Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:05, реферат

Описание работы

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Содержание работы

Введение
1.Основные виды памяти. 5
2. Память и ее значение. 7
3.Ассоциации. 8
4.Виды памяти. 10
5.. Классификация видов памяти. 11
5.1.По содержанию психической активности. 12
5.2.По степени волевой регуляции. 14
5.3. По продолжительности закрепления и сохранения материала в памя ти. 15
6. Основные процессы памяти. 17
Заключение 20
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат психология 2.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический Университет

им. И. И. Ползунова»

 

ИИО

 

 

 

Реферат

По Дисциплине: «Психология и педагогика»

тема: «Память и её виды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы А-М-21                                                                         Серебренникова О.В.

Преподаватель                                                                       

с. Алтайское 2013г.

Содержание

Введение 

1.Основные виды памяти.                                                                                              5

2. Память и ее значение.                                                                                                 7

3.Ассоциации.                                                                                                                     8

4.Виды памяти.                                                                                                                10

5.. Классификация видов  памяти.                                                                              11

5.1.По содержанию психической   активности.                                                       12

5.2.По степени волевой  регуляции.                                                                           14

5.3. По продолжительности  закрепления и сохранения материала  в памя ти.                                                                                                                                         15

6. Основные процессы  памяти.                                                                                   17

Заключение                                                                                                                       20

Список литературы.                                                                                                        22

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одно из самых  удивительных свойств человеческого  разума – память.

Память –  это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память –  основа психической деятельности. Без  неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Память даёт возможность сохранять постоянные тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать поведение на будущее. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П.Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.

Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её зависимость от практической деятельности людей.

У нас в стране эта концепция получила своё дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С.Выготским и его ближайшими учениками А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурией.

Свой значительный вклад в изучение памяти внесли также П.И.Зинченко и А.А.Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от организации практической деятельности и от других условий, в которых происходит запоминание или воспроизведение информации человеком.

Среди первых психологов, исследовавших мнемические процессы, был немецкий учёный Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний, что позволило ему выявить ряд законов запоминания, которые, однако, были применимы лишь к материалу, который не имел логической организации.

В дальнейшем необходимые  поправки в закономерности, выявленные Эббингаузом, внесли представители гештальт-психологии, которые обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Основные определения памяти.

Прежде всего, следует отметить что память, в  той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит  на много порядков выше любого существа в мире. У до человеческих организмов есть только два вида памяти это: генетическая и механическая.

 Генетическая память- память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае - мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

 Механическая- это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие "механическая память" означает память, которая основана на повторении, без осмысливания действий или материала.

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.  Что же такое память?

Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.

Память - это  психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и  информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает  очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память - очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Память и её значение

 
Образы предметов и  явлений, которые возникают в  мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

 

 

 

 

 

 

3.Ассоциации.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем  по ассоциации вспомнить  другой, связанный с ним.  Запомнить что-то значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой  временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относятся три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

 Ассоциации  по смежности объединяют два явления, связанных во времени или в пространстве. Так, например, при запоминании рабочих операций, входящих в действие, выполнение предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились ассоциации. Путём ассоциации по смежности мы можем запоминать не только рабочие действия, но и словесный материал и события из нашей жизни. 

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами. Так, например, параллейное соединение потребителей тока напоминает веер.

Ассоциации  по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Ассоциации  смысловые связывают два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причины и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Это случается, когда новый материал производит исключительно сильное впечатление на человека и тесно связан с его ведущими интересами. «Важнейшим условие, определившим запоминание,- пишет А.А.Смирнов, резюмируя свои многолетние исследования памяти,-явилосьосновное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы,  которыми  они руководствовались в своей деятельности».  Этот вывод как раз в ключе основного тезиса концепции памяти, принятой в советской психологии. Согласно которому образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельности  личности – основной фактор, определяющий формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Исследования  памяти осуществляются  на различных  условиях: психологическом, физиологическом, биохимическом. Подход современных психологов изложен выше. Что же касается  уровней физиологического и биохимического, то на макроуровне механизмы памяти объясняются учением И.П. Павлова об образовании условных временных связей. На уровне нейронном предложена теория нейронных моделей, согласно которой нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах (местах соединения нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или иной закреплённой информации.

На уровне биохимическом выдвинута молекулярная теория памяти, согласно которой специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов.

Информация о работе Память и её виды