Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 17:03, отчет по практике
Цель практики: Получение практического опыта в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Задачи:
1)познакомиться с образовательным учреждением;
2)получить запрос на коррекционную работу;
3)на основе запроса познакомиться с классом;
4)познакомиться с психокоррекционной работой психолога КОУ;
5)выявить мишени коррекции;
I. Введение………………………………………………………………..3
II. Методический блок………………………………………………………5
III. Результаты диагностики……………………………………………15
IV. Анализ результатов……………………………………………........19
V. Заключение…………………………………………………………...20
VI. Приложение…………………………………………………………21
VII. Список литературы…………………………………………….......29
Стимульный материал: Испытуемому предлагается альбомный лист бумаги, на котором он должен рисовать треугольники.
Инструкция: По указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.
Инструкция для ребенка: « Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе один за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх: rrrr (показать на отдельном листе, после этого лист убрать)».
Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз ssss (поставить образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строчки.
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания.
Оценка результатов:
Результат и его интерпретация |
1Уровень развития внимания |
Балл |
1. Ребенок правильно выполняет
второе задание, достаточная |
Высокий |
5 |
2. Ошибки при рисовании первых
трех фигур второго задания,
затем правильно – слабо |
Средний |
4 |
3. Исправленные ошибки по ходу
выполнения второго задания –
нарушение переключаемости ( |
Низкий (ниже среднего) |
3 |
4. Первые три треугольника |
Очень низкий |
2 |
5. Отказ от выполнения второго
задания, сразу ошибки, выраженные
нарушения переключаемости (« |
Крайне низкий |
1 |
Информационная
Название: Методика исследования эффективности внимания «Найди отличия».
Источник описания: Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
Назначение: Определение уровня эффективности (в первую очередь концентрации) внимания.
Стимульный материал: Ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.
Рисунки с односюжетными картинками
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».
Фиксируемые
параметры: время выполнения задания,
количество названных отличий, повторы,
неправильно названные отличия,
пропущенные отличительные
Оценка результатов:
Балл |
Уровень развития внимания |
Время выполнения задания, мин |
Количество названных отличий |
Число ошибок |
4 |
Высокий |
1-1,5 |
15 |
- |
3 |
Выше среднего |
1,5-2 |
14-12 |
1-2 |
2 |
Средний |
2-2,5 |
11-9 |
3-4 |
1 |
Ниже среднего |
2,5-3 |
8-6 |
5-7 |
0 |
Низкий |
3-4 |
Менее 6 |
Более 7 |
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Характеристика уровня развития внимания по тесту «Корректурная проба».
Таблица № 1
N |
Имя |
Возраст |
Время, мин. (концентрация) |
Количество ошибок (устойчивость) |
Оценка концентрации |
Оценка устойчивости |
Баллы/Уровень развития |
1 |
Б. Влад |
7 |
2.50 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний 4 |
2 |
Б. Таня |
7 |
2.40 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний 4 |
3 |
Б. Настя |
7 |
3.20 |
2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
4 |
Б. Артем |
6 |
3.10 |
2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
5 |
Е. Артур |
8 |
1.50 |
0 |
Высокий |
Высокий |
Высокий 5 |
6 |
И. Анар |
7 |
3.40 |
2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
7 |
К. Настя |
8 |
4.10 |
2 |
Очень низкий |
Низкий |
Очень низкий 2 |
8 |
К. Коля |
8 |
3.30 |
2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
9 |
К. Саша |
7 |
2.30 |
0 |
Средний |
Высокий |
Средний 4 |
10 |
Л. Сергей |
8 |
4.40 |
2 |
Очень низкий |
Низкий |
Очень низкий 2 |
11 |
Л. Настя |
7 |
3.10 |
1 |
Средний |
Средний |
Средний 4 |
12 |
М. Инга |
7 |
4.30 |
1 |
Очень низкий |
Средний |
Низкий 3 |
13 |
М. Павлик |
7 |
4.00 |
2 |
Очень низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
14 |
М. Катя |
7 |
3.50 |
2 |
Низкий |
Низкий |
Низкий 3 |
15 |
М. Оля |
7 |
2.50 |
0 |
Средний |
Высокий |
Средний 4 |
Средний балл |
3,15 |
Результаты исследования переключаемости произвольного внимания по методике «Треугольники».
Таблица №2
N |
Имя |
Возраст |
Оценка уровня выполнения задания |
Уровень развития |
1 |
Б. Влад |
7 |
4 |
Средний |
2 |
Б. Таня |
7 |
4 |
Средний |
3 |
Б. Настя |
7 |
3 |
Низкий |
4 |
Б. Артем |
7 |
3 |
Низкий |
5 |
Е. Артур |
8 |
5 |
Высокий |
6 |
И. Анар |
7 |
3 |
Низкий |
7 |
К. Настя |
8 |
3 |
Низкий |
8 |
К. Коля |
8 |
3 |
Низкий |
9 |
К. Саша |
7 |
5 |
Высокий |
10 |
Л. Сергей |
8 |
2 |
Очень низкий |
11 |
Л. Настя |
7 |
5 |
Высокий |
12 |
М. Инга |
7 |
3 |
Низкий |
13 |
М. Павлик |
7 |
3 |
Низкий |
14 |
М. Катя |
7 |
3 |
Низкий |
15 |
М. Оля |
7 |
4 |
Средний |
СРЕДНИЙ БАЛЛ |
3,6 |
Показатели выполнения теста на эффективность внимания по методике «Найди отличия» .
Таблица №3
N |
Имя |
Оценка |
Уровень развития |
1 |
Б. Влад |
2 |
Средний |
2 |
Б. Таня |
2 |
Средний |
3 |
Б. Настя |
1 |
Низкий |
4 |
Б. Артем |
2 |
Средний |
5 |
Е. Артур |
3 |
Выше среднего |
6 |
И. Анар |
1 |
Низкий |
7 |
К. Настя |
1 |
Низкий |
8 |
К. Коля |
2 |
Средний |
9 |
К. Саша |
3 |
Выше среднего |
10 |
Л. Сергей |
1 |
Низкий |
11 |
Л. Настя |
3 |
Выше среднего |
12 |
М. Инга |
1 |
Низкий |
13 |
М. Павлик |
1 |
Низкий |
14 |
М. Катя |
1 |
Низкий |
15 |
М. Оля |
2 |
Средний |
СРЕДНИЙ БАЛЛ |
1,75 |
IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Принимая во внимание показатели устойчивости и концентрации внимания, а также уровень выполнения задания в целом, высокий уровень развития внимания имеет только один ребенок: Е. Артур. Он быстрее остальных справляется с заданием и не допускает ошибок. Также не сделали ни одной ошибки М. Оля и К. Саша, но они потратили на выполнение задания больше времени. Большое количество времени на выполнение задания потратили Л. Сергей и К. Настя, допускали ошибки, долго не могли сконцентрироваться на задании, соответственно, получили низкие баллы по уровню развития свойств внимания. В целом по группе показатели концентрации внимания оказались ниже показателей устойчивости.
Cправиться с заданием на
Итак, как следует из табл. №3, дети с общим недоразвитием речи показали низкие результаты при тестировании, обнаружив низкую переключаемость, а также низкую концентрацию внимания. При этом результаты теста на переключаемость внимания оказались лучше, чем результаты корректурной пробы, а концентрация внимания оказалась развита хуже, чем устойчивость.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении работы можно сделать следующий вывод:
В
современной психологии под
В рамках работы было проведено исследование уровня развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. С целью диагностики внимания были использованы следующие методики: корректурная проба (на исследование концентрации, объема и устойчивости внимания); методика исследования переключаемости внимания «Треугольники»; методика исследования эффективности (главным образом, концентрации) внимания «Найди отличия».
В ходе исследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи все исследуемые показатели оказались низкими. У детей отмечается низкая переключаемость внимания, а также низкая концентрация – концентрация внимания оказалась развита хуже, чем его устойчивость. В группе результаты теста на переключаемость внимания оказались лучше, чем результаты корректурной пробы. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются (неустойчивость внимания).
В целом можно сделать вывод о том, что с детьми с общим недоразвитием речи необходимо проводить целенаправленную коррекционную работу по развитию свойств внимания, что послужит хорошей базой для формирования логического мышления, без которого невозможно обучение в школе.