Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 05:29, отчет по практике

Описание работы

Ознакомительная деятельность.
Знакомство с заведующей, психологом, воспитателями и другими работниками детского сада. Изучение целей и содержания работы д/с. Наблюдения за детьми. Выбор объектов исследования. Изучение необходимой литературы.
Психодиагностическая деятельность.
Подбор методик исследования, подготовка стимульного материала. Психодиагностическое исследование детей и родителей. Анализ результатов
Психокоррекционная деятельность.
Обоснование выбора коррекционных мероприятий, согласование их с психологом, составление программы мероприятий. Подготовка и проведение мероприятий.
Просветительская деятельность
Подготовка «листа информации» для родителей.
Подведение итогов практики

Содержание работы

План работы на период прохождения практики 3
Ознакомительная работа 4
Общие сведения об учебном учреждении 4
Работа психолога в ДОУ 5
Психодиагностическая работа 7
Особенности психодиагностики дошкольников 7
Рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” 13
Методика «Выбери нужное лицо» 16
Тест родительского отношения к детям 20
Анкета для родителей 25
Анализ результатов исследования 26
Психокоррекционная работа 28
Обоснование выбора коррекционных мероприятий 28
Коррекционная программа по созданию психолога – педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений 31
Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка 34
Просветительская работа 37
«Лист информации» для родителей 37
Литература 45
Приложение 1. 46
Приложение 2. 49
Приложение 3. 50
Приложение 4. 51

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

7.   Чередовать методики изучение памяти следует за анализом мышления, а изучение восприятия - за исследованием воображения. Начинать с рисуночных тестов. Методики на изучение личности давать в конце, когда установлен полный контакт с ребенком.

8.   Проводить количественную и качественную обработку,
сопоставляя данные, полученные по разным методикам.

9.   Интерпретация результатов может быть сделана только на основе
всей диагностики.

 

 

Методика проведения психодиагностики и интерпретация ее показателей

В начале собеседования психолог должен установить контакт с ребенком (глаза в глаза), лучше сесть не напротив, а рядом с ребенком. Предоставить вначале ребенку свободный выбор сфер деятельности (игра, рисунок, общение).

В ходе обследования чередовать деятельность, на основе которой построены тесты (общение - конструирование - движение - рисование). Регламентировать время обследования от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста ребенка. Следует регламентировать интеллектуальную нагрузку. Она обеспечивается пропорциональным соотношением (заданным количеством) тестов (не более трех в одной процедуре с чередованием средств: вербальных и невербальных).

Необходимо регламентировать личностно-эмоциональную нагрузку. Она обеспечивается количеством проективных тестов в диагностическом комплекте (не более 2-х в одной процедуре) с чередованием средств: ассоциативных и экспрессивных. Помощь ребенку оказывается только при осложнении в процедуре обследования (тревожность, аутичность и др.)

После проведения обследования психолог проводит сложнейшую интеллектуальную операцию - интерпретацию - это проникновение во внутреннюю сущность процессов развития, конкретного ребенка, как он познает и воспринимает окружающий мир, других людей и самого себя, как происходит становление его индивидуальности.

Спецификой анализа результатов психологического обследования является выделение наиболее существенных показателей, характеризующих развитие и психический статус ребенка на момент обследования (актуальный уровень развития).

Анализируя полученные данные (количественно и качественно) важно установить взаимосвязь между отдельными особенностями и сторонами психики ребенка (познавательными способностями, его личностными качествами и характером общения). На основании такого анализа составляется психологическая характеристика, в которой дается комплексное описание психики конкретного ребенка, а также причины недостатков и отклонений в его развитии. Например: неуспешность в учебной деятельности может быть связана с отставанием познавательного развития, а может с высокой тревожностью или замедленным темпом развития. Анализ результатов представляет собой систему размышлений специалиста над «протоколами». Правильная диагностика - первый шаг в организации коррекции психических отклонений. Диагностика должна помогать развитию ребенка, служить задачам индивидуализации его обучения и воспитания.

Таким образом, психологическая диагностика определяется как наука о конструировании методов измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Причем под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей. Возможности использовать все многообразие психодиагностических методик при обследовании детей дошкольного возраста ограничены. Поэтому диагностика психического развития ребенка осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием, а также анкетированием, беседой, анализом продуктов детской деятельности. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка может быть проведено специальное обследование с помощью игрушек. Таким образом, психодиагностика ребенка дошкольного возраста может и должна проводиться в игровой форме, т. е. так, чтобы ребенок чувствовал себя легко и непринужденно.

 

Психодиагностическое исследование

Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития детско-родительских отношений в семье. Задачи:

1.   Определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

2.   Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

3.   Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.  Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Для исследования применялись следующие методы:

-       рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”;

-       методика «Выбери нужное лицо»;

-       тестирование родителей: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин);

-       анкета для родителей.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 127 г. Владимир. Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”

Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.   Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.   Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.   Дискомфорт.

4.   Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %).  В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. , ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей     (20 %). Рассмотрим в качестве примера  рисунок  Игоря Р., мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке  отсутствует.  Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

 

Диаграмма 1.


После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

-       физическое наказание;

-       отсутствие общения с родителями;

-       неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-       общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Условные обозначения:

            - высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

            - средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

            - низкий уровень  детско-родительских отношений (6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика «Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревож­ность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопаснос­ти человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же прояв­ляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица­тельного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в дан­ной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как чер­ту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетель­ствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособлен­ности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вы­зывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оце­нивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характе­ре взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружаю­щими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой ме­тодике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой не­которую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными изобра­жениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на дру­гом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные си­туации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими деть­ми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выго­вор), рис. 10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) име­ют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладыва­ние в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игно­рирование), рис. 11 (собирание игрушек) и рис. 14 (еда в оди­ночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который мо­жет быть как положительным, так и отрицательным.

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент про­ведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «про­ективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребён­ку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего со­держания:

К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, ка­кое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) иг­рает со старшими детьми».

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду