Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:03, отчет по практике
Цель практики: Получение практического опыта в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Задачи:
1)познакомиться с образовательным учреждением;
2)получить запрос на коррекционную работу;
3)на основе запроса познакомиться с классом;
4)познакомиться с психокоррекционной работой психолога КОУ;
5)выявить мишени коррекции;
I. Введение………………………………………………………………..3
II. Методический блок………………………………………………………5
III. Результаты диагностики……………………………………………15
IV. Анализ результатов……………………………………………........19
V. Заключение…………………………………………………………...20
VI. Приложение…………………………………………………………21
VII. Список литературы…………………………………………….......29
VI. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
I. Общее положение
Цель программы:
Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в старшем дошкольном возрасте.
Задачи программы:
Методические рекомендации:
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.
Конспект занятий
Блок |
Номер занятия |
Направленность |
I. Вводный |
Занятие 1 |
Знакомство группы |
II. Основной |
Занятие 2 |
Объем и концентрация внимания |
Занятие 3 |
Распределение и переключение внимания | |
Занятие 4 |
Объем, концентрация и устойчивость внимания | |
Занятие 5 |
Распределение, переключение и избирательность внимания | |
III. Заключительный |
Занятие 6 |
Подведение итогов |
Занятие 1. “Давайте познакомимся”
Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление. Научить ритуалу приветствия в группе – дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.
Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Цель - снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
Игра “Марш в угол!”
Цель: познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом
городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у
кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить детям, что группа сейчас
все время будет делиться на две
части по разным признакам. Задается
вопрос “Кто родился в Петербурге,
марш в правый угол”, “кто родился в другом
городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать,
кто с ними в группе.
Можно предложить детям самим задать вопрос
группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто,
где родился, у кого есть собака и пр.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Чего не хватает?”
Игра “Акустики”
Цель – развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: ”Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре”. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.
Игра “Зоопарк”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.).
Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.
Ритуал прощания.
Цель занятия: тренировка переключения и распределения внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Квадрат”
Цель – тренировка распределения зрительного внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором
в случайном порядке
Игра “Пишущая машинка”
Упражнение “Четыре стихии”
Цель – развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем
повторяют вместе с ним, какие движения
соответствуют каким командам. Далее дети
начинают бегать
по кругу, но как только звучит команда,
застывают в определенной позе. Невнимательные
выбывают.
КОМАНДА |
ДВИЖЕНИЕ РУКАМИ |
Земля |
Опускаем руки вниз |
Вода |
Вытягиваем руки вперед |
Воздух |
Поднимаем вверх |
Огонь |
Прижимаем к груди |
Ритуал прощания.
Цель занятия: развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “ Будь внимателен!”
Цель – развитие устойчивости слухового внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановиться. Невнимательные выбывают из игры.
Игра “ Зеркало”
Цель – развитие способности концентрировать внимание.
Дети разбиваются на пары. Один
ребенок показывает простые движения
руками, туловищем, второй ребенок –
повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.
Упражнение “Три изменения”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли. Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?
Ритуал прощания.
Цель занятия: тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Математик”
Цель – развитие способности распределять зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов.
Дети рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.
Упражнение “ Найди слово”
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч, слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.
Игра “День – ночь”
Цель
– развитие способности переключения
зрительного и слухового
Дети в кругу. Объяснение правил.
Когда играет музыка – день, когда
ее нет – ночь. Днем каждый игрок
должен активно передвигаться, разговаривать
и наблюдать за другими. Ночью
все должны молчать, не ходить и закрыть
глаза – уснуть. Ночью нужно
внимательно слушать, что происходит
вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время
суток), ведущий собирает детей в круг
и спрашивает: кто что видел и слышал.
Ритуал прощания.
Цель занятия: рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит
от детей. В кругу мы обсуждаем, чему
научились, что нам понравилось,
а что не очень. Играем в те игры,
что понравились больше всего. Основная
направленность этого занятия – оставить
у детей
благоприятные воспоминания об их успехах
и тем самым закрепить наработанное.
1.
Богачек И. С. Своеобразие
2. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. - М.: Академия, 2002.
3. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М., 1979.
10. Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2000.
11. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М.: Просвещение, 1981.
12. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
13.
Основы коррекционной
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2000.
16.
Словарь практического
17.
Слепович Е.С. Психологическая
структура задержки
18.
Степанов С.С. Психологический
словарь для родителей, М., 1996.
19. Худик А.А. Психологическая диагностика
детского развития: методы исследования.
- Киев, 1992.
20. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2000.
21. Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей,- М., 2001
22. Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, - СПб, 2001
23. Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь),- М., 2003
25. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993
1
Степанов С.С. Психологический словарь
для родителей, М., 1996. – С. 41.
2 Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова.. – С. 161-163.
3 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 1999. - С. 429-430.
4 Там же. – С. 430.