Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников детских домов и интернатов всегда актуальна. В данном исследовании хочется рассмотреть отношение выпускников детских домов к институту брака и семьи, так как создание новой ячейки общества является очень важным этапом в социализации данной категории молодых людей. Вместе с тем, встает вопрос о готовности выпускников детских домов к семейной жизни, так как дети, воспитанные в детских домах, имеют достаточно утрированное понятие об институте брака и семьи. Это связано с тем, что в интернатах невозможно создать благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка, поэтому подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Отношение к институту брака и семьи выпускников дестких домов и интернатов. (2).docx

— 81.65 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема адаптации к  самостоятельной жизни выпускников  детских домов и интернатов всегда актуальна. В данном исследовании хочется рассмотреть отношение выпускников детских домов к институту брака и семьи, так как создание новой ячейки общества является очень важным этапом в социализации данной категории молодых людей.  Вместе с тем, встает вопрос о готовности выпускников детских домов  к семейной жизни, так как дети, воспитанные в детских домах, имеют достаточно утрированное понятие об институте брака и семьи. Это связано с тем, что в интернатах невозможно создать благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка, поэтому подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.

Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К её решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело её в разряд междисциплинарных.  Несмотря на, казалось бы, значительное число психолого-педагогических исследований различных аспектов развития детей-сирот,  до сих пор крайне недостаточно теоретических и практических разработок в области психологической подготовки сирот к самостоятельной жизни, а существующие технологии не находят должного распространения в педагогической практике. Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения остаётся в нашей стране наиболее распространённой формой их жизнеустройства. Вместе с тем, в многочисленных научных трудах установлена прямая зависимость между своеобразием воспитательно-образовательной среды интерната и проявлениями у детей симптомов т.н. «психологической депривации». Таким образом, модель детского дома (интерната) научно признана неадекватной потребностям развития ребенка.

Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно.

Низкая материальная обеспеченность большинства российских семей, снижение рождаемости и качества семейного  воспитания, рост алкоголизации и  наркотизации населения, психосоматических  заболеваний, преступности на семейно-бытовой  почве, насилие в семье и другие негативные явления в сфере семейно-брачных  отношений в совокупности дают картину  ухудшения социального здоровья общества. Поэтому в современных условиях семья является одной из приоритетных сфер социальной работы и в системе вузовской подготовки специалистов по социальной работе.

 

Цель работы - исследовать отношение выпускников детских домов и интернатов к институту брака и семьи.

Предметом исследования является отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов.

 Объектом являются выпускники детских домов и интернатов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выпускники детских домов и интернатов с особой осторожностью и недоверием относятся к институту брака и семьи.

Основные задачи курсовой работы:

1. Изучить отношение выпускников детских домов и интернатов к институту брака и семьи.

2. Провести анализ и интерпретацию полученных данных.

 Метод исследования – Анкетирование.

База исследования: Дом «Шанс»

 

Глава 1. Теоретическое исследование отношения к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов.

    1. «Отношение» как базовая категория в психологии личности.

Каждый человек неоднократно слышит такое понятие как «отношение».

А задумывались ли люди о том, что же это такое отношение?

Ответ на этот вопрос я нашёл  в трудах Н.В. Месянцева. Его концепция личности построена именно на понятии «отношение».

Отношение - это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли  В. Н. Мясищева отношение – это  системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

Действительно, с момента рождения человек вынужден вступать именно в  общественные отношения (сначала с  матерью – непосредственно-эмоциональные  отношения, затем с окружающими  его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами, коллегами и т. д. в  виде игровой, учебной, общенческой и трудовой деятельности), которые преломляясь через «внутренние условия» способствуют формированию, развитию и закреплению личностных, субъективных отношений человека. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. Автор особо подчеркивает регулятивную роль отношения в поведении человека.

 

1.1.1Структура отношения

В. Н. Мясищев выделяет в отношении  «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.

Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения  личности к объектам среды, людям  и самому себе.

Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и  самого себя.

Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для неё объектов среды, людей и самому себе.

 

1.1.2 Виды отношений

Прежде всего они разделяются на положительные и отрицательные как, с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым даёт и косвенное указание на способ достижения этого предмета. Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии. Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

О развитии отношений. Если личность это система её отношений, то процесс развития личности обусловливается ходом развития её отношений. В. Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).

В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка  развивается выраженная избирательность  отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.

В школьном возрасте увеличивается  число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением. В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

 

1.1.3. Отношение и установка

Необходимость сопоставления между  собой этих психологических понятий  обусловлена тем, что каждая из них  претендовала на роль всеобъемлющей  психологической категории. Неудивительно  поэтому проведение специального симпозиума в 1970г., посвященного уточнению роли и места установки и отношения  в медицинской психологии.

И отношения, и установки В. Н. Мясищев  рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые  возникают в процессе индивидуального  опыта. Установка бессознательна и  потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев: «мотивы или источники его могут не осознаваться». Другое отличие отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.

Таким образом, отношения и установки  это отличные друг от друга психические  образования. Поскольку понятие  отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и  т. д.) и не разложимо на другие, оно  представляет самостоятельный класс  психологический понятий.

 

 

1.2 История развития семьи, социальный институт добрачного поведения, институт брака и семьи.

 

1.2.1 История развития  семьи.

Чтобы понять что такое  семья, её функции и особенности, необходимо рассмотреть то, как она  развивалась в историческом аспекте, какие формы семейных отношений  существовали ранее и как произошёл  переход к современному укладу семьи. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.

«Проблемы брачно-семейных отношений с древности привлекали людей как предмет обсуждения, изучения, исследования, потому что  в их основе заложен один из самых  важных и сильных инстинктов человека – половой, т. е. инстинкт продолжения человеческого рода.

Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное  воспроизводство людей. Без его  постоянной реализации в жизни существование  общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как  и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в  продолжение тысячелетий почти  неизменным. Это система безусловных  рефлексов, которые выражают генетически  предопределённую и детерминированную  устойчивость вида при существующих условиях на Земле.

Биологически «технология» воспроизводства людей почти  не претерпела изменений даже в условиях наиболее глубоких переходных периодов из одной исторической эпохи в  другую. Половой инстинкт человека сам по себе полностью безразличен  к социальной системе. Однако сама социальная система никогда не является безразличной к его объективной реализации. Не изменяя его существенных устойчивых биологических механизмов, она начинает его использовать и регулировать с точки зрения ценностной и культурной ориентации.

У человека, в отличие  от животных, половой инстинкт находится  во взаимодействии с определенными  социальными факторами. Он соотносится  с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения  в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.

Сексуальные взаимоотношения  в обществе всегда являются объектом социального контроля, сознательной общественной регуляции. Системное  воздействие социального контроля осуществляется через воспитание, традиции, обычаи, санкции. Социальный контроль создает ограничения проявлениям  полового инстинкта с учетом определенной социальной целесообразности»         [1; c. 5-8].

Если следовать теории Ч.Дарвина, то на стадиях перехода от обезьяньего стада к человеческому  обществу отношения между мужчиной и женщиной регулировались исключительно  биологическими потребностями.  В  половое общение в таком обществе могли вступать все: братья и сёстры, родители и дети… Такая форма отношений называется промискуитет - (от лат. promiscuus – смешанный, общий) это была биогенная добрачная форма сожительства между мужчиной и женщиной. Иногда ее называют эндогамией – брачные (сексуальные) связи внутри группы, рода, а семейно-брачные эндогамные отношения – кровнородственными.

 Эндогамные отношения  со временем стали привносить  в общество дезорганизацию на  почве сексуальных отношений. Тогда и было введено первое сексуальное «табу» - запрет кровосмешения. Многие учёные считают его основным фактором, способствовавшим эволюции обезьяны в человека.

С появлением рода возникает  и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами  женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно - общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение  экзогамии:

– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;

– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;

Информация о работе Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов