Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:16, отчет по практике
В данном отчете будут представлены структура, цели деятельности и управление организацией, в которой была пройдена практика, а также методы и приемы оказания социально-психологической помощи в ней и применение этих методов на практике.
1. Введение ____________________________________________2
2. Структура организации_______________________________3
3. Направления деятельности педагога-психолога и их краткая характеристика____________________________4
4. Признание и учет несовершеннолетних, находящихся
в социально опасном положении. Планирование.
Ведение рабочей документации.________________________20
5. Заключение__________________________________________26
6. Приложения
ПРИМЕР №4
Адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Со слов мамы девочка посещает детский сад 10 дней. При расставании с мамой всегда беспокойно плачет.
Информирование мамы об особенностях протекания адаптации; о факторах, влияющих на адаптацию.
Рекомендовано:
- бесконфликтный, щадящий режим дома (уменьшение информационной нагрузки);
- общеукрепляющие мероприятия (прогулки, режим дня, витамины, расслабляющие процедуры – массаж, купание);
- приносить в группу любимую игрушку из дома, оставлять «мамины маячки» (платочек, фото, перчатку);
- эмоционально положительно
демонстрировать ребенку свое
радостное отношение к
Примечание: наблюдение за процессом адаптации ребенка к условиям детского сада.
ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Тематические консультации для педагогов
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания, профессионального стресса (работа с педагогами)
Тема занятий:
Тематические консультации для родителей
Тема занятий:
Коррекционно-развивающая
работа.
Коррекционно-развивающая
работа педагога-психолога – составная
часть образовательного процесса дошкольного
учреждения.
Цель – содействие личностному
развитию детей на всех возрастных ступенях
дошкольного детства, организация безопасной
жизнедеятельности детей, оказание помощи
в преодолении трудностей в адаптации,
воспитании и обучении, созданию условий
для получения коррекционно-развивающей
поддержки педагога-психолога всем нуждающимся
детям.
Задачи коррекционно-развивающей
работы с детьми:
содействие личностному развитию и развитию
эмоционально-волевой, коммуникативных
сфер ребенка, повышения возможностей
его социализации и др.
Направление работы:
адаптационные мероприятия в группах
раннего возраста (других группах);
формирование элементарных навыков саморегуляции
и знакомство с базовыми эмоциями; развитие
эмоционально-волевой и коммуникативных
сфер; развитие познавательных процессов;
коррекция эмоционально-поведенческих
нарушений ( повышенная двигательная активность,
агрессивность и др.) и т. д.
Коррекционно-развивающая
работа осуществляется в следующих формах:
индивидуальных, групповых, подгрупповых
и проводится только по согласованию с
родителями ( законными представителями).
В ситуации, когда воспитанник нуждается
в коррекционно-развивающей поддержке
других специалистов, педагог-психолог
информирует родителей о необходимости
обратиться за консультацией к специалистам
социально-педагогических центров, центров
коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации и пр. На основании их рекомендаций
педагог-психолог разрабатывает конкретные
мероприятия по коррекционно-развивающей
работе с ребенком, рекомендации для других
педагогов дошкольного учреждения.
С педагогами и родителями коррекционно-развивающие
мероприятия не проводятся.
ЖУРНАЛ УЧЕТА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ
Здоровьесберегающая
деятельность.
Цель – содействие сохранению психологического
здоровья детей дошкольного возраста,
формирование установок на здоровый образ
жизни и организацию безопасной жизнедеятельности
детей, пропаганда здорового образа жизни,
профилактика вредных привычек (табакокурение,
алкоголизм, наркомания и др.), пагубно
влияющих на здоровье, прежде всего маленьких
детей.
Задачи работы с детьми:
формирование навыков саморегуляции;
обучение детей распознанию собственных
и чужих эмоциональных состояний; осуществление
профилактику утомляемости и пр.
Формы и методы реализации
данного направления:
проведение мониторинга психофизического
и эмоционального состояния воспитанников
в образовательном процессе; информирование
воспитателей об особенностях здоровья,
работоспособности, типе высшей нервной
деятельности детей.
