один из методов изучения
эмоциональных реакций. Анализ различных
видов эмоций (радость, печаль, страх,
грусть, восторг, удивление) по степени
и форме их выражения. Признаки
выделения того или иного вида
эмоций. Обсуждение случаев, когда яркие
проявления эмоций необходимы, и случаев,
когда лучше уметь сдерживать свои эмоции.
Влияние музыки
на эмоциональное состояние.
Волевое поведение ( 2 часа)
Понятие о
саморегуляции. Определение произвольности
как явления собственной регуляции поведения
человеком (несамостоятельное поведение
на примере кукол-марионеток). Произвольные
и непроизвольные действия, их определение.
Воля и волевое
поведение. Волевое поведение и
борьба мотивов.
Определение
намерения как механизма, организующего
деятельность человека. Механизмы
поведения по принуждению и
по чувству долга.
Речь ( 3 часа)
Понятие речи.
Виды речи: устная, письменная, активная,
пассивная. Понятие монолога и
диалога. Внутренняя речь.
Понимание
и восприятие речи. Контекстный
анализ воспринимаемой устной
речи (на примере понимания однозначных
и многозначных слов). Речевое
высказывание.
Развитие речи:
-младенческий возраст
– лепет, понимание эмоционального
оттенка речи взрослого, усвоение
первых слов;
-ранний возраст – формирование
простейших обобщений на основе
речи, расширение словарного запаса,
фразовая речь;
-дошкольный возраст –
совершенствование фразовой речи,
увеличение запаса слов;
-младший школьный возраст
– усвоение письма как новый
этап речевого развития, влияние
развития письменной речи на
развитие устной речи.
Речь и общение.
Диалог как более простой, монолог
как более сложный виды устного
речевого общения. Условия, облегчающие
общение при устной речи.
Значение уверенности
в себе и направленности на
собеседника.
Обобщение изученного (2 часа)
Обобщение
всех полученных знаний о психологических
явлениях, познавательных процессах,
личностной сферы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны
знать:
- содержание следующих
понятий: «общение», «группа», «коллектив»,
«конфликт», «ощущение, восприятие», «познавательные
процессы», «эмоции», «воля, саморегуляция»,
- методы погашения
конфликтов,
- условия адаптации
органов чувств, различие процессов
ощущения и восприятия,
- основные виды и
процессы познавательных процессов,
- отличие одних психологических
процессов от других,
- некоторые способы
развития познавательных процессов.
Учащиеся должны
развивать:
- представление о новом
социальном статусе пятиклассника,
- позитивное отношение
к своим возможностям,
- навыки сотрудничества
и умение соревноваться с одноклассниками,
- способность воспринимать
и сравнивать свои достижения
с успехами других.
Учащиеся должны
уметь:
- применять правила
общения, методы погашения конфликтов,
вести диалогическое общение
со сверстниками,
- охарактеризовать свой уровень
развития познавательных процессов, эмоциональной
сферы,
- использовать изученные
методы, способы тренировки и
развития познавательных процессов,
регулирования эмоциональной сферы.
Приложение Б
На пороге взрослой
жизни
(элективный курс по
психологии для 9 классов).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного
курса «На пороге взрослой
жизни» предназначена для обучающихся
9 классов. Одной из приоритетных задач
реформирования системы образования становится
сегодня сбережение и укрепление здоровья
обучающихся, формирование у них ценности
здоровья, здорового образа жизни, выбора
образовательных технологий, адекватных
возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих
здоровье школьников.
Содержание элективного курса
призвано повлиять на основные факторы,
определяющие здоровье населения, а именно:
на образ жизни учащихся и их семей, содействуя
изменению его в сторону здорового, через
формирование у них навыков адаптивного
поведения.
Цель: формирование психологической
компетентности подростка, навыков адаптивного
поведения и преодоления проблемных ситуаций
Задачи:
Освоение моделей поведения
в кризисных ситуациях.
Освоение навыков принятия
решения как фактора профилактики аддиктивного поведения.
3. Курс рассчитан на 8
часов. Режим проведения занятий
– традиционный, освоение которых
предусматривает:
1) формирование навыков
адекватного поведения подростка и возможность
удовлетворять свои потребности в социально
приемлемой форме;
2) создание алгоритма выработки
собственной системы ценностных ориентиров;
3) освоение способов помощи
и поддержки в кризисных жизненных ситуациях.
4. Используемые формы и методы
обучения:
– Самоанализ.
– Анализ практических примеров
проблемных ситуаций.
– Проведение диагностики.
– Анализ СМИ.
– Групповые дискуссии.
– Индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Введение. Психологические
особенности
подросткового и
юношеского возраста (1 час).
Знакомство
с учащимися. Правила поведения
на уроках психологии. Сотрудничество
с одноклассниками. Ситуации и
проблемы развития в подростковом
и юношеском возрасте.
Молодёжные субкультуры (1 час).
Виды, типы
и функции молодёжных объединений
и течений. Отношение к наркотикам
в различных молодёжных субкультурах.
Ценности свободного
человека (1 час).
Свобода выбора
как право любого человека. Мифы
о молодёжи. Искусство против
наркотиков.
Вирус иммунного
дефицита и синдром приобретенного
иммунного дефицита человека. Отличия
ВИЧ и СПИДа. Причины заражения, последствия
и профилактика заражения.
Семейные отношения (1 час).
Мифы о семейных
отношениях. Стадии, динамика, типы, ошибки
семейных отношений. Общение в
семье.
Заключительное занятие (1 час).
Обобщение
всех полученных знаний по
профилактике употребления ПАВ,
заражения ИППП, ВИЧ СПИДом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны
знать:
- содержание следующих
понятий: «общение», «психоактивные вещества»,
«наркотические средства», «инфекции
передаваемые половым путём», «ВИЧ», «СПИД»,
«любовь», «семья».
- особенности подросткового
и юношеского возраста,
- типы супружеских отношений.
Учащиеся должны
развивать:
- представление о социальном
статусе подростка,
- позитивное отношение
к своим возможностям,
- навыки сотрудничества,
- способность воспринимать
и сравнивать свои достижения
с успехами других.
Учащиеся должны
уметь:
- применять правила
общения, вести диалогическое общение
со сверстниками,
- охарактеризовать своё
отношение к проблеме курса.
Оценка достижений учащихся происходит
по итогам групповой рефлексии, результатам
психологического тестирования и зачету
по пройденной тематике в форме практического
применения навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастные и индивидуальные
особенности подростков / под ред.
Д. Б. Эльконина, Т .В.Драгуновой. – М., 1967.
2. Зимбардо Ф. Застенчивость.
– СПб, 1996.
3. Кон И. С. Психология
ранней юности. – М., 1989.
4. Леонтьев Д. А. Психология
смысла. – М., 2000.
5. Мастеров Б. М. Психология
саморазвития: психотехника риска
и правил безопасности. – М., 1994.
6. Профилактика наркомании
в подростково-молодежной среде: методическое
пособие // Центр образования молодежи
«Демократия и развитие» – М., 2000.
7. Психология развивающейся
личности / под ред. А. В. Петровского.
– М., 1987.
8. Фельдштейн Д. И. Психология
становящейся личности. – М., 1994.
9. Формирование личности
в переходный период от подросткового
к юношескому возрасту / под ред. И. В.Дубровиной.
– М., 1987.
10. Ханиган П. Молодежь, испытывающая
трудности // Интердиалект. – М., 1999.
Список использованных источников……………………………………………….10
Приложение А ……………………………………………………………………..11
Приложение Б ……………………………………………………………………..11
Приложение В ……………………………………………………………………....11
Введение
Производственную практику
проходила в Муниципальном общеобразовательном
учреждении Средняя общеобразовательная
школа № 1 г.Анива с 8 ноября по 9 декабря
2011 года.
Современное состояние преподавания
психологии в школе характеризуется следующим.
Постоянно растет число школ, в которых
ведется преподавание психологии, увеличивается
число учебников и учебных программ для
разных классов, отдельные знания по психологии
включаются в курсы традиционных учебных
дисциплин. Это свидетельствует о том,
что школьная общественность осознала
необходимость включения в среднее образование
знаний о внутреннем мире человека, закономерностях
развития его психики. Такое положение
отражает положительные тенденции в образовании,
повышение роли психологического знания
в жизни общества.
В настоящее время
существует ряд оригинальных
программ и учебников по психологии
для детей разных возрастов, используются
и адаптированные зарубежные
учебники и программы, а также
авторские программы. Подобное разнообразие
подходов и точек зрения является
плодотворным и может способствовать
в итоге определению того содержания
психологического знания, которое
в будущем может быть включено
в стандарт среднего образования.
Вместе с тем различные курсы
психологии отличаются сегодня
не просто вариативностью, а значительным
разбросом и фрагментарностью.
Целью практики является формирование
у студентов педагогической умелости
как начальной ступени профессионализма
учителя. Под педагогической умелостью
понимается такой уровень профессионализма
учителя, который включает в себя обстоятельное
знание учебного предмета, хорошее владение
психолого-педагогической теорией, достаточную
сформированность учебно-воспитательных
умений и навыков, а также довольно развитые
профессионально-педагогические личностные
свойства и качества, что в совокупности
позволяет успешно осуществлять обучение
и воспитание учащихся.
Основная
часть
Методика
преподавания психологии в системе психологического
знания.
В настоящее время, когда из
всех психологических практик самыми
востребованными оказываются психологическое
консультирование, психодиагностика,
проведение тренингов, многие психологи
пренебрегают методикой преподавания
психологии как наукой, не видят в методических
публикациях серьезных теоретических
обобщений, смотрят на методические исследования
(которых, надо заметить, очень мало) с
высоты «настоящей» науки или более привлекательной
практики.
Но психологи, выступающие в
роли преподавателей психологии в средних
учебных заведениях, профессиональных
лицеях, техникумах, вузах все больше понимают:
для того чтобы быть успешными в этом виде
деятельности, мало глубоких знаний научной
и прикладной психологии. Индивидуальный
опыт, приобретенный путем проб и ошибок,
может дать лишь отдельные факты (часто
интересные, заслуживающие внимания),
но не теоретические обобщения. Между
тем педагогическая практика психологов
нуждается именно в обобщениях такого
рода.
Трудности, с которыми неизбежно
сталкивается любой преподаватель психологии
в вузе или школе, состоят в следующем:
- проводится множество
прикладных исследований, но не
хватает фундаментальных;
- отсутствует система
методических принципов и закономерностей;
- активные методы в
преподавании самой психологии
реализованы лишь в научных
исследованиях психологов, но не
в преподавании психологии;
- принципы отбора содержания
нечетки, учитывая различную специфику
преподавания психологии в вузе
и школе.
Методика преподавания психологии
как научная отрасль знания имеет свои
объект и предмет исследования, содержание
и задачи. Объектом методики преподавания
психологии является психологическое
образование. Методика преподавания психологии
является самостоятельной областью знания,
имеющей свой предмет изучения – методическую
систему психологического образования
преподавания, куда входят цель образования,
содержание, методы, формы, средства осуществления,
субъекты психологического образования
– педагог и ученик.