Отчет по практике в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:03, отчет по практике

Описание работы

Цель практики: Получение практического опыта в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Задачи:
1)познакомиться с образовательным учреждением;
2)получить запрос на коррекционную работу;
3)на основе запроса познакомиться с классом;
4)познакомиться с психокоррекционной работой психолога КОУ;
5)выявить мишени коррекции;

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………..3
II. Методический блок………………………………………………………5
III. Результаты диагностики……………………………………………15
IV. Анализ результатов……………………………………………........19
V. Заключение…………………………………………………………...20
VI. Приложение…………………………………………………………21
VII. Список литературы…………………………………………….......29

Файлы: 1 файл

отчет по практике № 3 коррекция.docx

— 66.04 Кб (Скачать файл)

 

 

VI. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

I. Общее положение

Цель программы:

Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в старшем дошкольном возрасте.

Задачи программы:

  • сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;
  • развить основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
  • развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.

Методические рекомендации:

Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной  нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия  проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.

 

 

 

 

 

 

Конспект занятий

Блок

Номер занятия

Направленность

I. Вводный

Занятие 1

Знакомство группы

II. Основной

Занятие 2

Объем и концентрация внимания

Занятие 3

Распределение и переключение внимания

Занятие 4

Объем, концентрация и устойчивость внимания

Занятие 5

Распределение, переключение и избирательность  внимания

III. Заключительный

Занятие 6

Подведение итогов


 

II. План развивающих  занятий

 

Занятие 1. “Давайте познакомимся”

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.

Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

Игра “Дракон, кусающий свой хвост”

Цель - снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и  хвост меняются ролями.

Игра “Марш  в угол!”

Цель: познакомить членов группы друг с другом.

 

Стимульный материал для игры:  
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе? 
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет? 
Кто любит ходить в школу, а кто нет? 
У кого дома есть питомец, а кого нет? 
Кто ходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две  части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге, марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д. 
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе.        Можно предложить детям самим задать вопрос группе. 
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.

Занятие 2. “Мы все замечаем!”

Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Чего  не хватает?”

Цель – усиление концентрации внимания.

Стимульный  материал для упражнения: 2 набора “найди отличия”.

Дети  делятся на две команды. Каждая команда  получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время  выполнения 3 мин.

Игра “Акустики”

Цель – развитие способности  концентрировать внимание на одном  виде деятельности.

Дети садятся в круг. Ведущий  дает задание: ”Закройте глаза и  внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

Игра “Зоопарк”

Цель  – увеличение объема зрительного  внимания.

Стимульный  материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.).

Задача  детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется  поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.

Ритуал прощания.

Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.

Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Квадрат”

Цель  – тренировка  распределения  зрительного  внимания.

Стимульный  материал для упражнения: поле из  12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.

Детям предъявляется поле, на котором  в случайном порядке расставлены  числа от 1 до 16. Задача детей как  можно быстрее расставить числа  в возрастающем порядке. Задание  выполняется индивидуально на своем  листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

Игра “Пишущая машинка”

Цель – тренировка  активного  внимания.

Каждому ребенку  присваивается одна буква. Ведущий  называет слово. Если в этом слове  есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.

Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон. Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Упражнение “Четыре  стихии”

Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.

Дети слушают ведущего, а затем  повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам. Далее дети начинают бегать 
по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

КОМАНДА

ДВИЖЕНИЕ РУКАМИ

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем вверх

Огонь

Прижимаем к груди


 

Ритуал прощания.

Занятие 4. “ Стойкий оловянный  солдатик”

Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “  Будь внимателен!”

Цель  – развитие устойчивости слухового  внимания.

Дети  под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановиться.  Невнимательные выбывают из игры.

Игра “ Зеркало”

Цель  – развитие способности концентрировать  внимание.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок –  повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями. 
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.

Упражнение “Три изменения”

Цель  – увеличение  объема  зрительного  внимания.

Дети  стоят в ряд. Один ребенок –  ведущий. Задача ведущего внимательно  посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли. Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?

Ритуал прощания.

Занятие 5. “ Смотри - не смотри”

Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение “Математик”

Цель  – развитие  способности  распределять  зрительное  внимание.

Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством  разных предметов.

Дети рассчитываются на 1–4. Каждому  ребенку в соответствии с его  числом надо сосчитать количество определенного  предмета в таблице.

Упражнение “  Найди слово”

Цель  – тренировка избирательности внимания.

Стимульный  материал для игры: таблица с набором  букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.

Детям предлагается найти в таблице слова и  закрасить их.

Игра “День  – ночь”

Цель  – развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.

Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка – день, когда  ее нет – ночь. Днем каждый игрок  должен активно передвигаться, разговаривать  и наблюдать за другими. Ночью  все должны молчать, не ходить и закрыть  глаза – уснуть. Ночью нужно  внимательно слушать, что происходит вокруг. 
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.

Ритуал прощания.

Занятие 6. “Подведем итоги”

Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.

Ритуал приветствия.

Схема этого занятия зависит  от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего. Основная направленность этого занятия – оставить у детей 
благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработанное.

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Богачек И. С. Своеобразие понимания  наглядно-образного материала детьми  с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные  проблемы образования лиц с  интеллектуальной недостаточностью - СПб: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 2002.

3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1979.

10. Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2000.

11. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского,  А.Г. Ковалева,  А.А. Степанова.  – М.: Просвещение,  1981. 

12. Осипова  А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

13. Основы коррекционной педагогики/ Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В.-. Саратов, 2000.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер,  2000. 

16. Словарь практического психолога. – М.,  2003.

17. Слепович Е.С. Психологическая  структура задержки психического  развития в дошкольном возрасте. – М.,2001.

18. Степанов С.С. Психологический  словарь для родителей, М., 1996. 
19. Худик А.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. - Киев, 1992.

20.  Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000.

21. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть  трудности в обучении детей,- М., 2001

22. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, - СПб, 2001

23. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь),- М., 2003

25. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Степанов С.С. Психологический словарь для родителей, М., 1996. – С. 41. 

2 Общая психология / Под ред. В.В. Богословского,  А.Г. Ковалева,  А.А. Степанова.. – С. 161-163.

3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер,  1999. -  С. 429-430.

4 Там же. – С. 430.


Информация о работе Отчет по практике в школе