Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 03:37, отчет по практике
Профессиональная деятельность психолога в школе осуществляется в следующих направлениях:
психологическое просвещение детей, педагогов и родителей организуется с целью приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям;
психологическая профилактика. В этом направлении психологом проводится работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей. С этой целью психологом разрабатываются развивающие и целевые программы по принятию профилактических мер;
Специфика работы данной школы определяется территориальным расположением, особенностями макро- и микросоциума, контингентом учащихся и родителей. Проблемная группа семей - это малообеспеченные, часто злоупотребляющие спиртными напитками родители, уклоняющиеся от трудоустройства, не уделяющие должного внимания воспитанию детей. В следствие этого безнадзорность, низкая успеваемость, частые пропуски уроков без уважительных причин, склонность к девиантному поведению детей. Поэтому особое внимание психолога в данной школе направлено на работу с детьми из неблагополучных семей, психологическое сопровождение учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, изучение личностных особенностей детей – правонарушителей, профориентационная работа с выпускниками школы.
Анализ профессиональной деятельности педагога - психолога позволяет говорить о создании им необходимых условий по реализации своих функциональных обязанностей, что обеспечивается высоким уровнем компетентности педагога.
Протокол № 1
Цель: определить учебные и познавательные мотивы ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: русская литература (2 урок), биология (5 урок)
Схема наблюдения:
Шкала оценки (в баллах): 2 - умение хорошо сформировано; 1 - умение не всегда проявляется; 0 - умение не сформировано
Учебный интерес |
оценка |
Познават. интерес |
оценка |
1. Направлен на внешние стороны новых, необычных явлений или на сам процесс нового действия |
1 |
1. Направлен сначала на
содержание научного знания, а
затем на способ его |
0 |
2. Имеет ярко выраженный
ситуационный характер по |
1 |
2. Постепенно приобретает
устойчивый характер |
0 |
3. Не обладает побудительной
силой: по собственной инициативе
ученик не обращается к |
1 |
3. Является одним из сильнейших мотивов занятия не только на уроке, но и за его пределами. |
0 |
4. Плохо осознан: ученик
не в состоянии объяснить что
именно и почему ему не |
1 |
4. Быстро и правильно осознается, ученик правильно и обоснованно объясняет причины своего интереса. |
1 |
5. Проявляется в достаточно бурных, но кратковременных реакциях. |
1 |
5. Проявляется в более сдержанных, глубоких и длительных интеллектуальных переживаниях. |
0 |
Выводы: познавательный и учебный интерес не сформирован, ученик не проявляет желания вникнуть в суть вопроса, ограничиваясь предоставляемой учителем информацией; познавательная ситуация не стимулирует дальнейшего поиска, интерес к ней объясняется лишь сиюминутными впечатлениями, вопросы, задаваемые учеником ограничиваются пределами урока, носят поверхностный, а часто и отвлеченный характер, обычно направлены на затягивание урока, отвлечение учителя и детей от темы. Низкий уровень учебных интересов возможно объясняется отсутствием желания успешно учиться, безразличием к учебной деятельности из – за низкого контроля со стороны родителей (оценка не имеет значения).
Протокол № 2
Цель: определить динамику проявлений познавательных мотивов ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: английский урок (3 урок), история (4 урок).
Схема наблюдения:
Шкала оценки (в баллах): 2 - показатель проявляется постоянно; 1 - показатель проявляется иногда; 0 - показатель отсутствует.
Показатели познавательного интереса |
балл |
примечание |
|
1 |
Отвлекающий характер вопросов |
|
0 |
|
|
0 |
|
|
1 |
Как правило, не по существу |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
0 |
|
|
1 |
Высказывает свое отношение |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
0 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
Больше позерства |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1 |
Больше мешает |
|
1 |
|
|
0 |
|
|
1 |
|
|
0 |
|
|
2 |
Бросает выполнение задания |
|
2 |
|
|
0 |
Выводы: познавательные интересы не сформированы, проявления интереса эпизодические, быстро отвлекается, переключаясь на внеурочные темы.
Протокол № 3
Цель: наблюдение за умственной самостоятельностью ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: белорусская литература(2 урок), математика (3 урок).
Схема наблюдения:
Шкала оценки (в баллах): 2 - умение хорошо сформировано; 1 - умение не всегда проявляется; 0 - умение не сформировано.
Проявления умственной самостоятельности |
Балл |
Примечание |
|
1 |
Рассказ скомканый, пропущены важные детали |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
0 |
|
|
0 |
|
|
0 |
|
|
1 |
Упускает важные моменты |
|
1 |
Короткий, бедный по содержанию |
|
1 |
|
|
0 |
|
|
1 |
Не всегда по существу |
|
1 |
|
|
1 |
Если материал интересен |
|
1 |
Может предложить альтернативу |
|
0 |
Не использует |
Выводы: проявления умственной самостоятельности выражены слабо, навыки самостоятельной умственной работы не развиты; нет привычки к глубокой умственной деятельности, суждения поверхностны, собственное мнение по теме вызвано только интересом к материалу; пассивность на уроке.
Протокол № 4
Цель: наблюдение за умственной деятельностью ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: физика (4 урок), информатика (5 урок).
Схема наблюдения:
1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?
2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?
3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?
4. Может ли сделать выводы самостоятельно?.
Описание:
На вопросы учителя обычно не реагирует, руку не поднимает. При обращении учителя к нему долго обдумывает, ответ редко четкий, чаще сопровождается комментариями не по теме.
Проявляет интерес при демонстрации наглядного материала, лучше запоминает такой материал. При словесном объяснении часто отвлекается, если не интересен материал, не всегда может повторить то, что только что сказал учитель.
Как правило, запоминание механическое, может привести пример, но не всегда удачно, что связано с невнимательностью, отвлекаемостью на уроке.
Самостоятельные выводы формулирует плохо, не всегда правильно выделяет главное.
Выводы: навыки умственной деятельности не сформированы.
Протокол № 5
Цель: наблюдение за за проявлениями интереса и внимания.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: русский язык (2 урок), математика (3 урок).
Схема наблюдения:
Проявления внимания | |
Зона лоб – брови: |
|
|
Нет проявл. |
|
Не подняты |
Зона глаз: |
|
|
Уменьш. |
|
Пониж. тонуса |
|
Взгляд за предметом |
|
В сторону |
|
нет |
Зона от основания носа до подбородка: |
|
|
опущены |
|
нет |
|
закрыт |
Зона головы: |
|
|
Уменьш. лиц. обращенности |
|
Опущена, на бок |
|
периодически |
Зона шеи: |
|
Изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор) |
Низкий тонус |
Зона туловища: |
|
|
Нет проявл. |
|
Уменьш. обращ. |
Зона рук: |
|
|
Локти расставлены, опирается туловищем, подпирает голову |
| |
Зона ног: |
|
|
|
|
часто |
Вывод: преимущественно слабая степень внимания, редко - средняя.
Протокол № 6
Цель: наблюдение за вниманием ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: математика (1 урок).
Схема наблюдения:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность наблюдаемого |
Псих. хар-ка вним. |
Организ. момент |
Приветствие Отмечает отсутствующих |
Спокоен, смотрит на учителя |
непроизвольное |
Проверка дом. зад |
Опрос дом. задания: вопросы всему классу и отдельным ученикам, вызов к доске для решения задач. В конце опроса делает обобщения по теме – вопросы всему классу. Подводит к новому материалу. |
Смотрит в тетрадь, при вопросах всему классу – руку не поднимает, при личном обращении дает ответ, ошибочные ответы не анализирует. К подведению итогов не проявляет внимания – рисует в тетради, опустив голову. |
Произвольное |
Введение нового материала |
Объяснение нового материала (приемы: вопросы к классу, сравнения, вывод) Применение наглядности (схематичность, доступность) Решение задач – соревновательный момент (кто быстрее решит и объяснит решение и т.д) Делает замечание ученикам, передающим записку. |
Слушает объяснения учителя, активного участия не принимает. Схему и задачи копирует в тетради. Отвлекается на действия (одноклассников – передают записку). Комментирует их действия. Не торопится с выполнением задания. |
Произвольное непроизвольное переключение (вызвано наглядностью, действиями одноклассников) концентрация низкая устойчивость |
Подведение итогов |
Подведение итогов совместно с классом: вопросы к классу и отдельным ученикам, формулирует выводы. |
Закрывает учебник, тетрадь. Смотрит в окно, на часы. При обращении к нему учителя переспрашивает вопрос. Отвечает не полно. |
Низкая концентрация Послепроизвольное |
Домашнее задание |
Записывает на доске дом. задание Комментирует его, задает уточняющие вопросы. Контролирует запись в дневник задания отдельными учениками. Прощается. |
Складывает учебники в портфель. Беседует с одноклассником. Записывает задание после требования учителя. |
Произвольное Переключение (после требования учителя) |