Отчет по практике в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:36, отчет по практике

Описание работы

Цель:
1. Сформировать у себя умение взаимодействия с учениками, ведения тренинговых занятий;
2. Научиться применять приобретенные умения в реальной педагогической деятельности;
3. Научиться осознавать свое физическое и психическое состояние в реальном педагогическом процессе, понимать реакцию учащихся на свои слова и действия;
4. Сформировать у себя гибкость, мобильность мышления;
5. Развить терпение, отзывчивость, эмпатию.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….........................3


Основная часть………………………………………………………………………. 4


Заключение ……………………………………………………………………. ....6

Файлы: 1 файл

Педагогическая производственная практика - Средняя общеобразовательная школа.docx

— 106.35 Кб (Скачать файл)
  1. Характеристика активных методов обучения.

Активных методов в педагогике много. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины. С точки зрения психологии их можно разделить на три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы: а) программированного обучения; б) проблемного обучения и в) интерактивного(коммуникативного) обучения.

В нашей стране в начале 60-х годов серьёзно увлекались скинеровским вариантом программированного обучения. Создавались программированные учебники и учебные пособия, где текст разбивался на порции, которые сопровождались вопросами для самоконтроля, давались варианты альтернативных ответов на них, из которых один был правильный, остальные или неправильные, или неполные, неточные и т.п. А учащийся должен был читать текст, проверять своё усвоение с помощью контрольных вопросов и выбором, по его мнению, нужного ответа из ряда предъявляемых вариантов. Методы этого варианта программированного обучения не были направлены на активизацию мыслительной деятельности обучаемого и, поэтому они не могут быть отнесены к активностным методам.

В исследованиях отечественных психологов (И.Ф. Талызио и др.) было показано, что теория поэтапного формирования умственных действий позволяет программировать не порции запоминаемого учебного текста, а саму учебную деятельность учащегося. Не только позволяет, но и делает необходимым и обязательным программирование именно всей деятельности по усвоению, не ограничиваясь формальным моментом запоминания готового учебного текста и шаблонных действий по выбору одного из альтернативных готовых ответов. По теории поэтапного формирования процесс обучения строится иначе: получение знаний и представлений о новой деятельности и само обучение выполнению этой деятельности происходит одновременно, т.е. в едином процессе. Это существенное отличие теории обучения по П.Я. Гальперину от других теорий. Программированное обучение деятельности – это необходимость выбрать определённые средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести её до получения задуманного (намеченного в целевой установке) результата. Реализация в методике преподавания психологии идей программированного обучения, построенного на любой теоретической основе, а не только на теории поэтапного формирования умственных действий, требует разработки конкретной методики обучения определённым видам деятельности или отдельным действиям. Например, перцетивным при изучении психических познавательных процессов (визуальное наблюдение за поведением насекомых, прицеливание при стрельбе из спортивной винтовки, прослушивание шумов в водной среде и т.д.). Каждое из названных действий при подготовке соответствующему виду деятельности обучаемым необходимо будет отработать практически, а для этого придётся разработать для них схемы ориентировочной основы действий и составить на осваимое действие набор учебных задач, необходимых для решения.

  1. Формы и методы преподавания психологии.

Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться и приниматься на веру, без рассуждений (пассивно).

Преподаватель психологии, владея достаточным фактическим материалом, должен отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правильность излагаемых теоретических положений, способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.

Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.

Очень важным в процессе преподавания психологии является ярко выраженное эмоциональное отношение самого преподавателя к психологическим знаниям, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношение преподавателя вызывает у учащихся интерес к предмету, стремление овладеть теоретическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно.

Очень важно, чтобы преподаватель хорошо знал современное состояние науки, был в курсе проводимых в настоящее время психологических исследований. Чтобы он мог ответить на возникающие у учащихся вопросы.

Заключение

За время прохождения практики, основными целями которой были закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения был выполнен ряд задач:

1. Установлены научные  основы педагогического взаимодействия  педагога и учащихся в процессе  обучения.

2. Усвоены принципы контроля  и оценки знаний обучающихся.

3. Применение выводов  и рекомендаций психологии и  педагогики в образовательном  процессе.

4. Создание творческой  атмосферы во время занятий.

  1. Самоконтроль и саморегуляция.

Также были изучены методики и методы работы опытного психолога. У меня была цель попытаться максимально использовать все свои знания на практике. Что-то получилось хорошо, что-то не очень. Как показала практика, мною было рассмотрено недостаточно методик, чтобы самостоятельно проводить диагностики детей и подростков. Использование любой методики требует опыта и отработки. Руководитель практики посоветовал достаточно полезной литературы. Оказалось, достаточно трудно использовать на практике не такой большой багаж знаний, мало одной теории, для любого психолога очень важна практика.

 В заключении можно  сделать выводы:

Психологический анализ урока формирует у учителя аналитические способности, проективные умения, развивает познавательный интерес, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем обучения и воспитания. Умение проводить психологическое наблюдение за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, делать правильные, психологически обоснованные выводы служит для учителя надежным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства.

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Характер

совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении

2.

Способности

психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений, навыков не сводятся

3.

Общение

многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности

4.

Коммуникативная сторона общения

передача информации

5.

Вербальная коммуникация

процесс общения с помощью языка

6.

Невербальная коммуникация

эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание

7.

Интерактивная сторона общения

взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности: межличностное взаимодействие

8.

Перцептивная сторона общения

восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация его поступков

9.

Внимание

направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной , интеллектуальной и двигательной активности индивида

10.

Эмоции

временное переживание какого-нибудь чувства


 

Список использованных источников

1.

Белановская О.В. Методика преподавания психологии: Программа курса // http:/spt.bspu.unibel.by/resume/sots_ped_pr_ps/ 5_kurs/9.htm

2.

Гасанов К.З. Методика преподавания психологии в школе: Учеб. – метод, пособие. Махачкала, 2005

3.

Герасимова B.C. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004

4.

Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. Л.: ЛГУ, 1983

5.

Карандашев В.И. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005

6.

Леденева Ю.Е., Шиянова Т.И. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. Ставрополь: СКСИ, 2005

7.

Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007

8.

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

9.

Преподавание психологии в школе: Учеб. – метод, пособие. III–XI классы / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.

10.

Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004

11.

Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). Ростов-на-Дону, 1998

12.

Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова. М., 1990

13.

Съедин С.И. Психологический практикум. М.. 1996

14.

Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. Т. 1, 2, 3. Самара, 1994

15.

Хозиев В.Б. Сборник психологических задач. М., 1999

16.

Хруцкий Е.А. Организация и проведение деловых игр. М., 1991

17.

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997

18.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984

19.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 200

20.

Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн. 1. М.., 1999


 

Приложения

А

Б

В


 

 

    

 

 

 

 

 


Информация о работе Отчет по практике в Муниципальном общеобразовательном учреждении Средняя общеобразовательная школа № 1