Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема адаптации к самостоятельной жизни выпускников детских домов и интернатов всегда актуальна. В данном исследовании хочется рассмотреть отношение выпускников детских домов к институту брака и семьи, так как создание новой ячейки общества является очень важным этапом в социализации данной категории молодых людей. Вместе с тем, встает вопрос о готовности выпускников детских домов к семейной жизни, так как дети, воспитанные в детских домах, имеют достаточно утрированное понятие об институте брака и семьи. Это связано с тем, что в интернатах невозможно создать благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка, поэтому подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

Отношение к институту брака и семьи выпускников дестких домов и интернатов. (2).docx

— 81.65 Кб (Скачать файл)

– наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости, которая невозможна без определенной культуры интимных отношений;

– психологическая совместимость подразумевает душевный комфорт будущих супругов;

– духовная совместимость предполагает общность ценностных ориентаций: взгляды на жизнь у будущих супругов должны примерно совпадать;

– бытовая совместимость – способность одинаково понимать свои семейные обязанности и роли.

Если совпадают хотя бы три из перечисленных граней совместимости, то брак будет более или менее  благополучным.

Однако эти предпосылки действовали  не всегда. Обратимся еще раз к  истории.

В условиях родового строя (и много  позже) человек в собственном  восприятии и в восприятии общества оставался в первую очередь членом рода. Соответственно моральными считались  такие поступки, которые способствовали процветанию рода. Иначе говоря, род выбирал наиболее удачную пару для дальнейшего супружества, ослушание не поощрялось. Такое добрачное поведение считалось высоконравственным. И хотя мечта о светлой любви всегда жила в человеческом сердце, большинство молодых пар покорялись требованию общественной морали и вступали в брак по выбору старших.

«Брак не дело сердца, а сделка», – гласит пословица средневековой Европы, где долгое время брак рассматривался как союз экономический, необходимый прежде всего для приумножения частной собственности. Браки заключались исключительно в пределах своих сословий и даже селений. Дочь мельника выходила замуж за мельника, купец женился на дочери купца и т. п. В то же время, по свидетельству этнографов, всегда существовало и уважение к личному выбору и чувствам молодежи. Как же снималось подобное противоречие? С помощью добрачного воспитания. Дети воспитывались на примере старших, ориентируясь на четкое понятие «хорошая партия», которое обсуждалось в каждой семье.

Родители жениха присматривали  невесту, создавая благоприятные условия  для сближения молодых. А родители невесты поощряли «угодных» женихов  и отвергали неподходящих. Безбрачие  и бездетность в народе осуждались.

В России долгое время существовала «домашняя школа», которая отвечала требованиям культуры и была основным элементом своего времени. С молодежью  в рамках семьи, домашнего хозяйства  проводилась воспитательная работа, ориентированная на будущую самостоятельную  супружескую жизнь. К 14–16 годам каждый молодой человек интеллектуально  и морально был готов заменить отца (мать) и стать отцом (матерью) в своей семье.

В ХХ в. появились новые ценностные ориентации социального института добрачного поведения: равноправие между полами, экономическая и психологическая самостоятельность женщин, сексуализация культуры и др. Кроме того, в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими, а отношение к выполнению ролей противоречивое. С одной стороны, традиционно муж воспринимается как глава семьи, а женщина – хранительница домашнего очага. С другой стороны, существует мнение (и наглядные примеры) о равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций и домашних обязанностей. Какую систему ценностей примет тот или иной молодой человек зависит от множества факторов.

Происходят изменения и в  структуре «брачного рынка». Образ  жизни современной семьи не всегда формирует адекватные ценностные ориентации добрачного поведения. Эволюционные изменения  социального института добрачного поведения связаны с преобразованиями, происходящими в обществе. Поэтому  общество соответственным образом  должно отвечать на эти процессы: развивать  общечеловеческие ценности – семья, любовь, дети, и создать целостную  систему добрачного воспитания молодого поколения.

 

1.2.3 Институт брака  и семьи.

