Отчет по производственной практике в МБОУ СОШ №123

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 16:12, отчет по практике

Описание работы

Цель учебно-ознакомительной практики: углубить и укрепить научно-теоретические знания студентов, выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
- развить и укрепить интерес студентов к избранной профессии психолога;
- познакомиться со всеми видами носителей профессиональной информации;
- приобрести навыки быстрого поиска информации и анализа его значимости для заданной темы;
- научиться определять уровень содержательности каждого их них, составлять общее представление о степени глубины и актуальности содержания каждого из изучаемых источников;

Файлы: 1 файл

Otchet_po_praktike.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Цель учебно-ознакомительной  практики: углубить и укрепить научно-теоретические  знания студентов, выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.

Задачи учебно-ознакомительной  практики: 
- развить и укрепить интерес студентов к избранной профессии психолога; 
- познакомиться со всеми видами носителей профессиональной информации; 
- приобрести навыки быстрого поиска информации и анализа его значимости для заданной темы; 
- научиться определять уровень содержательности каждого их них, составлять общее представление о степени глубины и актуальности содержания каждого из изучаемых источников; 
- познакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля; 
- осознать собственные профессиональные интересы и склонности; 
- ознакомиться с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования; 
- рассмотреть возможности применения психологических знаний в различных областях общественной практики.

Учебно-ознакомительная  практика проходила 24.04.2012 в МБОУ СОШ  №123, ул. Молодогвардейцев 56 б.

Выбранная тема: специфика деятельности школьного психолога.

Практика проходила в  школьном образовательном учреждении, именно по этой причине я выбрала  эту тему для изучения. Интересно, каким образом поставлена работа школьного психолога.

Источник информации: Введение в психологическую профессию, Бозаджиев  В.Л., 2005

Психологическая служба в  образовании представляет собой  единую систему, включающую три основных компонента:

Во-первых, детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детском  саду, школе, детском доме, школе-интернате, профессиональном лицее, колледже).

Во-вторых, психологический  кабинет районного управления образования (или городского или областного управления образования).

В-третьих, центр психологической  службы образования.

В должности практического  психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической  службы образования работают специалисты  с базовым психологическим образованием или специалисты, имеющие высшее образование и прошедшие специальную  переподготовку в области детской  практической психологии на факультетах  и курсах переподготовки.

Психологи, работающие в  системе образования, имеют двойное  подчинение: по административной и  профессиональной линиям. Административное руководство осуществляется отделами психологической службы региональных, городских, районных управлений и департаментов  образования, руководителями образовательных  учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических  центров разного уровня.

Рабочее время психолога  организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями  взрослых. Выбор авторитетных направлений  работы, соотношение различных видов  работ определяются потребностями  образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.

Для работы психолога в  образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия проведения диагностической, консультативной, развивающей  и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют места психологов и  других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.

В зависимости от организационной  структуры и административной подчиненности  психологическая служба может иметь  разный статус:

  1. Психолог или группа психологов, работающих в детском доме, интернате, лицее, гимназии, профессионально-техническом училище, техникуме, колледже под административным руководством этого учебного заведения.
  2. Психолог или группа психологов, работающих под административным руководством городского или районного департамента (или управления) образования и обслуживающая несколько учебных заведений.
  3. Консультативный психологический центр, работающий под административным руководством городского, районного или областного департамента (управления) образования как самостоятельное подразделения (например, психолого-педагогическая консультация) или в составе внешкольного учреждения (например, медико-психолого-педагогическая комиссия, центр социальной, педагогической, медицинской и психологической помощи семье и детям).
  4. Психолог или группа психологов, работающих как научно-методический центр или кабинет в составе управления городского, районного, областного или государственного департамента (или управления) образования и под административным руководством.

В зависимости от источников финансирования это может быть городская, районная, областная государственная  или частная психологическая  служба (Карандашев, 2003, с.162).

Одной из наиболее важных и  распространенных задач педагогических психологов уже на протяжении многих лет является диагностика интеллектуального  развития детей, оценка их качеств и  способностей. При этом широко применяется  тестирование. Основной сферой приложения сил школьного психолога считается  измерение психологических функций  применением стандартизированных  методик и отбор детей для  обучения по специальным программам. В течение длительного времени  наиболее популярными среди психологов были тесты на определение коэффициента умственной одаренности ребенка.

