Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:37, отчет по практике
Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как заведующему ДОУ, так и руководителю научно-методического кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в детском саду, с другой стороны, – дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руководителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения.
Для того чтобы урегулировать эти взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает с администрацией ДОУ договор (на оговариваемый срок).
1. Характеристика школы №57
2. Особенности работы психолога в школе
3. Особенности работы психолога в школе
4. Знакомство с коррекционным классом
5. Посещение занятий для ознакомления с формами и методами работы педагога-психолога с детьми.
6.Организация и проведение индивидуальных обследований
7. Практическая работа с родителями
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
б) педагогом разнообразно использовались формы сочетания слова, наглядности, самостоятельной работы (задание – "лото", практическое задание – опыты, кроссворд, "зашифрованное послание").
Психологические особенности учителя:
а) педагог на протяжение всего урока была спокойна, уверена, требовательна. Жесты и мимика сдержанные, соответствуют ситуации.
б) единичные случаи нарушения дисциплины (ссора двух соперников – капитанов) сразу же пресекались "дополнительным штрафным" заданием.
в) речь педагога спокойная, правильная, образная. При ответах детей педагогах помогала формулировать ответы более точно и лаконично.
г) учитель владеет умением удерживать в поле зрения весь класс, адекватно реагирует на проявления поведения детей.
е) оценки, выставленные учащимся были объективными и четко аргументированы (упростил данный процесс подсчет баллов по каждому заданию для каждой команды);
ж) учителем были реализованы задачи воспитания доброжелательного отношение друг к другу, готовности к сотрудничеству и взаимопомощи.
Общая оценка качества урока:
Урок проведен
на высоком уровне, в хорошем темпе,
были задействованы учащиеся всего
класса, применялись как индивидуальные
так и подгрупповые задания, упражнения
носили творческий характер, вызывающий
интерес и стимулирующий
Были решены образовательные задачи урока: проверены глубина и прочность усвоения основных понятий по данной теме, выявлены типичные ошибки в знаниях с целью их последующего устранения, закреплены умения обращаться с химическими веществами и проводить простейшие опыты.
Игровая форма проведения и нестандартность заданий способствовали активизации познавательной деятельности детей при решении задач, развитию интереса к предмету.
6. Организация и проведение индив
Отчет о консультациях проведенных под руководством психолога Матвеевой Т.Н.
Дата и время проведения консультации |
Консультируемый |
Повод обращения |
Проблема |
Краткое содержание и результат консультации |
Консультант педагог- психолог |
18.9.2011 16:00 |
Родители Е.Н. и Р.Н |
Ребенок невнимателен, часто хамит учителю, отказывается выполнять задания педагога в классе |
Не может сконцентрироваться,. |
1. Знакомство с родителем 2. Беседа 3. Выявление проблем внутри семьи, влияющих на развитие о ребенка с ЗПР. Оказывается один из родителей постоянно настраивает ребенка против педагога, чтобы поднять самооценку малыша, когда он приносит слабые оценки. 4. Предложена система совместных занятий родителей и ребенка с психологом. |
-------- |
18.9.2011 16:00 |
Ребенок с диагно-зом ЗПР К.М. |
Ребенок не дружит с другими детьми, очень закомплексо-ван и замкнут |
Замкну-тость и необщительность |
1. Диагностирующая беседа в ходе которой выявлен пониженный интерес к окружающей действительности. Ребенок боится одноклассников и ожидает постоянного подкола или пинка, хотя одноклассники довольно таки дружелюбны. 2. В семье ребенка активно настраивают ребенка против одноклассников, пытаясь подчеркнуть что он случайно оказался среди умственно отсталых ребят и они его не любят, т.к он умный. 3. Для решения проблем ребенка необходимо проведение консультационных бесед с родителями. |
----------- |
7. Практическая работа с
Тема беседы: "Показатели и критерии воспитанности школьников.
Проблемы управления воспитанием личности школьника с ЗПР"
Перед психологией воспитания и обществом в целом стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:
Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).
Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.
Воспитанность ребенка включает:
– запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);
– нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);
– реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении). Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
"Проблема
управления воспитанием
Управление предполагает не только деятельность воспитателя, оно включает все, что может так или иначе влиять на воспитанника, формировать у него взгляды, убеждения, качества личности, позиции. Управление воспитанием включает в себя такие элементы, как:
– проектирование развития личности, планирование необходимых
– воспитательных воздействий;
– организацию воспитательных воздействий;
– регулирование и корректировку хода воспитательных воздействий на основе текущего сбора информации;
– итоговый учет и контроль соответствия конечных воспитательных результатов проекту развития.
Стало общепринятым мнение о том, что управление извне поведением воспитанника в ходе воспитательного процесса превращается во внутренний механизм саморегуляция, самоуправления и самовоспитания. Различают внешнее (осуществляемое через внешние факторы) и внутреннее управление. Рассмотрим механизм превращения внешнего воспитательного управления во внутреннюю систему самоуправления и самовоспитания.
На первом этапе формирования личностного свойства внешнее управление осуществляется: воспитателем, руководителем, коллективом, которые выбирают "педагогический образец", через организацию продолжительного действия образца, за счет носителя педагогического образца (яркость, популярность, авторитетность и т.д. оказывают большое влияние на принятие образца воспитанником). На этом этапе внутреннее управление – это готовность воспринимать и присваивать образец. Элементом самоуправлением здесь является интерес, обеспечивающей легкость присвоения образца.
На втором этапе формирования личностного свойства (превращение стимула в мотив) внешнее управление осуществляется в том, что: воспитатель подбирает педагогический образец и тем самым программирует мотивы, актуализируется уже сложившийся мотив, но по каким-то причинам заглушённый, осуществляется коррекция мотивации. Самоуправление мотивационной сферой проявляется в саморегуляции выбора мотивов из уже имеющихся. Внутреннее управление тождественно саморегуляции.
На третьем этапе осуществляется выбор формы поведения на основе мотива. Внешнее управление включает в себя, выбор и предложение приемлемой для школьника формы поведения, прекращение развертывания мотива в действие, поведение. Саморегуляция проявляется в соотнесении школьником адекватности мотивации и формы поведения, соотносит их друг с другом.
На четвертом
этапе осуществляется реализация мотива
в поведении и переход
На пятом этапе происходит превращение привычной формы поведения в свойство личности. Здесь внешнее управление и самоуправление нивелируются. Успех формирования личности школьника определяется соотношением внешнего и внутреннего управления. Самый благоприятный вариант, если внешнее управление и самоуправление смыкаются в одном и том же содержании, то есть цели, приемы воспитания, предлагаемые стимулы (педагогические образцы), виды управления адекватны мотивам, видам самоуправления школьника. Например, воспитывается волевое свойство – настойчивость. При этом используется некоторые педагогические образцы (настойчивый ученик, спортсмен и т.д.), применяются разнообразные виды управления на всех этапах. Все это может сочетаться с мотивом школьника формировать у себя настойчивость, проявлять ее там, где она требуется, может сочетаться с использованием всех видов самоуправления с момента действия стимула до оформления привычки и свойства. Второй вариант соотношения внешнего и внутреннего – антагонистическое противостояние, такой вариант в процессе воспитания нежелателен.
Высшая форма самоуправления – самовоспитание.
Самовоспитание – это сознательная, систематическая работа школьников по формированию у себя общественно ценных качеств личности, преодолению недостатков поведения, отрицательных черт и качеств.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 240 с.
2. Бесова М.А.
В школе и на отдыхе. Познавательные
игры для детей от 6 до 10лет.
Популярное пособие для
3. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. – М.: "Владос – пресс", 2003.- 160с
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2004. -512 с.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей – М.: Изд-во Моск. ун- та, 2005. – С.27 – 34.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.,- 1999.
7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. высш. Спец. Учеб. заведений. – М.: Сфера, 2000. -330с.
8. Основы специальной
психологии: Учебное пособие / Л.
В. Кузнецова, Л. И. Переслени,
9. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону.: Феникс, 2005. – 415с.
10. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов пед. заведений/Под редакцией И.В.Дубровиной. – М.: "Академия", 1999. – 160с.
11. Романова
Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические
методы в психологической
12. Семаго Н. ПМП обследование ребенка – М.: Норма, 2000. – 270 с.
13. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ- Пресс, 1998.- 314с.
14. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
15. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студ. Вузов / О.В. Хухлаева.- М.: Академия, 2001. – 208 с.
Приложение 1.
Должностная инструкция педагога-психолога
I. Общие положения
1. Педагог-психолог относится к категории специалистов.
2. На должность
педагога-психолога
3. Назначение
на должность педагога-
4. Педагог-психолог должен знать:
4.1. Конституцию РФ.
4.2. Законы РФ,
постановления и решения
4.3. Декларацию прав и свобод человека.
4.4. Конвенцию о правах ребенка.
4.5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.
Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.
4.7. Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.
4.8. Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.
4.9. Современные
методы индивидуальной и
4.10. Правила и
нормы охраны труда, техники
безопасности и
5. Педагог-психолог
подчиняется непосредственно
6. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Педагог-психолог:
1. Осуществляет
профессиональную деятельность, направленную
на сохранение психического, соматического
и социального благополучия
2. Содействует
охране прав личности в
3. Способствует
гармонизации социальной сферы
учреждения и осуществляет
4. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
5. Оказывает
помощь обучающимся (