Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников детских домов и интернатов всегда актуальна. В данном исследовании хочется рассмотреть отношение выпускников детских домов к институту брака и семьи, так как создание новой ячейки общества является очень важным этапом в социализации данной категории молодых людей. Вместе с тем, встает вопрос о готовности выпускников детских домов к семейной жизни, так как дети, воспитанные в детских домах, имеют достаточно утрированное понятие об институте брака и семьи. Это связано с тем, что в интернатах невозможно создать благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка, поэтому подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Отношение к институту брака и семьи выпускников дестких домов и интернатов. (2).docx

— 81.65 Кб (Скачать файл)

– человеку свойственно искать новые контакты и впечатления, в том числе и в половой сфере.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех перечисленных обстоятельств. Таким образом, экзогамия – первая форма человеческого социального  регулирования отношений между  полами, между мужчиной и женщиной. Так появилось противоречие между биологическим и социальным в человеке.

Развитие первобытного общества все же привело к тому, что групповые  браки становились невозможными. Они вытеснялись парным браком, при  котором мужчина живет с одной  женой. От женщины в течение всего  времени сожительства требуется  в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние её подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери. При этом хозяйственной ячейкой оставался род.

В бронзовом и железном веках с возникновением земледелия постепенно создаются условия, когда  супружеская пара самостоятельно могла  прокормить своих детей. Постепенно такая пара отходила от рода. Мужчина  и женщина имеют общее хозяйство. Стало более надежным установление отцовства.

В условиях развивающегося земледелия, а затем скотоводства, мужчина постепенно становится главной  фигурой в производстве материальных благ, к нему переходит ответственность  за судьбу детей, за наследство. Частная  собственность утверждает «право отца»  и его силу, способствует развитию парной семьи: беря в жены определённую женщину, мужчина хотел быть уверен, что оставляет наследство своим «кровным» детям. С этого времени половые отношения регулируются не только социальными, но и экономическими отношениями.

Матриархальные отношения  окончательно сменяются патриархальными: род ведется по отцовской линии, мужчина играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Вместе с патриархатом на смену парной семье приходит моногамная, т. е. единобрачная семья. Моногамия исторически возникает как явление социального прогресса, который обусловливается экономическим базисом, материальным образом жизни. Моногамная семья появилась не потому, что была осознана ее высшая нравственная ценность, а в силу экономических условий. В классовом обществе она не является равноправным союзом мужчины и женщины – «падение права матери было всемирно-историческим поражением женщины» (Ф. Энгельс).

Тенденция дезорганизации сексуальных отношений людей всегда противодействует механизмам социального регулирования. Поэтому наряду с моногамными связями в обществе существует полигамия – многобрачие. На практике полигамия может иметь два варианта: полиандрия и полигиния.

Полиандрия – многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX в. полиандрия еще бытовала, в частности, у алеутов (народ в США, коренное население Алеутских островов) и некоторых групп эскимосов. Еще позднее она сохранялась у некоторых этнографических групп Тибета и Индостана.

Различаются «братская» и  «неродственная» формы полиандрии. Когда жена старшего брата становится общей женой всех братьев –  это называется фратернальная полиандрия (братская). В таких семьях женщина занимает высокое положение, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Полигиния – многоженство, мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Такая форма отношений свойственна преимущественно патриархату. В поздних формах полигиния сохранялась в классовом обществе у некоторых мусульманских народов Востока как привилегия господствующих классов. Иногда встречается сороральная полигиния – брак нескольких сестер с одним мужчиной.

Пережитки многоженства в  форме семьи гаремного типа в  ряде мусульманских стран существуют до сих пор. В наше время миллионы людей на Арабском Востоке, во многих азиатских странах и африканских  государствах верны полигамным формам брака, точнее – полигинии. Коран  всецело допускает эту форму  брачных отношений. Защитники полигинии  приводят следующие доводы:

– мужчине вообще присущи полигамные инстинкты;

– природа заложила в мужчину и женщину стремление к поиску новых партнеров, чтобы обеспечить человеческому роду максимально разнообразные сочетания генов;

– многоженство оправдывает себя в ситуациях, когда в обществе появляется избыток незамужних женщин (времена войн, конфликтов);

– полигиния предотвращает разводы, что позитивно сказывается на воспитании детей.

Рассматривая многоженство и многомужие в социологическом  аспекте, Ф. Энгельс подчеркивал, что  «эти две формы брака могут  быть только исключением, историческими  продуктами роскоши».

 

 

 

1.2.2 Социальный институт добрачного поведения.

 

Социальный институт добрачного поведения включает в себя такие  понятия, как «брачность», «брачный возраст», «брачный выбор (отбор)», «брачное состояние», «брачный круг», «брачный рынок».

Брачность – процесс образования брачных (супружеских) пар – включает процесс вступления в первый или повторный браки. Это социально-демографический процесс, который обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты.

Брачный возраст – минимальный возраст, начиная с которого закон или обычай допускает вступление в брак. В большинстве стран мира брачный возраст устанавливается законодательно с учетом половой, психологической и социальной зрелости, вступающих в брак, а также традиций, обычаев и других условий данной страны.

Под брачным отбором В. М. Медков предлагает понимать процесс, в результате которого из совокупности возможных, потенциальных брачных партнеров (так называемый «брачный круг») тем или иным способом отбирается тот, кто становится мужем (женой) в зарегистрированном или незарегистрированном браке.

