Отчет по психолого педагогической практики в Омском медицинском училище железнодорожного траспорта ОмГУПС ФСПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:31, отчет по практике

Описание работы

Омское медицинское училище железнодорожного транспорта является структурным подразделением Омского государственного университета путей и сообщения.
Особенностью преподавания дисциплин по психологии в медицинском училище является то, что студентам выдается блоком лекционный материал, а затем проводятся практические занятия. Продолжительность одного практического занятия составляет 6 часов. Такое распределение предметов связанно с непрерывной практикой студентов в медицинских учреждениях города Омска.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Занятие 3. Предмет: социальная психология. Семинар: «Психология общения»

 

Этап урока

Время

Деятельность практиканта

Деятельность учащихся

Приветствие, знакомство с учащимися

     

учет посещаемости учащимися

     

Повторение пройденного материала

Проведение устного опроса

15 минут

 

1 час, 15 минут

 

 

1) Раскрыть определение понятия  «общение», «коммуникация», «коммуникационная  компетентность». 2) Раскрыть сущность 3 сторон общения. 3) Привести пример к каждому из этапов общения. 4) Привести примеры причин неэффективной коммуникации. 5) Раскрыть сущность функций общения. 6) Привести примеры видов общения. 7) Разграничьте понятия «язык» и «речь». 8) Рассказать о структуре речевого общения, о том, какое значение имеют компоненты этой структуры. 9) Раскрыть сущность невербальных средств общения. 10) Постройте процентное соотношение в коммуникации (слова/ звуки, интонация / неречевое воздействие) 11) приведите примеры неречевых средств. 12) Рассказать о зонах дистанции в человеческом контакте. 13) Рассказать для чего служит мимика человека. 14) Рассказать и показать позы человека («открытые», «закрытые»).

 

 

Активная групповая и индивидуальная  работа учащихся.

Раскрытие основных знаний по пройденному материалу. Стремление понять сущность ключевых понятий.

Проведение контрольной работы

1 час, 30 минут

Предоставление письменных  заданий: контрольные вопросы; задания, требующие творческого подхода к проблеме.

Письменный ответ на поставленные вопросы, раскрытие основных понятий. Индивидуальный подход каждого учащегося к решению творческих задач.


 

 

Разработка содержания внеклассового мероприятия

Тренинг «Командообразование»

 

 

Цель программы: сплотить группу как можно ближе друг к другу, для эффективного командного взаимодействия.

 

Задачи:

  1. Развивать у подростков навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Научить подростков достигать внутренней гармонии.
  3. Помочь подросткам в формировании мотивации самовоспитания и саморазвития.
  4. Помочь подросткам в формировании новых моделей поведения, отношений.

 

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Общий объём занятий – 9 часов.        Состав группы: в тренинге принимало участие 12 девушек 17-18 лет.  Организация тренинга: тренинг проводится в доверительной и непринуждённой обстановке, в помещении изолированном не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. Занятия строятся на материале связанном с актуальными проблемами для участников группы. Структура группового занятия включает следующие элементы: разминку, основное содержание и заключительную часть, во время которой подводятся итоги занятия.            Принципы работы тренинговой группы: общение по принципу «Здесь-и-теперь» , принцип активности, принцип конфиденциальности, принцип «Я-сообщение».    

 

Тематический план

Циклы занятий

Блоки и темы программы

Количество часов на одно занятие

 

 

 

 

1

Первый блок (подготовительный)

Предполагает знакомство с основными принципами работы на данном тренинге и основными понятиями.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

2

Второй блок (основной)

Предполагает ключевую работу участников группы по сплочению.

 

 

 

 

3

 

 

 

3

Третий блок (заключительный)

Предполагает завершение работы, расширение общительности и сплоченности коллектива.

 

 

 

3

Всего:

9


 

 

1 занятие.

Общее время: 180 минут.

1. Упражнение «Смысл  моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 20 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения предлагаю познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время:15 минут.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

  1. Проявлять активность.
  2. Слушать друг друга, не перебивая.
  3. Говорить только от своего лица.
  4. Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  5. Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
  7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый  счет»

Время: 15 минут

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение:

  1. почему сначала не получалось выполнить задание?
  2. Что помогло в выполнении задания?

4.Упражнение «скажи приятные слова»

Время: 20 минут.

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: участники тренинга стоят в кругу и передают слово другому участнику, но при этом говорят приятные слова (спасибо тебе за…., ты сегодня.. и т.д.)

Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

5. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение.

Время: 15 минут.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

6. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

7. Упражнение «Поиск  сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

8. Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 15 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

9.Диагностика психологической атмосферы в группе

Время:10 минут

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

Информация о работе Отчет по психолого педагогической практики в Омском медицинском училище железнодорожного траспорта ОмГУПС ФСПО