Педагог-психолог во взаимодействии с
другими специалистами дошкольного учреждения
принимает участие в формировании и реализации
системы мероприятий по сохранению и укреплению
психологического здоровья дошкольников,
оптимизации межличностных отношений
в детских группах.
Задачи работы с педагогами:
профилактика профессионального стресса;
создание условий по предупреждению эмоционального
«выгорания»; обучение методам саморегуляции;
укрепление психологических защитных
механизмов; преодоление вредных привычек;
Формы реализации:
индивидуальные и групповые занятия.
Задачи работы с родителями:
психологическая профилактика вредных
привычек, пагубно влияющих на состояние
здоровья; пропаганда здорового образа
жизни.
Формы реализации данного
направления:
консультации, семинары-тренинги, родительские
собрания, родительские клубы и пр.
Психолого-педагогическое
консультирование.
Цель – оказание помощи
родителям и педагогам в решении актуальных
задач развития, адаптации, социализации,
проблем взаимоотношений.
Психолого-педагогическое
Задачи работы с педагогами:
обеспечение полноценного, своевременного,
разностороннего психического развития
ребенка ( познавательных, эмоционально-волевых
процессов, различных видов деятельности);
организации индивидуально - дифференцированного
подхода к детям; установление партнерских
отношений с родителями и др.
Задачи работы с родителями:
просвещение по вопросам развития, познавательно-практической
деятельности, поведения детей (например:
обсуждение особенностей процесса адаптации
ребенка, разъяснение специфики переживаемого
им возрастного этапа, информирование
об особенностях взаимодействия детей
в группе, характере оказания помощи в
подготовке к школе и т.п.).
В ситуации появления запросов на психотерапевтическое
и психологическое консультирование по
личным проблемам со стороны родителей
или педагогов, педагог-психолог выполняет
диспетчерскую функцию, т. е. направляет
к другим специалистам, сведениями о которых
он располагает (за исключением экстренных
случаев).
Психологическая профилактика
и просвещение.
Цель – развитие психолого-педагогической
компетентности
(психологической культуры) педагогов
и родителей, в том числе по вопросам защиты
прав детей, профилактики социального
сиротства ( уклонение от выполнения родительских
обязанностей, жесткое обращение с детьми
и насилие в семье и т. п.)
Задачи работы с педагогами:
создание условий для педагогов по овладению
психолого-педагогическими технологиями
адаптации и социализации детей на разных
этапах воспитания и обучения; обучение
приемам и методам развития у детей познавательных
процессов ( мышление, память, внимание,
воображение и т.п.); обучение навыкам проведения
психогимнастических упражнений, направленным
на снятие у детей утомляемости, эмоционального
напряжения, регуляцию эмоционального
состояния; обучение организации и проведению
диагностических мероприятий и т. п.
Формы реализации:
методические объединения педагогов,
родительские собрания, родительские
клубы и пр.
С родителями психопрофилактическая работа
целесообразна в таких формах как размещение
информации в родительском уголке (стенд,
папка, информационные листки и т. п.), выступления
на родительских собраниях, организация
работы родительского клуба, участие в
открытых мероприятиях дошкольного учреждения,
рекомендации литературы по развитию
и образованию детей.
Методическая работа.
Цель – изучение и обобщение
опыта психологической коррекционно-развивающей
работы с детьми, накопление методических
материалов для организации образовательного
процесса и предоставление возможности
их использования педагогическими работниками,
руководителями методического объединения
с другими сотрудниками, участие в подготовке
вопросов на заседаниях методических
объединений, повышение собственной профессиональной
компетентности.
Задачи: подбор и систематизация
психологических методических материалов
(психолого-педагогические диагностики,
технологии, опыт работы специалистов
других дошкольных учреждений, популярная
психологическая информация и др.) для
использования педагогами в организации
образовательного процесса; оформление
картотеки развивающих игр для детей разных
возрастных групп; подбор материалов о
развитии ребенка дошкольного возраста,
методических материалов по повышению
профессиональной компетентности педагогов.