Измерение и тестирование, а также отбор детей для  обучения по специальным программам — исторически наиболее ранние функции  школьных психологов, и сейчас довольно широко применяются в практике психологической  службы в разных странах.

Однако в ряде стран (например, в Англии) психологи уже много  лет выражают неудовлетворенность  формальными тестами для измерения. На конкретных примерах они демонстрируют  субъективный характер и научную  несостоятельность применяемых  тестов, их ограниченность и искусственность. Растет число исследований, в которых  вместо распределения людей по группам  на основе тестов больше внимания обращается на конкретные трудности обучения, их причины и пути преодоления. Актуальной проблемой практической психологии в образовании становится психологическая  помощь и поддержка учащихся, испытывающих трудности в обучении и плохо  адаптирующихся к социальным условиям.

Американские специалисты  уже в 1980-х годах перестали  считать, что измерение — это  единственное, что они смогут сделать  в решении проблемы школьной психологии. Так, в «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению  психологической службы в школах», отмечается, что основная цель школьной психологической службы — служить  психологическому здоровью и образовательным  интересам детей и юношества. Это предполагает:

  • психологические и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношество;
  • активное вмешательство психолога, направленное на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, эффективное и социальное развитие;
  • помощь педагогическому персоналу и родителям, прежде всего в плане заботы о ребенке: для этого организуются специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы и и т.п.;
  • консультирование и совместную работу с персоналом школы и родителями по проблемам учащихся, связанным со школой и проблемам персонала школы как профессионалов (Практическая психология образования, 1997, с.8)

 

Основная цель деятельности психологической службы образования  – обеспечение психического и  личностного развития учащихся (Дубровина, 1991, с.102). Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Задачи практического  психолога, работающего в школе:

- выявление психологической  готовности детей к школьному  обучению, совместно с учителем  намечать программу адаптации  к школе;

- разрабатывать и осуществлять  совместно с учителями и родителями  развивающие программы с учетом  индивидуальных особенностей детей  – интересов, способностей, склонностей,  чувств, увлечений, жизненных планов, - а также задач развития на  каждом возрастном этапе;

- держать под особым  контролем переходные, переломные  моменты в жизни школьников;

- осуществлять диагностическую  и коррекционную работу с неуспевающими  и недисциплинированными школьниками;

- диагностировать интеллектуальные, эмоциональные, волевые и личностные  особенности учащихся, создающие  трудности в процессе обучения  и воспитания, помогать в их  коррекции;

- способствовать созданию  благоприятного психологического  климата, выявлять и устранять  причины нарушений, межличностных  отношений учащихся с учителем, со сверстниками, с родителями  и другими людьми;

- консультировать администрацию  школы, учителей, родителей по  психологическим проблемам обучения  и воспитания детей, по вопросам  развития их внимания, памяти, мышления, характера, способностей;

- проводить индивидуальные  и групповые консультации учащихся  по вопросам, связанным с учебной  деятельностью, самовоспитанием,  самоопределением, по проблемам  взаимоотношений с взрослыми  и сверстниками;

- активно участвовать  в профориентационной работе (Рабочая книга школьного психолога, 1991, с.18; Кала, Раудик, 1988, с.12)

Очередность решения каждой из этих задач зависит от конкретной ситуации в школе, от уровня профессиональной подготовки психолог.

 

На мой взгляд, работа школьного психолога очень интересна. Но, к сожалению, далеко не все школьные психологи выполняют работу так, как это нужно. Например, в школе, в которой я проучилась 10 лет, ни разу не было такого, чтобы наш  школьный психолог приходила к нам  и проводила какие-то тесты, беседовала с учениками, их родителями, учителями, помогала им решать какие-то проблемы и т.п. Мое мнение — школьный психолог должен помогать ученикам и их родителям, учителям правильно общаться, понимать друг друга, должен проводить какие-то психологические тренинги, помогать определяться с выбором профессии  и т.д.

Ответы на вопросы  и задания для наблюдения и  анализа деятельности психолога  в организации.

