Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 03:37, отчет по практике
Профессиональная деятельность психолога в школе осуществляется в следующих направлениях:
психологическое просвещение детей, педагогов и родителей организуется с целью приобщения педагогов, родителей и детей к психологическим знаниям;
психологическая профилактика. В этом направлении психологом проводится работа по сохранению, укреплению и развитию психологического здоровья детей. С этой целью психологом разрабатываются развивающие и целевые программы по принятию профилактических мер;
Выводы: внимание чаще произвольное, требующее концентрации, не устойчивое, частое переключение. Внимание привлекают вопросы, обращенные лично, наглядность. Отвлекается на действия одноклассников. Не заинтересован на уроке, часто думает о своем, не проявляет активности. Большинство учащихся класса были внимательны и сосредоточены на уроке, что достигалось благодаря высокому темпу на уроке, вопросам, контролю ответов со стороны учителя, а также желание проявить себя в соревновательных заданиях и получить оценку.
Протокол № 7
Цель: наблюдение за проявлениями памяти ученика.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: химия (4 урок).
Схема наблюдения:
Учителем использовались:
4. Учет учителем индивидуальных особенностей памяти:
Протокол № 8
Цель: наблюдение индивидуально-психологических особенностей ученика: изучение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Урок: 1 день - физкультура (2 урок), математика (3 урок)
2 день – белорусский язык (2 урок), труд. обучение (4 урок)
Схема наблюдения:
Проявления инд. – псих. особенностей |
+/- |
примечание |
Определение силы возбудительного процесса | ||
Способен ли ученик длительное время выполнять не очень интересную работу, не снижая интенсивности и результативности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности)? |
редко |
Теряет интерес, переключается на др. деят. |
Умеет ли он преодолевать трудности и неудачи, есть ли у него стремление к более сложным заданиям, настойчивость, упорство в достижении цели? |
нет |
При возникновении трудностей, может оставить работу |
Повышаются ли упорство и работоспособность в сложных условиях? |
нет |
|
Характерно ли стремление к самостоятельности в поступках? |
частично |
Зависит от мотивов |
Есть ли способность быстро переключатся в случае неудач? |
да |
|
Определение силы тормозного процесса | ||
Работоспособен ли ученик (высокая или низкая работоспособность)? |
низкая |
|
Сдержан ли в поступках, разговоре? |
нет |
|
Сдержан ли в общении? |
нет |
|
Тороплив или нет в принятии решений? |
тороплив |
|
Быстро и прочно ли формируются разные навыки (в учебной и трудовой деятельности)? |
Часто быстро, но не всегда прочно |
|
Характерны ли для него: неторопливость в движениях, в речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых и т.д.? |
нет |
Быстрый Не сидит на месте |
Способен ли быстро переключать внимание. |
да |
|
Определение подвижности нервных процессов | ||
Характерен ли для ученика преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении нового задания? |
да |
Но, некачественно |
Отличает ли его быстрое усвоение нового учебного материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторения)? |
+/- |
В другой деятельности, кроме учебной, т.к. низкая успеваемость, часто нет опоры на ранее изученное. |
Присуща ли ученику легкость и активность в общении? |
да |
|
Быстро ли происходит освоение, адаптация в новой обстановке? |
да |
|
Характерна ли живая речь, мимика, общая подвижность? |
да |
Вывод: слабый тип нервной деятельности, преимущественно «слабый тип» нервной системы, подвижность нервных процессов.
Протокол № 9
Цель: наблюдение и оценка внешних проявлений эмоционального возбуждения.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению; оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения; оценка 4 балла –внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
Внешние признаки эмоционального возбуждения |
Условная оценка | ||
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения |
Чрезмерное эмоциональное возбуждение |
Недостаточное эмоциональное возбуждение | |
Поведение Мимика и пантомимика Движения Статические позы Речь Вегетативные сдвиги |
+
+ |
+
+ + + |
Вывод: характерно чрезмерное эмоциональное возбуждение.
Протокол № 10
Цель: выявить степень выраженности свойств темперамента. Определить тип темперамента.
Фамилия, имя ученика: Трухан Александр
Класс (возраст): 7 В (19.03.94)
Шкала оценок: 5 - свойство выражено очень ярко; 4 - выражено менее ярко, проявляется довольно часто; 3 - нет основания говорить о преобладании данного или противоположного ему свойства; 2 - проявляется довольно часто противоположное свойство; 1 - ярко выражено противоположное свойство, очень часто проявляется в разных жизненных обстоятельствах.
Схема наблюдения:
Проявления |
Балл | |
Эмоциональная возбудимость. |
4 | |
а) быстрее и выразительнее реагирует на поддержку теплым словом, дисциплинарное воздействие; |
4 | |
б) легче вызвать улыбку, смех, оживление шуткой; |
5 | |
в) быстрее и ярче выражает чувство радости, когда удается овладеть определенным учебным навыком. |
3 | |
Темп реакции |
4,6 | |
а) быстрее и энергичнее движение; |
5 | |
б) быстрее, оживленнее говорит; |
5 | |
в) быстрее отвечает на вопросы, вспоминает что-то. |
4 | |
Активность |
2,6 | |
а) наиболее энергичен при преодолении трудностей, |
2 | |
б) дольше сохраняет бодрость и не «опускает руки» в трудных условиях; |
4 | |
в) более склонен доводить начатое дело до конца. |
2 | |
Реактивность. |
5 | |
а) больше готов отвечать, не подумав, на любой вопрос и потому часто отвечает невпопад; |
5 | |
б) легче и чаще в досаде и раздражении «выходит из себя», проявляет вспыльчивость, вступает в конфликт; |
5 | |
в) быстрее, увлекшись чьим-либо рассказом, приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями, проявляет нетерпеливость. |
5 | |
Экстравертированность- |
5 | |
а) с большим интересом следит за тем, что происходит вокруг него в данную минуту: меньше склонен погружаться в воспоминания, «уходить» вовнутрь себя |
5 | |
б) больше любит выполнять работу «живую» (договориться с кем-то, что-то показать и объяснить) |
5 | |
в) легче запоминает лица людей, случаи; хуже – смысл чего-либо (теории, формул) |
5 | |
Ригидность - пластичность |
1,6 | |
а) с большим трудом привыкает к новым людям и отвыкает от прежних друзей, товарищей по учебе |
2 | |
б) медленнее отвыкает от прежних жизненных условий, предметов, с большим трудом расстается со своими вещами (письмами, фотографиями, одеждой), не любит менять расположение мебели в квартире |
2 | |
в) труднее и медленнее происходит переключение с одних действий на другие, труднее «сдвинуть с места»; но после того, как привык к новому действию, новой работе, способен к длительному ее выполнению, даже если эта работа абсолютно ему не интересна; |
1 | |
г) труднее вырабатываются двигательные навыки; |
2 | |
д) медленнее происходит переключение с одних эмоций и чувств на другие. |
1 | |
Тревожность |
2,2 | |
а) больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле |
2 | |
б) выше стремление избегать различных жизненных ошибок, даже незначительных |
2 | |
в) хуже переносит различные ожидания: в очередях транспорте |
3 | |
г) больше неуверен в себе и в своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен |
2 | |
Общительность. |
4,6 | |
а) легче и быстрее знакомится с новыми людьми; |
5 | |
б) больше предпочитает говорить сам, чем слушать других; |
4 | |
в) больше друзей и приятелей, с которыми он регулярно общается. |
5 | |
Резинстентность. |
2 | |
а) выше степень сопротивляемости утомлению, выше работоспособность в течение учебного дня; |
2 | |
б) меньше поддается отвлекающим от занятий факторам; |
1 | |
в) меньше сказываются на деятельности колебания настроения; |
2 | |
г) больше сопротивляемость стрессу (психическому напряжению) |
3 |
шкала | ||||||
Низкий уровень эмоцион. возбудимости |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий уровень эмоцион. возбудимости |
Низкий темп реакций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий темп реакций |
Низкий уровень активности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий уровень активности |
Низкая реактивность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая реактивность |
Интровертированность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экстравертированность |
Пластичность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ригидность |
Низкий уровень тревожности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокий уровень тревожности |
Необщительность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общительность |
Низкая резистентность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Высокая резистентность |
Примечания:
Свойства темперамента |
Тип темперамента | |||
сангвинический |
холерический |
флегматический |
меланхолический | |
Эмоциональная возбудимость |
повышенная |
повышенная |
пониженная |
повышенная |
На + возд. |
На – возд. | |||
Темп реакции |
ускоренный |
ускоренный |
замедленный |
замедленный |
Активность |
высокая |
высокая |
высокая |
низкая |
Реактивность |
высокая |
высокая |
низкая |
невысокая |
= активности |
преобладает над активностью |
|||
Экстарверсия \ интроверсия |
экстраверт |
экстраверт |
интроверт |
интроверт |
Ригидность |
пластичность |
ригидность |
ригидность |
ригидность |
Тревожность |
низкая |
низкая |
низкая |
высокая |
Общительность |
высокая |
высокая |
низкая |
низкая |
Резистентность |
высокая |
высокая |
высокая |
низкая |