Педагог-психолог принимает непосредственное
участие, во взаимодействии с с другими
специалистами дошкольных учреждений,
в решении насущных вопросов работы дошкольного
учреждения.
Психологическое сопровождение
управленческих процессов.
Цель - содействие повышению эффективности
взаимодействия всех участников воспитательно
– образовательного процесса , созданию
благоприятного психологическгого климата
в педагогическом коллективе.
Задачи:
исследование социально-психологического
климата в коллективе, взаимопонимания
и взаимодействия в системах «администрация
– педагоги», «педагоги-педагоги»; поиск
и апробация новых форм эффективного делового
и досугового взаимодействия; разборка
мероприятий по улучшению психологического
климата в коллективе.
Обязательная документация
педагога – психолога:
-план работы на год, утвержденный
руководителем дошкольного учреждения;
-результаты индивидуальных психодиагностических
исследований;
-график работы, утвержденный руководителем
дошкольного учреждения;
-аналитический отчёт о работе за год,
утвержденный руководителем дошкольного
учреждения руководителем дошкольного
учреждения;
-отчёты и аналитические материалы по
результатам психодиагностических исследований
и психологической поддержки отдельных
категорий воспитанников;
-журнал учёта работы по разделам, отражающим
основные направления деятельности;
-перечень психологических методик и программ,
используемых в работе.
При увольнении педагог-психолог
обязан оставить в учреждении образования
все документы и материалы, касающиеся
профессиональной деятельности, за исключением
литературы, приобретенной за счет собственных
средств.
Примерное распределение рабочего
времени педагога-психолога.
В пределах 40 часов рабочего времени в
неделю педагог–психолог самостоятельно
планирует свою работу для выполнения
должностной инструкции, утверждаемой
руководителем дошкольного учреждения
на основании квалификационной характеристики
педагога-психолога (утверждена постановлением
Министерства труда 28.04.01 г., № 53). Профессиональное
совершенствование в библиотеке с научно-методической
литературой, участие в семинарах, заседаниях
методических объединений входит в рабочее
время специалистов , которое согласовывается
с руководителем дошкольного учреждения.
ПРИЗНАНИЕ И УЧЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ВЕДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении на
- заседании педагогического совета учреждения образования;
- совете по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
В личном деле несовершеннолетнего, находящегося в СОП, должно быть:
1. Выписка из протокола
Совета профилактики о
2. Уведомление родителей о постановке семьи на учет.
3. Уведомление СПЦ о постановке семьи на учет.
4. Копия свидетельства о рождении ребенка.
5. Копия свидетельства
о браке (решение суда о
6. Если мать в браке
не состояла, то справку об
установлении отцовства, или
7. Акт обследования ЖБУ согласно инструкции.
8. Учетные данные.
9. Копия лицевого счета жилого помещения.
10. Психолого-педагогическая
характеристика на ребенка,
11. Педагогическая характеристика.
12. План помощи
13. План по защите прав несовершеннолетнего.
14. Акты посещения, по мере необходимости, но не реже одного раза в 7-10 дней.
15. Выписка из протокола Совета по профилактике об отмене решения о признании ребенка, находящегося в СОП.
16. Отчет о проделанной работе с семьей.
17. Уведомление СПЦ о снятии ребенка с учета.
Признание детей нуждающимися в государственной защите
На основании пункта 1 Декрета №18 «Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей в связи с чем они находятся в социально опасном положении.»
Ходатайство в КДН должно содержать:
- информацию о социальном положении ребенка;
- информацию о причинах
попадания в число детей,
- информацию о принятых
мерах для нормализации
- обоснование необходимости принятии решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ходатайство подписывается руководителем учреждения.
Ходатайство подается в КДН на имя председателя комиссии по делам несовершеннолетних (Калитиной Т.Л.)
В 3-дневный срок принимается решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя) и об установлении ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Приложение к ходатайству:
СТ. 85 КоБС
Республики Беларусь
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится
Информация о работе Отчет по практике в «Ясли-сад №542 г. Минска»