1.МБОУ СОШ №123 осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды основной деятельности: 
1. Дошкольное образование 
2. Начальное общее 
3. Основное общее 
4. Среднее (полное) общее образование 
5. Дополнительное образование детей 
Распорядок работы: 
Продолжительность учебного года в МОУ СОШ №123: начало учебного года – 01.09.2011 г. продолжительность учебного года: в 1-х классах – 33 недели; во 2-х – 11-х классах – 35 недель; 
«Клиенты» организации: 
На основе положения о порядке приёма, перевода, отчисления обучающихся МОУ СОШ № 123. 
В МОУ №123 принимаются все граждане, подлежащие обучению, проживающие на территории города Челябинска и имеющие право на получение образования соответствующего уровня. 
При приеме в МОУ № 123 не допускаются ограничения по полу, расе, национальности, языку, происхождению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состоянию здоровья, социальному положению.

2. 1. Направления деятельности школы:

1) Реализация образования  на уровне требований государственных  стандартов. 

2) Индивидуализация образовательных  услуг учащимся, исходя из их  потребностей, интересов и интеллектуальных  возможностей.

3) Реализация культурообразующего  подхода в воспитании учащихся  путем передачи им нравственно-этических  ценностей мировых достижений.

4) Всестороннее развитие  талантов учащихся путем организации  бесплатного дополнительного образования  во внеурочное время.  

5) Сохранение здоровья  и физическое развитие учащихся  путем организации спортивно-оздоровительных  мероприятий в течение всей  продолжительности учебного дня.

Распорядок работы школы: 6 дней, с понедельника по субботу, с 8:00 до 17:00.

«Клиенты»: учащиеся в возрасте от 7 до 18 лет и их родители, принадлежащие  к различным социальным группам.

2. Задачи психолога в  школе: 

  • диагностика и коррекция отклонений психического развития,
  • помощь при адаптации,
  • анализ развития детей и деятельности в учреждении, влияющей на него,
  • консультирование,
  • профилактика отклонений,
  • решение конфликтов,
  • ведение документации.

Психолог помогает коллективу школы организовать деятельность, избежать профессиональной деформации, оказывает  психологическое сопровождение  трудового процесса, помогает личностному  развитию педагогов.

3. Психологический климат  в организации благоприятный  для реализации педагогических  целей школы, способствует плодотворному  трудовому процессу, положительно  влияет на творческие аспекты  работы педагогов и прочих  сотрудников школы. Психолог помогает  поддержать данную психологическую  обстановку, участвует в решении  конфликтов и налаживании дружественных  отношений между детьми, сотрудниками  школы и родителями.

4. Основные направления  деятельности психолога в школе:

• работа с педагогами и  персоналом;

• оценка работы учащихся;

• работа с родителями;

• работа с классами;

• работа с одаренными детьми;

• работа с отстающими детьми;

• работа с детьми с ограниченными  возможностями.

5. Первый этап, начало  практической работы психолога  – изучения обращения, которое  поступает к нему в виде  запроса педагогов, родителей  или самих детей. Администрация  образовательного учреждения, воспитатели,  учителя обращаются к психологу  за помощью в выявлении причин  недостаточного уровня развития, недисциплинированности, неуспеваемости  отдельных детей, в составлении  программы работы с «трудными»  группами и классами, прежде всего  с подростковыми, в определении  уровня подготовленности к обучению  в школе при наборе детей  в I класс. Им нужна помощь  в выборе средств и методов  работы с детьми из неблагополучных  семей, в преодолении конфликтов  в отношениях с родителями  у отдельных детей, в налаживании  взаимодействия между детским  садом, школой и семьей, в решении  проблем организации продленного  дня в средних классах школы,  в развитии таких личностных  качеств учащихся, как ответственность,  мотивация учебной и иной деятельности, заинтересованность, увлеченность, общественная  активность и многое другое. Молодые,  начинающие учителя и воспитатели  хотели бы, чтобы психолог помог  им приобрести профессиональные  умения и навыки, сформировать  личностные качества, необходимые  педагогу. 
Родители обращаются по поводу плохой успеваемости ребенка, его личностных особенностей, жизненных перспектив. Они ждут помощи от психолога в установлении нарушенного контакта с собственным ребенком, в налаживании внутрисемейных отношений между взрослыми членами семьи, в установлении взаимопонимания с педагогами. 
Школьники хотят получить у психолога ответы на вопросы: как овладеть определенными учебными умениями и навыками, как преодолеть сложности в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителями и родителями, как развивать те или иные личностные качества, как составить программу самовоспитания, какую профессию выбрать и т. д.

Информация о работе Отчет по производственной практике в МБОУ СОШ №123