Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:31, отчет по практике
Омское медицинское училище железнодорожного транспорта является структурным подразделением Омского государственного университета путей и сообщения.
Особенностью преподавания дисциплин по психологии в медицинском училище является то, что студентам выдается блоком лекционный материал, а затем проводятся практические занятия. Продолжительность одного практического занятия составляет 6 часов. Такое распределение предметов связанно с непрерывной практикой студентов в медицинских учреждениях города Омска.
Занятие 3. Предмет: социальная психология. Семинар: «Психология общения»
Этап урока |
Время |
Деятельность практиканта |
Деятельность учащихся |
Приветствие, знакомство с учащимися |
|||
учет посещаемости учащимися |
|||
Повторение пройденного материала Проведение устного опроса |
15 минут
1 час, 15 минут |
1) Раскрыть определение понятия «общение», «коммуникация», «коммуникационная компетентность». 2) Раскрыть сущность 3 сторон общения. 3) Привести пример к каждому из этапов общения. 4) Привести примеры причин неэффективной коммуникации. 5) Раскрыть сущность функций общения. 6) Привести примеры видов общения. 7) Разграничьте понятия «язык» и «речь». 8) Рассказать о структуре речевого общения, о том, какое значение имеют компоненты этой структуры. 9) Раскрыть сущность невербальных средств общения. 10) Постройте процентное соотношение в коммуникации (слова/ звуки, интонация / неречевое воздействие) 11) приведите примеры неречевых средств. 12) Рассказать о зонах дистанции в человеческом контакте. 13) Рассказать для чего служит мимика человека. 14) Рассказать и показать позы человека («открытые», «закрытые»).
|
Активная групповая и индивидуальная работа учащихся. Раскрытие основных знаний по пройденному материалу. Стремление понять сущность ключевых понятий. |
Проведение контрольной работы |
1 час, 30 минут |
Предоставление письменных заданий: контрольные вопросы; задания, требующие творческого подхода к проблеме. |
Письменный ответ на поставленные вопросы, раскрытие основных понятий. Индивидуальный подход каждого учащегося к решению творческих задач. |
Разработка содержания внеклассового мероприятия
Тренинг «Командообразование»
Цель программы: сплотить группу как можно ближе друг к другу, для эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»
Задачи тренинга:
Общий объём занятий – 9 часов. Состав группы: в тренинге принимало участие 12 девушек 17-18 лет. Организация тренинга: тренинг проводится в доверительной и непринуждённой обстановке, в помещении изолированном не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. Занятия строятся на материале связанном с актуальными проблемами для участников группы. Структура группового занятия включает следующие элементы: разминку, основное содержание и заключительную часть, во время которой подводятся итоги занятия. Принципы работы тренинговой группы: общение по принципу «Здесь-и-теперь» , принцип активности, принцип конфиденциальности, принцип «Я-сообщение».
Тематический план
Циклы занятий |
Блоки и темы программы |
Количество часов на одно занятие |
1 |
Первый блок (подготовительный) Предполагает знакомство с основными принципами работы на данном тренинге и основными понятиями. |
3 |
2 |
Второй блок (основной) Предполагает ключевую работу участников группы по сплочению. |
3 |
3 |
Третий блок (заключительный) Предполагает завершение работы, расширение общительности и сплоченности коллектива. |
3 |
Всего: |
9 |
1 занятие.
Общее время: 180 минут.
1. Упражнение «Смысл моего имени»
Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.
Время: 20 минут.
Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.
Ход упражнения предлагаю познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.
2. «Правила группы»
Время:15 минут.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
3. Упражнение «Веселый счет»
Время: 15 минут
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Я называю какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение:
4.Упражнение «скажи приятные слова»
Время: 20 минут.
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: участники тренинга стоят в кругу и передают слово другому участнику, но при этом говорят приятные слова (спасибо тебе за…., ты сегодня.. и т.д.)
Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились при участия в тренинге? Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?
5. Упражнение «Поворот в прыжках»
Цель: активизация группы, сплочение.
Время: 15 минут.
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?
6. Упражнение «Вавилонская башня»
Время: 15 минут.
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
7. Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Время: 20 минут.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
8. Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Время: 15 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
9.Диагностика психологической атмосферы в группе
Время:10 минут
Участникам выдаются бланки для заполнения.
Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.