Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 03:37, отчет по практике

Описание работы

Профессиональная деятельность психолога в школе осуществляется в следующих направлениях:
психологическое просвещение детей, педагогов и родителей организуется с целью приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям;
психологическая профилактика. В этом направлении психологом проводится работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей. С этой целью психологом разрабатываются развивающие и целевые программы по принятию профилактических мер;

Файлы: 1 файл

0203865_65F56_oznakomitelnaya_praktika_psihologa_v_shkole (1).docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

Специфика работы данной школы определяется территориальным расположением, особенностями макро- и микросоциума, контингентом учащихся и родителей. Проблемная группа семей - это малообеспеченные, часто злоупотребляющие спиртными напитками родители, уклоняющиеся от трудоустройства, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. В следствие этого безнадзорность, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин, склонность к девиантному поведению детей. Поэтому особое внимание психолога в данной школе направлено на работу с детьми из неблагополучных семей, психологическое сопровождение учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, изучение личностных особенностей детей – правонарушителей, профориентационная работа с выпускниками школы.

Анализ профессиональной деятельности педагога - психолога позволяет говорить о создании им необходимых условий по реализации своих функциональных обязанностей, что обеспечивается высоким уровнем компетентности педагога.

 

  1. Наблюдение за познавательными процессами и личностными особенностями учащегося (протоколы наблюдений).
    1. Протокол наблюдения за сравнением учебных и познавательных мотивов

Протокол № 1

Цель: определить учебные и познавательные мотивы ученика.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: русская литература (2 урок), биология (5 урок)

Схема наблюдения:

Шкала оценки (в баллах): 2 - умение хорошо сформировано; 1 - умение не всегда проявляется; 0 - умение не сформировано

Учебный интерес

оценка

Познават. интерес

оценка

1. Направлен на внешние  стороны новых, необычных явлений  или на сам процесс нового  действия

1

1. Направлен сначала на  содержание научного знания, а  затем на способ его обнаружения.

0

2. Имеет ярко выраженный  ситуационный характер по получении  нужных сведений или окончания  его действия исчерпывает себя, проявляются симптомы надоедания.

1

2. Постепенно приобретает  устойчивый характер сохраняясь  на время, легко обобщается, повышает  привлекательность, порождает новые  вопросы.

0

3. Не обладает побудительной  силой: по собственной инициативе  ученик не обращается к предмету.

1

3. Является одним из  сильнейших мотивов занятия не  только на уроке, но и за  его пределами.

0

4. Плохо осознан: ученик  не в состоянии объяснить что  именно и почему ему не нравится  в предмете.

1

4. Быстро и правильно  осознается, ученик правильно и  обоснованно объясняет причины  своего интереса.

1

5. Проявляется в достаточно  бурных, но кратковременных реакциях.

1

5. Проявляется в более  сдержанных, глубоких и длительных  интеллектуальных переживаниях.

0


 

Выводы: познавательный и учебный интерес не сформирован, ученик не проявляет желания вникнуть в суть вопроса, ограничиваясь предоставляемой учителем информацией; познавательная ситуация не стимулирует дальнейшего поиска, интерес к ней объясняется лишь сиюминутными впечатлениями, вопросы, задаваемые учеником ограничиваются пределами урока, носят поверхностный, а часто и отвлеченный характер, обычно направлены на затягивание урока, отвлечение учителя и детей от темы. Низкий уровень учебных интересов возможно объясняется отсутствием желания успешно учиться, безразличием к учебной деятельности из – за низкого контроля со стороны родителей (оценка не имеет значения).

 

 

    1. Протокол наблюдения за проявлениями познавательного интереса.

Протокол № 2

Цель: определить динамику проявлений познавательных мотивов ученика.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: английский урок (3 урок), история (4 урок).

Схема наблюдения:

Шкала оценки (в баллах): 2 - показатель проявляется постоянно; 1 - показатель проявляется иногда; 0 - показатель отсутствует.

Показатели познавательного интереса

балл

примечание

  1. Задает вопросы

1

Отвлекающий характер вопросов

  1. Отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе

0

 
  1. Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий

0

 
  1. Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов

1

Как правило, не по существу

  1. Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала

1

 
  1. Проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией

1

 
  1. Стремиться выполнять задания различными способами

0

 
  1. Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов

1

Высказывает свое отношение

  1. Дополняет и рецензирует ответы товарищей

1

 
  1. Владеет логическими приемами мышления

1

 
  1. Обходится без помощи учителя

1

 
  1. Работает сосредоточенно, не отвлекаясь

1

 
  1. Проявляет организованность в работе

0

 
  1. Доводит начатое дело до конца

1

 
  1. Не отказывается от сложных заданий

1

 
  1. Проявляет упорство при выполнении трудных заданий

1

 
  1. По собственной инициативе выбирает трудные задачи

1

Больше позерства

  1. Быстро включается в работу на уроке

1

 
  1. Владеет учебно-организационными умениями

1

 
  1. Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос

1

 
  1. Оказывает помощь товарищам

1

Больше мешает

  1. Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу

1

 
  1. Возвращается к проверке выполнения задания

0

 
  1. Увлекается при выполнении учебных заданий

1

 
  1. Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения

0

 
  1. Проявляет недовольство, если задание не получается

2

Бросает выполнение задания

  1. Откровенно радуется своим успехам

2

 
  1. Эмоционально реагирует на неудачи

0

 

Выводы: познавательные интересы не сформированы, проявления интереса эпизодические, быстро отвлекается, переключаясь на внеурочные темы.

 

    1. Протокол наблюдения за умственной самостоятельностью.

Протокол № 3

Цель: наблюдение за умственной самостоятельностью ученика.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: белорусская литература(2 урок), математика (3 урок).

Схема наблюдения:

Шкала оценки (в баллах): 2 - умение хорошо сформировано; 1 - умение не всегда проявляется; 0 - умение не сформировано.

 

Проявления умственной самостоятельности

Балл

Примечание

  1. Излагать текст своими словами

1

Рассказ скомканый, пропущены важные детали

  1. Делить текст на логические части и составлять план

1

 
  1. Систематизировать материал

1

 
  1. Делать вступление, сопоставление, выводы к своему сообщению

0

 
  1. Пользоваться первоисточниками, привлекать их в ответе 

0

 
  1. Пользоваться справочной литературой

0

 
  1. Текст, поддающийся схематизации, изобразить графически

1

Упускает важные моменты

  1. Строить логически законченный рассказ

1

Короткий, бедный по содержанию

  1. Раскрывать материал в сравнении

1

 
  1. Формулировать познавательную задачу, содержащуюся в изучаемом тексте

0

 
  1. Высказывать собственное отношение к фактам и событиям

1

Не всегда по существу

  1. Самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала

1

 
  1. Проводить элементарные исследования по изучаемой теме

1

Если материал интересен

  1. Находить разные способы решения одной познавательной задачи

1

Может предложить альтернативу

  1. Находить способы применения полученных в школе знаний на практике

0

Не использует


 

Выводы: проявления умственной самостоятельности выражены слабо, навыки самостоятельной умственной работы не развиты; нет привычки к глубокой умственной деятельности, суждения поверхностны, собственное мнение по теме вызвано только интересом к материалу; пассивность на уроке.

 

 

 

    1. Наблюдение за умственной деятельностью учащихся

Протокол № 4

Цель: наблюдение за умственной деятельностью ученика.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: физика (4 урок), информатика (5 урок).

Схема наблюдения:

1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?

2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?

3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?

4. Может ли сделать выводы самостоятельно?.

Описание:

На вопросы учителя обычно не реагирует, руку не поднимает. При обращении учителя к нему долго обдумывает, ответ редко четкий, чаще сопровождается комментариями не по теме.

Проявляет интерес при демонстрации наглядного материала, лучше запоминает такой материал. При словесном объяснении часто отвлекается, если не интересен материал, не всегда может повторить то, что только что сказал учитель.

Как правило, запоминание механическое, может привести пример, но не всегда удачно, что связано с невнимательностью, отвлекаемостью на уроке.

Самостоятельные выводы формулирует плохо, не всегда правильно выделяет главное.

Выводы: навыки умственной деятельности не сформированы.

 

 

 

 

    1. Протокол наблюдения за проявлениями интереса и внимания ученика на уроке

Протокол № 5

Цель: наблюдение за за проявлениями интереса и внимания.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: русский язык (2 урок), математика (3 урок).

Схема наблюдения:

Проявления внимания

Зона лоб – брови:

 
  • Сведение – опущение бровей,

Нет проявл.

  • Поднятие бровей.

Не подняты

Зона глаз:

 
  • Увеличение – уменьшение глазной щели,

Уменьш.

  • Поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века,

Пониж. тонуса

  • Характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за пределами предмете),

Взгляд за предметом

  • Направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза),

В сторону

  • Напряженность взгляда.

нет

Зона от основания носа до подбородка:

 
  • Изменения уголка рта (оттянуты – опущены),

опущены

  • Тонус рта,

нет

  • Размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт)

закрыт

Зона головы:

 
  • Лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение – уменьшение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсутствует лицевая обращенность,

Уменьш. лиц. обращенности

  • Изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо), по вертикали (поднята, опущена),

Опущена, на бок

  • Способы фиксации головы через опору на руку.

периодически

Зона шеи:

 

Изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор)

Низкий тонус

Зона туловища:

 
  • Изменение положения туловища по отношению к предмету,

Нет проявл.

  • Обращенность плоскости туловища к предмету в относительной и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращенности)

Уменьш. обращ.

Зона рук:

 
  • Тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами),

Локти расставлены, опирается туловищем, подпирает голову

  • Движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела

Зона ног:

 
  • Изменение тонуса ног;
 
  • Смена позиции ног

часто


Вывод: преимущественно слабая степень внимания, редко - средняя.

 

      1.  Протокол наблюдения за вниманием учащихся на уроке

Протокол № 6

Цель: наблюдение за вниманием ученика.

Фамилия, имя ученика: Трухан Александр

Класс (возраст): 7 В (19.03.94)

Урок: математика (1 урок).

Схема наблюдения:

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

наблюдаемого

Псих. хар-ка вним.

Организ. момент

Приветствие

Отмечает отсутствующих

Спокоен, смотрит на учителя

непроизвольное

Проверка дом. зад

Опрос дом. задания:

вопросы всему классу и отдельным ученикам, вызов к доске для решения задач.

В конце опроса делает обобщения по теме – вопросы всему классу. Подводит к новому материалу.

Смотрит в тетрадь, при вопросах всему классу – руку не поднимает, при личном обращении дает ответ, ошибочные ответы не анализирует.

К подведению итогов не проявляет внимания – рисует в тетради, опустив голову.

Произвольное

Введение нового материала

Объяснение нового материала (приемы: вопросы к классу, сравнения, вывод)

Применение наглядности (схематичность, доступность)

Решение задач – соревновательный момент (кто быстрее решит и объяснит решение и т.д)

Делает замечание ученикам, передающим записку.

Слушает объяснения учителя, активного участия не принимает.

Схему и задачи копирует в тетради.

Отвлекается на действия (одноклассников – передают записку). Комментирует их действия. Не торопится с выполнением задания.

Произвольное

непроизвольное

переключение (вызвано наглядностью, действиями одноклассников)

концентрация

низкая устойчивость

Подведение итогов

Подведение итогов совместно с классом: вопросы к классу и отдельным ученикам, формулирует выводы.

Закрывает учебник, тетрадь. Смотрит в окно, на часы.

При обращении к нему учителя переспрашивает вопрос. Отвечает не полно.

Низкая концентрация

Послепроизвольное

Домашнее задание

Записывает на доске дом. задание

Комментирует его, задает уточняющие вопросы.

Контролирует запись в дневник задания отдельными учениками.

Прощается.

Складывает учебники в портфель.

Беседует с одноклассником.

Записывает задание после требования учителя.

Произвольное

Переключение (после требования учителя)

Информация о работе Отчет по практике в школе