Отчет по производственной практике в МУДО КЮМ «Мечта»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:05, отчет по практике

Описание работы

Основные цели производственной практики по психологии:
Провести исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса;
Закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения теоретических дисциплин;
Подобрать методики и разработать задания для проведения практических занятий по теме практики;
Провести занятия с использованием подобранных заданий
Знакомство с основными документами педагога-психолога функциональными и должностными обязанностями психолога в общеобразовательном учреждении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть.
1 Методика психокоррекции школьной тревожности……………...………4
1.1 Определение тревожности ……………………………………..…...........4
1.2 Возникновение тревожности ……………………….…………..…..........4
1.3 Выявление тревожных детей. ………………………………….....……..4
1.4 Психопрофилактическая работа и роль психолога в ней…......…..........5
Заключение…………………………………………………………………….9
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

Психокоррекция школьной тревожности.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 
 

     Введение……………………………………………………………………….3

     Основная  часть.

     1 Методика психокоррекции школьной  тревожности……………...………4

     1.1 Определение тревожности ……………………………………..…...........4

     1.2 Возникновение тревожности ……………………….…………..…..........4

     1.3 Выявление тревожных детей.  ………………………………….....……..4

     1.4 Психопрофилактическая работа и  роль психолога в ней…......…..........5

     Заключение…………………………………………………………………….9

     Список  использованных источников…………………………….……........11

     Приложение  А………………………………………………………….…….12

     Приложение Б………………………………………………………….…….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Я, Ершова Ирина Владимировна, студентка 3 курса факультета психологии Кинешемского филиала Современной Гуманитарной Академии, проходила производственную  практику (бокалавриат – «Психология») в Муниципальном учреждении дополнительного образования Клубе юных моряков «Мечта» Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

     МУДО  КЮМ «Мечта» - является учреждением  дополнительного образования детей  школьного возраста. Деятельность учреждения направлена на развитие интереса к речным и морским специальностям,  укрепление здоровья детей, подготовку к службе в Армии и на флоте, а так же на обеспечение сохранности жизни детей, противостоянию негативному влиянию улицы и других мероприятий,  направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

     За  время прохождения практики  совместно  с педагогами дополнительного образования  было проведено несколько теоретических  и практических занятий  с детьми от 7 до 17  лет, прочитана мини-лекция для родителей.

     Продолжительность практики 80 часов,  с 27 июня  по  11 июля 2011 г.

     Основные  цели производственной практики по психологии:

  1. Провести исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса;
  2. Закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения теоретических дисциплин;
  3. Подобрать методики и разработать задания для проведения практических занятий по теме практики;
  4. Провести занятия с использованием подобранных заданий
  5. Знакомство с основными документами педагога-психолога функциональными и должностными обязанностями психолога в общеобразовательном учреждении.
 
 
 

     Основная  часть 

     1. Методика психокоррекции школьной  тревожности.

     1.1.Определение  тревожности.

     В психологическом словаре дается следующее определение:

       тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

     Следует отличать тревогу от тревожности. Тревога  – это эпизодическое проявление волнения, беспокойства. Тревожность – это устойчивое состояние, проявляющееся почти всегда.

     2. Возникновение тревожности. 

     Возникновение и закрепление тревожности обусловлено  неудовлетворением актуальных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”.

     Возникающая в процессе деятельности тревога  частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам  либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают планомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.

     3. Выявление тревожных детей.

     Для диагностики школьной тревожности  используются разнообразные методические подходы, различающиеся по степени  трудоемкости их проведения, обработки  и интерпретации данных; диагностической  информативности; возрастному диапазону  применения.

     1) Метод наблюдения.

     2) Метод экспертных опросов родителей  и педагогов.

     3) Стандартизированные вопросники.

     Они позволяют во многом избежать эффекта  социальной желательности. Требуют  индивидуального общения с каждым ребенком.

     4. Психопрофилактическая работа.

     Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.

     Психологическое просвещение родителей.

     Основная  задача такой работы – помочь родителям  прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.

     Психологическое просвещение педагогов.

     Особое  внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения  учащихся к ошибкам. Известно, что  именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности.

     Психолого-профилактическими  аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:

     1. Выявление учащихся, составляющих  группу повышенного риска нервно-психических  срывов, освобождение таких учащихся  от экзаменов и выполнения  наиболее трудных заданий;

     2. Участие  психолога в разработке  и проведении профилактических  мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;

     3. Помощь психолога педагогам в  реализации той части коррекционных  программ для учащихся группы  риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;

     Воспитательные  и учебно-информационные аспекты  проблемы школьной тревожности связаны  с решением следующих задач:

     1. Воспитание толерантности в коммуникативных  ситуациях, формирование установок  на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;

     2. Воспитание  привычки заботиться  о своём психофизическом состоянии  в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении  контрольной работы, сдаче экзамена;

     3. Формирование потребности находиться  в оптимальном психоэмоциональном состоянии,  как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

     4. Формирование коммуникативных компетенций:  умений и навыков грамотно  строить общение, предупреждать  эмоциональные конфликты, правильно  разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

     5. Развитие самообладания, а также  умений и навыков психофизической  саморегуляции, которые дадут  возможность ученику чувствовать  себя увереннее при ответах  учителю, выполнении контрольных  работ и сдаче экзаменов;

     6. Обучение психологическим навыкам  эффективного преодоления деструктивных  состояний – дистресса, депрессии,  дисфории.

     Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

     Психокоррекционной  работой, безусловно, должен заниматься психолог. Однако педагог с успехом  может в своей работе использовать различные упражнения, направленные на профилактику школьной тревожности.

     В период прохождения практики мною были сделаны следующие виды работ:

     - Знакомство с учебным планом  работы школьного педагога-психолога  на период, совпадающий с периодом  практики.

     - Разработка совместно с руководителем  практики плана работы.

     - Определение тем и форм занятий,  которые будут проводиться.

     - Посещение занятий  психолога  и знакомство с методикой его  работы.

     - Наблюдение за учащимися на  занятиях.

     - Экспериментальное исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения тревожности у детей:

     - Разработка плана программы занятий  «Взаимодействие с тревожными  детьми» (Приложение А).

     - Проведено несколько практических занятий с детьми (Приложение Б)

     Во  время прохождения практики я  ознакомилась со следующими документами  педагога-психолога (Смирновой А.В.):

  1. Нормативно-правовая и организационно-методическая

          документация.

  1. Журнал консультаций педагога-психолога.
  2. Журнал заключений по результатам проведения

          психодиагностических исследований.

  1. Тематическое планирование коррекционно-развивающих, профилактических занятий.
  2. Журнал учета групповых форм работы.
  3. Индивидуальные карты на каждого ребенка.
  4. Методики для обследования детей младшего школьного возраста.
  5. Методики для обследования детей среднего школьного возраста.
  6. Методики для обследования детей старшего школьного возраста.
  7. Методики исследования взаимоотношений детей в коллективе.
  8. Методики для работы с педагогическим коллективом.
  9. Методики для работы с родителями.
  10. Методики исследования детско-родительских отношений.
  11. Методики для диагностики эмоционально-личностной сферы детей.

     Педагогу-психологу  для решения стоящих перед  ним задач и выполнения,  возложенных  на него функций  предоставлено право:

     - знакомиться с документами по  вопросам охраны труда, вопросам  жизнедеятельности школы, нормативными  документами;

     - иметь доступ к документам, касающихся несовершеннолетних учащихся.

     Педагог-психолог несет ответственность за:

     - конфиденциальность информации, полученной  о несовершеннолетнем ученике  школы;

     - объективность информации, качество  и своевременность выполнения  возложенных на него обязанностей.

     Прежде, чем приступить к практическим действиям, мною была подобрана и изучена  необходимая литература по теме практики.

     Школьная  тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия. 

     Заключение 

     За  время прохождения практики были реализованы следующие практические задачи:

     -   изучение, обработка и анализ  научных источников по теме  практики;

     -   анализ проблемы и причины  школьной тревожности;

     - экспериментальное исследование тревожности у детей младшего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения тревожности у детей:

     -   разработка плана программы «Взаимодействие  с тревожными детьми»;

     -  составление рекомендаций для  родителей и учителей по воспитанию и общению с тревожными детьми;

     - проведение профилактической и  психокоррекционной работы по  преодолению школьной тревожности.

     Во  время практики я получила практический опыт проведения исследования в группах, обработки результатов, составлении  рекомендаций. Улучшила навык подготовки психологического портрета учащегося, получила опыт анализа педагогической деятельности.

     За  время прохождения практики изучила  основные направления и содержание деятельности школьной психологической  службы: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, консультативная деятельность. Проанализировала план работы психолога, другую обязательную документацию, была ознакомлена с рабочим графиком психолога и распределением его рабочего времени.

Информация о работе Отчет по производственной практике в МУДО КЮМ «Мечта»