Понятия «брак» и «семья» в обыденной  жизни употребляются как синонимы. Их значение в сознании людей очень  взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как  могут существовать самостоятельно друг без друга.

Брак – как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Другими словами, брак – традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из способов самосохранения и развития общества.

В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся  под контролем государства; обязанность  содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства.

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, т. е. семью составляют люди и их взаимоотношения.

Основные признаки семьи: брачные или кровнородственные отношения и связи между ее членами; совместное проживание; общий семейный бюджет.

Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической  системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определенная семья.

Семья – специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре  общества. Специфика семьи состоит в следующем:

1. Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество.

2. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества.

3. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья – относительно самостоятельный социальный институт, который, отражая «в миниатюре все противоречия общества», наделен собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, и внутренними источниками развития.

4. Семья как социальный институт занимает подчиненное положение среди крупных социальных общностей.

5. Семья – историческое, динамическое общественное явление.

Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной.

Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так и вне  ее, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия членов общества, раскрытию  их индивидуальности (следует признать, что это относится только к  благополучным семьям).

Социальная сущность семьи состоит  в том, что она рассматривается  как важная подсистема общества, которая, являясь сама социальным институтом, взаимосвязана с другими социальными  институтами и с обществом  в целом. В то же время семья  – это источник социальной принадлежности. В семье постоянно осуществляется непрерывный процесс передачи опыта  и традиций от одного поколения к  другому.

В современном обществе функционирует  множество социальных общностей. Но есть в обществе любого типа такое  социальное образование, с которым  так или иначе связана жизнь  почти каждого человека – семья, самый распространенный вид социальной организации.

Семья – это социальная система  воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или  усыновлении, и объединяющая людей  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. Одна из важнейших отличительных  особенностей этой системы заключается  в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального  института и малой социальной группы. Концепцию «двуединого статуса  семьи» предложил А. Г. Харчев.

Понятию «социальный институт»  в научной литературе отводится  много места. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то семью называем в числе первых. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Характеризуя семью как институт, необходимо остановиться на общих признаках  институционализации.

Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Определяют социальный институт и как организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

А. И. Кравченко, объединяя множество  подходов, считает, что социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

– формальную и неформальную организацию;

– сочетание норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей, обращающихся к ним (институт здравоохранения, институт права, образования, брака и т. д.). Социальный институт брака и семьи, пожалуй, самый ранний по времени своего возникновения институт общества. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения (начиная с первого запрета на кровосмешение) становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. По мнению антропологов, семья насчитывает более 500 тыс. лет. За это время она постоянно изменялась, принимая множество форм: полигамия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная, неполная и т. д.

Для социальных институтов характерно четкое разграничение функций и  полномочий каждого из субъектов  взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жесткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Благодаря этому в обществе достигается большая предсказуемость поведения людей, стабильность и надежность социальных связей, устойчивость социальной структуры и порядок.

Одним из необходимых условий появления  социальных институтов служит соответствующая  социальная потребность. Институты  призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет  потребность в воспроизводстве  человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между  полами, поколениями и т. д.

Еще одним важнейшим элементом  институционализации является организованное оформление социального института. Семья представляет собой совокупность лиц, имеющих место проживания, приобретенные  совместные материальные средства, блага, и выполняющих определенную социальную функцию. Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. Таким образом, семья является классическим социальным институтом.

Первоначальную основу семейных отношений  составляет брак – социальный институт, исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности. Семья более сложная социальная система, чем брак.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются моралью – обычаями и традициями.

Эти нормы регулируют две главные  фазы – заключение и расторжение  брака.

Наличие в обществе института брака  говорит о том, что общество преднамеренно  разделило все виды половых отношений  на одобряемые и неодобряемые, а  государство – на разрешенные и неразрешенные (официальные и неофициальные).

Нормы брачно-семейного законодательства закреплены в Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе.

Семья как институт, точнее, как совокупность институтов, – это социологическая категория, отражающая обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности детей, родителей и супругов. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из этих показателей используется понятие семейная группа.

Информация о работе Отношение к институту брака и семьи выпускников детских домов и интернатов