Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 05:29, отчет по практике

Описание работы

Ознакомительная деятельность.
Знакомство с заведующей, психологом, воспитателями и другими работниками детского сада. Изучение целей и содержания работы д/с. Наблюдения за детьми. Выбор объектов исследования. Изучение необходимой литературы.
Психодиагностическая деятельность.
Подбор методик исследования, подготовка стимульного материала. Психодиагностическое исследование детей и родителей. Анализ результатов
Психокоррекционная деятельность.
Обоснование выбора коррекционных мероприятий, согласование их с психологом, составление программы мероприятий. Подготовка и проведение мероприятий.
Просветительская деятельность
Подготовка «листа информации» для родителей.
Подведение итогов практики

Содержание работы

План работы на период прохождения практики 3
Ознакомительная работа 4
Общие сведения об учебном учреждении 4
Работа психолога в ДОУ 5
Психодиагностическая работа 7
Особенности психодиагностики дошкольников 7
Рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” 13
Методика «Выбери нужное лицо» 16
Тест родительского отношения к детям 20
Анкета для родителей 25
Анализ результатов исследования 26
Психокоррекционная работа 28
Обоснование выбора коррекционных мероприятий 28
Коррекционная программа по созданию психолога – педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско-родительских отношений 31
Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка 34
Просветительская работа 37
«Лист информации» для родителей 37
Литература 45
Приложение 1. 46
Приложение 2. 49
Приложение 3. 50
Приложение 4. 51

Файлы: 1 файл

отчет по практике 1.doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость); концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальную зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

По современным неврологическим представлениям к шести годам происходит важный перелом в морфологическом и функциональном развитии головного мозга. Вес мозга шестилетнего ребенка составляет примерно 90% веса мозга взрослого человека. Степень сформированности различных областей мозга, равно как и характеристика кровоснабжения мозга, близка к соответствующим показателям мозга взрослого человека. Повышается быстрота и прочность образования в коре больших полушарий мозга условных нервных связей, развивается тормозящая функция коры. Т.е., мозг к этому времени, как правило, является достаточно созревшим для усвоения и переработки значительной по объему и относительно сложной информации, готовым для выполнения новой для него учебной деятельности.

У детей шестилетнего возраста следует отметить общую тенденцию – постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам.

Память шестилетнего ребенка отличается высокой степенью механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением (на основе неоднократного повторения). Известно, как легко эти дети запоминают стихотворения, сказки. Несмотря на заметные успехи в развитии произвольного запоминания, непроизвольное запоминание пока еще остается доминирующим видом запоминания. Дети еще не умеют управлять своим запоминанием, некоторые из них даже не понимают, что означает требование взрослых запомнить. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Хорошо, быстро и прочно запоминается то, что интересно, что произвело сильное впечатление. Увеличивается объем запоминаемого материала. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Готовность ребенка к школе, к овладению учебной деятельностью является результатом его полноценного развития в период дошкольного детства.

 

 


Литература

1.             Воспитание и обучение в детском саду./ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.

2.             Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2003.

3.             Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003.

4.             Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

5.             Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2005.

6.             Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.

7.             Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000.

8.             Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов Н/Д., 2003. Прихожан А.М.

9.             Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.

10.         Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2006.

11.         Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006.

12.         Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000.

13.         Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981.

14.         Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996.

15.         Столяренко Л.Д. Психология. – СПб., 2006.

16.         Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. – Л., 1991.

17.         Эльконин Д.Б. Психология игры – М., 1978.

 


Приложение 1.

 

Опросник родительского отношения к детям

Инструкция: Опросник представляет собой 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. Отметьте Ваши ответы в бланке.

Вопросы:

1.             Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.             Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.             Я уважаю своего ребенка.

4.             Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.             Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6.             Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.             Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8.             Мой ребенок часто неприятен мне.

9.             Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.         Бывают случаи, когда издевательское отно­шение к ребенку приносит ему большую пользу.

11.         Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12.         Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.         Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14.         Мой ребенок часто совершает такие поступ­ки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15.         Для своего возраста мой ребенок немного незрелый.

16.         Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.         Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18.         Моего ребенка трудно научить хорошим ма­нерам при всем старании.

19.         Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.         Я люблю, когда друзья моего ребенка прихо­дят к нам в дом.

21.         Я принимаю участие в своем ребенке.

22.         К моему ребенку липнет все дурное.

23.         Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.         Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой ум­ный и способный, как мне бы хотелось.

25.         Я жалею своего ребенка.

26.         Когда я сравниваю своего ребенка со свер­стниками, они кажутся мне взрослее и по поведе­нию, и по суждениям.

27.         Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28.         Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его малень­ким.

29.         Я часто ловлю себя на враждебном отноше­нии к ребенку.

30.         Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31.         Родители должны приспосабливаться к ре­бенку, а не только требовать этого от него.

32.         Я стараюсь выполнять все просьбы моего ре­бенка.

33.         При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34.         Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.         В конфликте с ребенком я часто могу при­знать, что он по-своему прав.

36.         Дети рано узнают, что родители могут оши­баться.

37.         Я всегда считаюсь с ребенком.

38.         Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39.         Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40.         Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41.         Самое главное, чтобы у ребенка было спо­койное и беззаботное детство.

42.         Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.         Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.         Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45.         Я понимаю огорчения своего ребенка.

46.         Мой ребенок часто раздражает меня.

47.         Воспитание ребенка — сплошная нерво­трепка.

48.         Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.         Я не доверяю своему ребенку.

50.         За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.         Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52.         В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.         Я разделяю интересы своего ребенка.

54.         Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.         Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56.         Мой ребенок нравится мне таким, какой есть.

57.         Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.         Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.         Ребенок не должен иметь секретов от роди­телей.

60.         Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.         Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.


Приложение 2.

Бланк ответов родителей

Фамилия________________________ Дата_______________________

Имя и возраст ребенка_________________________________________

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

Вопрос

Ответ

1

 

22

 

43

 

2

 

23

 

44

 

3

 

24

 

45

 

4

 

25

 

46

 

5

 

26

 

47

 

6

 

27

 

48

 

7

 

28

 

49

 

8

 

29

 

50

 

9

 

30

 

51

 

10

 

31

 

52

 

11

 

32

 

53

 

12

 

33

 

54

 

13

 

34

 

55

 

14

 

35

 

56

 

15

 

36

 

57

 

16

 

37

 

58

 

17

 

38

 

59

 

18

 

39

 

60

 

19

 

40

 

61

 

20

 

41

 

 

 

21

 

42

 

 

 

 

 


Приложение 3.

 

Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке

 

1.             Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2.             Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?

3.             Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4.             Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?

5.             Является ли Ваш ребёнок “кумиром семьи”?

6.             Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

7.             Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные “Почему”?

8.             Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

9.             Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

10.         Решаете ли вы с ним его проблемы?


Приложение 4.

Программа коррекционной работы

ЭТАПЫ

 

ФОРМЫ    И   СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

РОДИТЕЛИ

ДЕТИ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

-          повышение уверенности в

собственных силах;

- устранение отрицательных эмоций (одно занятие).

                                    Совместные детско-родительские занятия

1.       Знакомство с родителями и детьми в круге:

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

2.       Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию.

(“Комплименты”, “Волшебный клубок”).

2. Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей;  развивать умения, направленные на общение детей с родителями.

    (три занятия).

1.Изучение психолого-педагогической

литературы: Мухина  “Шестилетний

ребёнок”.

2.Просмотр видеофильма: “Шестилетка, каков ты?”

3.Родительское собрание на тему:

“Мы и наши родители. Семейные линии”.

1.Проведение этических бесед на темы:

“Семейные праздники”, “Как быть

вежливым”.

2.Рисунки детей, отражающие семью

и каждого родителя в отдельности.

3.Составление рассказов о семье.

3. Развивающий этап.

Цель: Формировать умение общаться

с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям. Способствовать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с родителями.

          (4 занятия)

1. Дискуссии: «Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?», «Как наши страх становятся страхами наших детей?».

2.Создание и разрешение педагогических ситуаций

3. Составление характеристик на своего ребенка

1. Упражнение «Расскажи свои страхи»

2. Рисование на тему «Расскажи свой страх»

Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры: “Сиамские близнецы”, “Слепой и проводник”.

4.Контрольно-оценочный этап.

Цель: Анализ взаимоотношений,

Эмоционального контакта между

детьми и их родителями.          (2 занятия)

 

Информация о работе Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду