Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:03, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: Получение практического опыта в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Задачи:
1)познакомиться с образовательным учреждением;
2)получить запрос на коррекционную работу;
3)на основе запроса познакомиться с классом;
4)познакомиться с психокоррекционной работой психолога КОУ;
5)выявить мишени коррекции;

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………..3
II. Методический блок………………………………………………………5
III. Результаты диагностики……………………………………………15
IV. Анализ результатов……………………………………………........19
V. Заключение…………………………………………………………...20
VI. Приложение…………………………………………………………21
VII. Список литературы…………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

отчет по практике № 3 коррекция.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

                                                         Содержание

 

I. Введение………………………………………………………………..3

II. Методический блок………………………………………………………5

III. Результаты диагностики……………………………………………15

IV. Анализ результатов……………………………………………........19

V. Заключение…………………………………………………………...20

VI. Приложение…………………………………………………………21

VII. Список литературы…………………………………………….......29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

                                                    I. ВВЕДЕНИЕ

 

Цель  практики: Получение практического опыта в специальных коррекционных образовательных учреждениях.

Задачи:

1)познакомиться  с образовательным учреждением;

2)получить  запрос на коррекционную работу;

3)на основе  запроса познакомиться с классом;

4)познакомиться  с психокоррекционной работой  психолога КОУ;

5)выявить  мишени коррекции;

6)научиться  составлять программу психокоррекционных  занятий.

Объект  исследования: Дети в возрасте 6-7 лет. Всего в группе 18 человек. 10 мальчиков, и 8 девочек.

Предмет исследования: старшие дошкольники

Цель: изучение уровня развития  свойств внимания (переключаемость, концентрация, устойчивость) у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать медицинскую, педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования.

2. В ходе исследования выявить уровень развития свойств внимания  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Составить программу и провести коррекционно – развивающую работу по развитию свойств внимания.

Гипотеза исследования: Предполагается, что у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свойства внимания развиты недостаточно, что особенно касается свойств переключаемости и концентрации.

Для подтверждения данной гипотезы использовались методики:

  1. Корректурная проба;
  2. Методика «Треугольники»;
  3. Методика «Найти отличия».

Списочный состав группы:

 

Ф.И. ребенка

Возраст

Домашний

Адрес

Состояние речи

1.

Б.Влад

6,2

Светлановский

ОНР-3

2.

Б.Таня

6,0

Тихорецкий

ОНР-3

3.

Б.Настя

6,3

Тереза

ОНР-3

4.

Б.Артём

6,1

Жако Дюкло

ОНР-3

5.

Л.Сергей

6,5

Светлановский

ФФН с элементами лексико-граммат. недоразвития, дизартрия.

6.

Е.Артур

7,0

Политехническая

ОНР-3

7.

Б.Артём

6,8

Орбели

ФФН, стертая дизартрия

8.

К.Настя

6,2

Тихорецкий

ОНР-3

9.

И.Анар

6,5

Северный

ОНР-3

10.

К.Коля

6,2

Светлановский

ОНР-3

11.

К.Саша

6,2

Раевского

ОНР-3

12.

Л.Настя

6,3

Веденеева

ОНР-3

13.

М.Инга

6,2

Светлановский

ОНР-3

14.

М.Настя

7,4

Раевского

ОНР-3

15.

М.Павлик

6,2

Тихорецкий

ОНР-3, дизартрия

16.

М.Катя

6,4

Науки

ОНР-3

17.

М.Оля

6,4

Тереза

ОНР-3

18.

Л.Настя

6,5

Тихорецкий

ОНР-3





                           II. ВНИМАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

        1. ВНИМАНИЕ И ЕГО СВОЙСТВА

 

Проблема  внимания традиционно считается  одной из самых важных и сложных  проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей

системы психологического знания - как фундаментального, так  и прикладного. 

В современной  психологии под вниманием понимают направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание  представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую  сторону. Объектом внимания могут выступать  как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.1

Внимание  может проявляться внутри любого  психического процесса: при восприятии  чего-либо (например,  при рассмотрении  картины, чтении книги, шитье и т.д.); в ходе мыслительных операций (при  сравнении, выделении и обобщении  признаков определенных объектов,  явлений и т. д.); речевом общении (при слежении за своей речью и  речью собеседника); при запоминании, воспроизведении и т.д. Сформированность внимания – важный показатель не только развития познавательной деятельности человека, но и его личности в целом.

Внимание  характеризуется следующими свойствами:  объемом,  распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания. Объем внимания измеряется  тем  количеством объектов, которое может  быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для  определения объема внимания экспонируют (показывают) группу объектов (цифры,  не связанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный  1/1- с. Этого времени  достаточно для  того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие.  Однако опыты показывают, что  этого времени совершенно недостаточно для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы,  а об остальных  говорит, что они были, но он не успел  обратить на них внимание. Для отражения предметов,  попадающих в поле зрения, необходимо  более  длительное время.

У взрослого  человека объем внимания равен 4-6 объектам,  не связанным между собой. Если включить буквы в смысловое целое (слово), то количество отражаемых отдельных  букв значительно возрастет.  Однако в этих условиях слово воспринимается как единый объект, и испытуемый  не замечает  перестановки, пропуска или неправильного написания  отдельных букв в слове. Можно  увеличить объем внимания, объединяя предметы в  группы, и этим уменьшить количество объектов, воспринимаемых как отдельные единицы.

Распределение внимания. Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Попробуйте читать наизусть стихотворение  и одновременно на бумаге решать арифметические примеры. Вы почувствуете, как один вид деятельности тормозит другой. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном  объекте. Физиологически это объясняется  существованием только одного очага  оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные условия  деятельности всегда требуют постоянно  распределения внимания.

Концентрация  внимания. Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его  на объекте – концентрация, или  интенсивность внимания. Концентрация внимания выражается в том, что  внимание поглощено одним объектом. Показателем  интенсивности внимания  является «помехоустойчивость», невозможность  отвлечь внимание от предмета  деятельности посторонними раздражителями.

Концентрация  тесно связана с объемом внимания и распределением . Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание,  тем больше возможность сильной концентрации.  Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.

Состояние глубокой концентрации внимания –  необходимая предпосылка  точного, успешного  выполнения деятельности.

Однако  концентрация внимания на одном объекте  может дать положительный результат  только в сочетании с достаточным  объемом и распределением внимания между нужными объектами. Ученик, решая цифровой алгебраический пример, сконцентрировал внимание на вычислениях  и перестал обращать внимание на знаки. Пример, конечно,  не был решен.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания.2

Устойчивость  внимания не означает его неподвижности,  она не исключает его переключаемости. Переключаемость внимания заключается  в способности быстро выключаться  из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению  означает гибкость внимания – весьма важное и часто очень нужное качество.  
Переключаемость,  как и устойчивость,  и объем внимания, и как внимание в целом – сторона сложной и многообразно обусловленной сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном объекте.  Переключаемость означает сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком   случае, очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации  и определить  или учесть изменяющуюся значимость различных  в нее включающихся элементов.

Легкость  переключения у разных людей различна: одни – с легкой  переключаемостью – легко  и быстро переходят  от  одной работы к другой;  других «вхождение» в новую работу  является трудной операцией, требующей  более или менее длительного  времени и значительных усилий.  Легкая или затруднительная переключаемость  зависит от целого ряда условий. К  числу их относятся соотношение  между содержанием предшествующей и последующей деятельности и  отношение субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и  менее интересна последующая  деятельность, тем, очевидно, труднее  переключение;  и оно тем легче, чем выраженнее обратное соотношение между ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.   Переключаемость  внимания принадлежит к числу свойств,  допускающих  значительное развитие в результате упражнения. Как отмечает  С.Л. Рубинштейн, рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее достоверных анекдотов о рассеянности ученых. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц юмористических журналов. Однако, пишет далее Рубинштейн,  вопреки  прочно укоренившемуся  в обывательском понимании представлению,  «рассеянность» ученых является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении  с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое живописуют анекдоты.  Для того, чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного» ученого, достаточно  сравнить его внимание с вниманием ребенка, который выпускает из рук только что привлекшую его игрушку, когда ему показывают другую;  каждое новое впечатление отвлекает его внимание от предыдущего;  удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствуют и концентрированность, и распределяемость внимания. В поведении рассеянного ученого также обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в легкой отвлекаемости,  так как его внимание, наоборот, очень сосредоточено,  а в слабой переключаемости.   Рассеянность в обычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами – сильной отвлекаемостью и слабой переключаемостью. 3

Различные свойства внимания в значительной  мере независимы друг от друга: внимание, хорошее в одном отношении, может  быть не столь совершенным в другом. Так, например,  высокая концентрация внимания может, как об это свидетельствует пресловутая рассеянность  ученых, соединяться со слабой переключаемостью. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная психодиагностическая карточка

Название: Методика «Корректурная проба».

Источник описания: Б. Бурдон. Данный вариант (знаковый вариант) модифицирован специалистами института им. В. Бехтерева.

Худик А.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - Киев, 1992.

Назначение: Методика предназначена для исследования особенностей внимания (переключаемость, устойчивость, концентрация). Данный вариант методики предназначен для детей  старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.

Стимульный материал: Испытуемому ребёнку предъявляется бланк с геометрическими  фигурами (384 знака из 5  разновидностей). При этом фигуры должны быть расположены беспорядочно, но каждая фигура должна повторяться на  всем бланке примерно одинаковое количество раз.  Для инструктора  нужен секундомер.

Инструкция: Задание дается в начале дня. Инструктор просит испытуемого, не пропуская ни строчки, вычеркивать на бланке одной чертой квадратики и двумя чертами треугольники в каждой строке. Испытуемый по знаку инструктора, запустившего секундомер, начинает зачеркивать фигуры.

Инструктор  на бланке фиксирует количество ошибок (пропущенные и неверно зачеркнутые  знаки), время выполнения задания.

Оценка результатов:

Высокий результат выполнения задания: - до 1мин 50 с (5 баллов);

Средний результат: – 2-3- минуты (4 балла);

Низкий:  - 3-4 мин (3 балла); 

Очень низкий: - от 4-6 минут (2 балла).                                                         Крайне низкий: – больше 6 минут (1 балл).                                                  Наличие  четырех   ошибок    свидетельствует    о  крайне    низком    уровне устойчивости внимания (1 балл),   трех ошибок - об  очень низком уровне устойчивости внимания (2 балла), 2 ошибки – о низком (3 балла), 1 ошибка - о среднем (4 балла), 0 ошибок – о высоком (5 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная психодиагностическая карточка

Название: Методика исследования переключаемости произвольного внимания «Треугольники».

Источник описания: в модификации А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской.

Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

Назначение: Определение переключаемости произвольного внимания.

Информация о работе Отчет по практике в школе