Процесс брачного отбора исторически  конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Брачное состояние – положение определенного человека (лица) по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с обычаями и правовыми нормами страны. Независимо от вида и формы брака, различают: состоящих в браке и не состоящих в браке. При заключении брака, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории в другую.

Брачный круг – совокупность возможных для данного человека брачных партнеров. Брачный круг определяется, с одной стороны, системой законодательных и нравственно-этических норм общества, с другой, – социально-экономическим положением данного лица, его психологическими характеристиками. Значительное влияние на изменение границ и состава брачного круга оказывает возраст конкретного человека. Существенную роль также играют его коммуникабельность, производственные и социальные контакты с бракоспособными лицами другого пола.

Брачный рынок – термин, применяемый в демографической и социологической литературе для условного обозначения системы соотношения численности различных групп бракоспособного возраста. Ситуация на «брачном рынке», вероятность вступления в брак зависят от числа потенциальных брачных партнеров, его возрастно-половой структуры. На состояние «брачного рынка» влияют диспропорция полов, возникающая в результате войн и массовых миграций, резкое изменение уровня рождаемости в стране.

В добрачном поведении  закладываются основы будущих семейных отношений, ценностных ориентаций супругов. Так как добрачное поведение  предполагает общение двух полов (юноши  и девушки, мужчины и женщины), то оно и зависит от того, что  представляет собой каждый из субъектов  отношения.

 

Л. И. Савинов предлагает следующую структуру добрачного поведения (см. схему 2).

Cхема 2

Добрачное поведение более длительный процесс, чем процесс выбора партнера. В целом на добрачное поведение молодого человека влияет определяющим образом стиль родительских отношений и атмосфера родительского дома, культура общества, различные индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации индивида, и в целом система добрачного воспитания, существующая в обществе.

С переходом в ранний юношеский  возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для абсолютного большинства людей. Дальнейший процесс развития личности человека, начиная с юношества, приобретает сугубо индивидуальные черты и во многом зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуации, в которых разворачивается общение и от его характера. И. В. Гребенников отмечает, что в процессе самой жизни молодежь перенимает от старшего поколения немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивает нормы поведения в семейной жизни (см. схему 3).

Cхема 3

Вероятно, следует согласиться  с Л. И. Савиновым, что в современных  условиях действуют стереотипные и  нестереотипные ценностные ориентации добрачного поведения. К стереотипным ориентирам относятся: выбор брачного партнера из своего сословия, примерно равного материального положения, уровня образования, одной и той же национальности, вероисповедания; общепринятые возраст вступления в брак, разница в годах между супругами; общие черты ухаживания, следование предсвадебным и свадебным обычаям и традициям; учет мнения родителей, родственников и друзей при выборе брачного партнера.

Нестереотипные ценностные ориентации – это поведение, которое в данной культуре считается не общепризнанным, редко встречающимся и противоречащим традициям и обычаям общества. Конкретное их проявление – выбор партнера из семьи, образ жизни которой имеет существенное отличие от родительской семьи. У некоторых народов до сих пор нестереотипным считается выбор партнера из другого сословия, класса, национальности, вероисповедания и т. д. Подобные ориентации стали распространяться на этапе знакомств в среде молодежи и отражаться в мотивах ухаживания и взаимоотношений. Они в дальнейшем могут оказать влияние на развитие семейных и супружеских отношений, на характер поведения молодежи в брачно-семейных отношениях в целом.

В настоящее время в науке  приняты несколько теорий выбора брачного партнера. Прежде всего, это теория основателя классического психоанализа Зигмунда Фрейда, построенная на предположении о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола.

Теория комплементарных (дополняющих) потребностей (Р. Уинч) объясняет выбор брачного партнера стремлением найти такого человека, который максимально мог бы удовлетворить потребности. В связи с этим будущие супруги должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга.

Инструментальная теория подбора  супругов (Р. Сентерс) тоже основана на удовлетворении потребностей: человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

М. Абалакина считает, что выбор  брачного партнера имеет три стадии:

1. Формирование первых впечатлений друг о друге.

2. Устойчивая фаза отношений, когда и окружающие начинают воспринимать молодых людей как достаточно стабильную пару.

3. Наступает после решения вступить в брак.

В промежутках между стадиями происходит сравнение мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности партнера.

Обобщая сказанное, необходимо выделить некоторые функции добрачного периода:

– Формирование впечатлений друг о друге как о брачных партнерах, о потенциальных супругах.

– Накопление совместных переживаний и впечатлений.

– Более близкое узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения: проверяется функционально-ролевое соответствие партнеров.

– Проектирование совместной жизни, моделирование будущей семьи.

– Принятие решения о вступлении в брак с конкретным избранником (избранницей).

Совокупность добрачных факторов, побудивших создать семью, влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни и прочность брака в дальнейшем. Такими добрачными факторами являются:

– место и ситуация знакомства молодых людей;

– первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

– социально-демографические характеристики вступающих в брак;

– продолжительность периода ухаживания;

– инициатор брачного предложения (девушка, юноша, родители, другие);

– время обдумывания предложения;

– ситуация оформления брака;

– возраст будущей пары;

– родители и их отношение к браку своих детей;

– динамические и характерологические особенности супругов;

– отношения в семье с братьями, сестрами.

Рассматривая предпосылки будущего супружеского согласия, необходимо выделить особенности, которые выявляются на добрачной стадии:

Информация о работе Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов