Отчет по производственной практике в МБОУ СОШ №123

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 16:12, отчет по практике

Описание работы

Цель учебно-ознакомительной практики: углубить и укрепить научно-теоретические знания студентов, выработать навыки практической и частично исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
- развить и укрепить интерес студентов к избранной профессии психолога;
- познакомиться со всеми видами носителей профессиональной информации;
- приобрести навыки быстрого поиска информации и анализа его значимости для заданной темы;
- научиться определять уровень содержательности каждого их них, составлять общее представление о степени глубины и актуальности содержания каждого из изучаемых источников;

Файлы: 1 файл

Otchet_po_praktike.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

7. Внешне консультация  выглядит как беседа двоих  или более людей. В пространстве  встречи детям дается много  свободы. По результатам работы  с психологом  родителям  даются рекомендации в присутствии ребенка. Ранее с ребенком обсуждается, что  из того, что происходит на встречах, можно рассказать родителям.

4. 1. Работа психолога с учениками

Задачи:

1. Выявление уровня актуального  психологического развития учащихся  на различных этапах обучения. 
2. Оказание психологической помощи учащимся (в рамках профессиональных возможностей психолога), имеющим проблемы в обучении и развитии. 
3. Создание условий для психологического развития и повышения психологической компетентности учащихся. 
4. Создание условий для комплексного решения медико-психолого-педагогических проблем развития учащихся.

Виды деятельности и их краткая характеристика:

1. Психолого-педагогическая  диагностика 
Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (по выбору школы), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

2. Коррекционно-развивающая  и консультативная работа 
Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. В основном связана с оказанием помощи детям, имеющим трудности в обучении и психологическом развитии. Может быть ориентирована и на работу с детскими коллективами (коррекцию межличностных отношений). Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.

3. Диспетчерская  работа 
Реализуется в ситуациях, требующих привлечения к работе с ребенком или семьей других специалистов или служб: медицинской, социальной и т.д.

2. Работа психолога с  родителями.

Задачи: 
1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей. 
2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей.

Виды деятельности и их краткая характеристика:

1. Консультирование  родителей по проблемам воспитания  и психологического развития  их детей. 
Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций. 
2. Информирование по итогам проведения психологической диагностики (индивидуальное и групповое). 
Носит плановый характер, проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях или разовых консультаций с родителями. 
3. Психологическое просвещение родителей. 
Организуется по запросу педагогов, родителей, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях.

3. Сотрудничество с педагогами  предметниками и классными руководителями

Задачи:

1. Повышение психологической  компетентности педагогов по  вопросам, связанным с обучением  и развитием учащихся. 
2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.

Виды деятельности и их краткая характеристика:

    1. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников. 
      Организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики, коррекционной, развивающей работы. Носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. 
      2. Психологическое просвещение педагогов. 
      Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер. Проводится преимущественно в форме выступления на педагогических советах, заседаниях методических объединений.

6. Школьный психолог в своей работе в основном использует такие методы как: наблюдение, тестирование, беседа, опрос и т.д.

Метод наблюдения является одним из  наиболее доступных  методов оценки эффективности профилактической работы. В этом случае наблюдатель, изучая особенности поведения учащихся, ищет определенные его проявления, свидетельствующие о наличии  у детей и подростков тех или  иных социальных установок, а также выявляет уровень сформированности этих установок. Ограниченность метода наблюдения заключается в том, что некоторые виды поведения проявляются достаточно редко и могут вообще не проявляться в публичной жизни.

Тестирование прочно вошло  в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов  и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже и в  старших группах детского сада. Выявление  интеллектуально отсталых и особо  одаренных детей, оценка причин академической  неуспеваемости, решение проблем  межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областей использования  тестов в системе образования.

Метод беседы – это метод, который заключается в ведении  тематически направленного диалога  между психологом и респондентом (в данном случае школьником) с целью  получения сведений от последнего. Беседы различаются в зависимости  от преследуемой психологической задачи. Одним из распространённых видов  беседы является интервью. Интервью –  это беседа которая предполагает прямой контакт между опрашивающим и опрашиваемым.

Метод опроса – это метод, который заключается в осуществлении  взаимодействия между интервьюером и опрашиваемым посредством получения  от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Опрос можно рассматривать  как один из самых распространённых методов получения информации о  субъектах.

7. Устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям с разными (В. Я. Мерлин, Е. А. Климов) индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время индивидуальный стиль деятельности может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

7. Устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных индивидуальных стилей деятельности заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности», допускающей выбор разных способов осуществления деятельности. Интенсивность мотивации какой-либо деятельности определяет наличие и степень выраженности индивидуального стиля деятельности. Он позволяет людям с разными (В. Я. Мерлин, Е. А. Климов) индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами, компенсируя при этом индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. В то же время индивидуальный стиль деятельности может быть неоптимальным с точки зрения эффективности деятельности.

8. Объем работы школьного психолога

В Письме Минобразования РФ от 24.12.2001 N 29/1886-6 «Об использовании  рабочего времени педагога-психолога  образовательного  учреждения» высказаны  рекомендации по распределению этих 36 часов в неделю. Так из них:

- на индивидуальную и  групповую профилактическую, диагностическую,  консультативную, коррекционную,  развивающую, учебную, просветительскую  работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную  работу с педагогическими работниками  и родителями (законными представителями)  по вопросам развития, обучения  и воспитания детей в образовательном  учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом  консилиуме образовательного учреждения  педагог - психолог затрачивает  18 часов в неделю;

- остальное время в  пределах установленной педагогу - психологу продолжительности рабочего  времени приходится на подготовку  к индивидуальной и групповой  работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение  полученных результатов; подготовку  к экспертно-консультационной работе  с педагогическими работниками  и родителями обучающихся, воспитанников;  организационно - методическую деятельность (повышение личной профессиональной  квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях  практических психологов, заполнение  аналитической и отчетной документации  и др.).

Объем работы школьного психолога  в год в соответствии с распорядком  работы должен выглядеть так:

Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;

Диагностика групповая: 20 групп;

Консультирование: 150-170 приемов;

Развивающие и коррекционные  занятия  
индивидуальные: 150 – 170 занятий;  
групповые: 200 – 240 занятий.

Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;

Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.

Распорядок работы школьного психолога

Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что  циклограмма его работы, согласованная  с администрацией, должна учитывать  особенности его занятости.

Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ  в год при 36-часовой рабочей  неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению  № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.

9. Нормативные документы, на которые основывается психолог-педагог: 
 
1. Закон Российской Федерации об образовании 
2. Семейный кодекс Российской Федерации. (Принят Государственной думой 8 декабря 1995г.) 
3. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №867 "Об утверждении «Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи 
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г.) 
5. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ." Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98 
6. Трудовой кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001г. одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г.) 
7. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 № 7. 
8. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16. 
9. Резолюция Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. 
Итоги и перспективы» Формы учета деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. 
10. О совершенствовании организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии». 
11. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6 
12. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636. 
13. О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования РФ в 2000—2001 году. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 21.02.2000 № 515 
14. Письмо Министерства образования РФ от 03.08.2000 г. N 22-06-862 "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии". 
15. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" 
16. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.

10. Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является отражением содержания деятельности психолога.

Проходя практику, мы ознакомились со следующими видами документации психолога  в школе:

  • Годовой план работы психолога в соответствии с годовым планом учебного заведения, утверждаемый руководителем учебного заведения.
  • План работы на неделю (сетка).
  • Журнал учета работы педагога-психолога. В котором отражены:

а) психологическая работа (результаты диагностики, характеристика, рекомендации) и направления коррекционной  работы; 
б) консультационная работа с указанием запроса, проблемы, графика и времени проведения консультации; 
в) учет индивидуальных и групповых коррекционных и развивающих занятий .

  • Программы проводимых занятий (психопрофилактика, просвещение и коррекция)
  • Годовой аналитический отчет о работе.
  • Перечень имущества и оборудования психологического кабинета.

Все виды документации за исключением  журнала учета работы могут быть представлены руководителю учебного заведения  для анализа деятельности педагога-психолога.

  • Примерные требования к оформлению документации педагога-психолога

  • Годовой план работы.

Годовой план работы педагога-психолога  должен быть составлен в соответствии с годовым планом профессионального  учебного заведения и отражать основные составляющие деятельности психолога, к которым относятся:

  1. работа с педагогическим коллективом;
  2. работа по развитию интересов и способностей учащихся;
  3. работа с различными категориями подростков, требующих особого внимания педагогов и психологов: задержанное психическое развитие, интеллектуальная пассивность, педагогическая запущенность, акцентуации, подростковые неврозы (легкая степень). Работа осуществляется строго в рамках компетентности психолога;
  4. работа педагога-психолога с семьей;
  5. работа по профориентации, профдиагностике, профессиональному росту учащихся;
  6. организационная работа психолога (взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, милиции, диагностико-реабилитационных центров, психологических центров и т.п.).

Информация о работе Отчет по производственной практике в МБОУ СОШ №123