Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа
Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников детских домов и интернатов всегда актуальна. В данном исследовании хочется рассмотреть отношение выпускников детских домов к институту брака и семьи, так как создание новой ячейки общества является очень важным этапом в социализации данной категории молодых людей. Вместе с тем, встает вопрос о готовности выпускников детских домов к семейной жизни, так как дети, воспитанные в детских домах, имеют достаточно утрированное понятие об институте брака и семьи. Это связано с тем, что в интернатах невозможно создать благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка, поэтому подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.
Введение
Проблема адаптации к
самостоятельной жизни
Проблема сиротства приобрела национальные масштабы. К её решению подключились специалисты различных ведомств (медики, педагоги, социологи, правоохранительные органы, политики), что перевело её в разряд междисциплинарных. Несмотря на, казалось бы, значительное число психолого-педагогических исследований различных аспектов развития детей-сирот, до сих пор крайне недостаточно теоретических и практических разработок в области психологической подготовки сирот к самостоятельной жизни, а существующие технологии не находят должного распространения в педагогической практике. Помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные учреждения остаётся в нашей стране наиболее распространённой формой их жизнеустройства. Вместе с тем, в многочисленных научных трудах установлена прямая зависимость между своеобразием воспитательно-образовательной среды интерната и проявлениями у детей симптомов т.н. «психологической депривации». Таким образом, модель детского дома (интерната) научно признана неадекватной потребностям развития ребенка.
Семья – один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется не только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно.
Низкая материальная обеспеченность
большинства российских семей, снижение
рождаемости и качества семейного
воспитания, рост алкоголизации и
наркотизации населения, психосоматических
заболеваний, преступности на семейно-бытовой
почве, насилие в семье и другие
негативные явления в сфере семейно-
Цель работы - исследовать отношение выпускников детских домов и интернатов к институту брака и семьи.
Предметом исследования является отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов.
Объектом являются выпускники детских домов и интернатов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что выпускники детских домов и интернатов с особой осторожностью и недоверием относятся к институту брака и семьи.
Основные задачи курсовой работы:
1. Изучить отношение выпускников детских домов и интернатов к институту брака и семьи.
2. Провести анализ и интерпретацию полученных данных.
Метод исследования – Анкетирование.
База исследования: Дом «Шанс»
Глава 1. Теоретическое исследование отношения к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов.
Каждый человек неоднократно слышит такое понятие как «отношение».
А задумывались ли люди о том, что же это такое отношение?
Ответ на этот вопрос я нашёл в трудах Н.В. Месянцева. Его концепция личности построена именно на понятии «отношение».
Отношение - это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.
Действительно, с момента рождения
человек вынужден вступать именно в
общественные отношения (сначала с
матерью – непосредственно-
1.1.1Структура отношения
В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную», «оценочную» (когнитивную, познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения.
Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе.
Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя.
Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для неё объектов среды, людей и самому себе.
1.1.2 Виды отношений
Прежде всего они разделяются на положительные и отрицательные как, с точки зрения эмоциональной, так и рациональной оценок. Поведенческая сторона отношения выражается посредством потребностей, поскольку сама потребность, указывая на свой предмет, тем самым даёт и косвенное указание на способ достижения этого предмета. Эмоциональная сторона отношения выражается посредством привязанности, любви, симпатии и противоположных по знаку чувств – неприязни, вражды, антипатии. Познавательная или оценочная сторона проявляется в принятых личностью моральных ценностях, выработанных убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.
О развитии отношений. Если личность это система её отношений, то процесс развития личности обусловливается ходом развития её отношений. В. Н. Мясищев указывает, что первоначальный период возрастающей избирательности поведения человека характеризуется предотношением, в котором отсутствует элемент сознательности. Нечто, что человек не осознает, побуждает его к деятельности (неосознаваемая мотивация поведения).
В дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением. В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.
1.1.3. Отношение и установка
Необходимость сопоставления между собой этих психологических понятий обусловлена тем, что каждая из них претендовала на роль всеобъемлющей психологической категории. Неудивительно поэтому проведение специального симпозиума в 1970г., посвященного уточнению роли и места установки и отношения в медицинской психологии.
И отношения, и установки В. Н. Мясищев рассматривает в качестве интегральных психических образований, которые возникают в процессе индивидуального опыта. Установка бессознательна и потому она безлична, а отношение сознательно, хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев: «мотивы или источники его могут не осознаваться». Другое отличие отношения от установки заключается в том, что отношение характеризуется избирательностью, а установка готовностью.
Таким образом, отношения и установки это отличные друг от друга психические образования. Поскольку понятие отношения несводимо к другим психологическим категориям (установке, потребностям, мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо на другие, оно представляет самостоятельный класс психологический понятий.
1.2 История развития семьи, социальный институт добрачного поведения, институт брака и семьи.
1.2.1 История развития семьи.
Чтобы понять что такое семья, её функции и особенности, необходимо рассмотреть то, как она развивалась в историческом аспекте, какие формы семейных отношений существовали ранее и как произошёл переход к современному укладу семьи. Брачно-семейные традиции и нормы, семейные роли и ценности современной семьи имеют исторические корни.
«Проблемы брачно-семейных
отношений с древности
Половой инстинкт имеет огромное значение как биологический механизм, обеспечивающий естественное и непрерывное воспроизводство людей. Без его постоянной реализации в жизни существование общества практически невозможно. Действие полового инстинкта человека, как и других животных, составляющих огромную группу млекопитающих, оставалось в продолжение тысячелетий почти неизменным. Это система безусловных рефлексов, которые выражают генетически предопределённую и детерминированную устойчивость вида при существующих условиях на Земле.
Биологически «технология» воспроизводства людей почти не претерпела изменений даже в условиях наиболее глубоких переходных периодов из одной исторической эпохи в другую. Половой инстинкт человека сам по себе полностью безразличен к социальной системе. Однако сама социальная система никогда не является безразличной к его объективной реализации. Не изменяя его существенных устойчивых биологических механизмов, она начинает его использовать и регулировать с точки зрения ценностной и культурной ориентации.
У человека, в отличие от животных, половой инстинкт находится во взаимодействии с определенными социальными факторами. Он соотносится с существующей общественной системой. Таким образом, сексуальные отношения в обществе, с одной стороны, биологичны, а с другой, – социальны. Механизмы биологического поведения человека подчиняются принципам и нормам, присущим той или иной культуре.
Сексуальные взаимоотношения
в обществе всегда являются объектом
социального контроля, сознательной
общественной регуляции. Системное
воздействие социального
Если следовать теории
Ч.Дарвина, то на стадиях перехода от
обезьяньего стада к
Эндогамные отношения со временем стали привносить в общество дезорганизацию на почве сексуальных отношений. Тогда и было введено первое сексуальное «табу» - запрет кровосмешения. Многие учёные считают его основным фактором, способствовавшим эволюции обезьяны в человека.
С появлением рода возникает и групповой брак (групповая семья): мужчины определенной группы (рода) являются коллективными супругами женщин другой группы. Для ранней стадии первобытно - общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Данная форма группового брака называлась экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брачные отношения) только с членами другого рода. Этот необходимый процесс первоначальной социализации сексуальных отношений продолжался сотни тысяч лет.
Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:
– она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;
– жизнь требовала расширения социальных контактов, связи с другими человеческими объединениями;
– таким путем достигалось установление внутри рода социального мира, половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы;
Информация о работе Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов