Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:05, реферат

Описание работы

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Содержание работы

Введение
1.Основные виды памяти. 5
2. Память и ее значение. 7
3.Ассоциации. 8
4.Виды памяти. 10
5.. Классификация видов памяти. 11
5.1.По содержанию психической активности. 12
5.2.По степени волевой регуляции. 14
5.3. По продолжительности закрепления и сохранения материала в памя ти. 15
6. Основные процессы памяти. 17
Заключение 20
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат психология 2.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идёт сверху,от деятельности человеко, т.е. психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих  уровней (представленных  морфологической и химической структурой мозга).[5]

 

 

 

 

4.Виды памяти.

Память обслуживает  все виды многообразной деятельности человека.  Отсюда и многообразие форм её проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, других людей, их отношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей, и т.д. Всё это- объекты запоминания. Человек может запомнить эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали (при этом он не прилагает специально волевых усилий для запоминания). Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить (используя для этого определённые средства, прилагая волевые усилия.Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время.  Тогда его необходимо запомнить надолго.  Соответственно во всех этих случаях будет иметь место и разные виды памяти.  [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Классификация видов памяти.

Все эти виды памяти могут быть классифицированы по трём основным критериям:

1) По содержанию  психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; 

2) Постепениволевой регуляции памяти

3) По продолжительности закрепления и сохранения материала в памя

ти.[2]

 

5.1.По содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности, различают такие виды памяти, как двигательная (моторная), образная, эмоциональная, словесно-логическая.

Двигательная  память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных  двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение машины, пользование инструментом при ремонте и наладке машин и механизмов и другие практические и трудовые умения и навыки). Обычнопризнаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в работе с аппаратурой и инструментом  и т. д.  Без памяти на движения мы должны были бы каждый день, начиная работу, учиться правильному осуществлению входящих в неё действий. Люди различаются по уровню развития двигательной памяти, и это проявляется в процессе овладения трудовыми навыками.

Образная  память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например,  у дегустаторов пищевой промышленности и специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишенных зрения и слуха. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей.

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Пережитые человеком чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый страх. Эти воспоминания имеют иногда чрезвычайно важное значение в выполнении нами последующей  деятельности, вызывая особый подъем или порождая скованность и неуверенность.

Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного  развития человека. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков  и лежит в основе формирования привычек.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении,воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Существенным моментом в характеристике словесно-логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (т. е. дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом оформлении (когда воспроизведение осуществляется своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от выработавшихся у него способов заучивания. [4]

5.2.   По степени волевой регуляции память различают произвольную и непроизвольную память.

   Произвольная  и непроизвольная память различаются  в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная  память  характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит не по своему активному желанию и не в соответствии со своими намерениями. В жизни может быть так, что человек не желает что-то вспоминать, а ему помнится, он хотел бы забыть, но не забывается. Это может касаться каких-то неудачных поступков, неприятных явлений или тяжелых событий. То, что само собой запоминается, иногда мешает, а иногда помогает в совершенствовании профессионального мастерства. Мешает, когда связанно с чрезмерным обострением переживаний, с неверием в свои силы. Помогает, когда человек убеждается в том, что понял, как надо действовать, что умеет это делать  и способен преодолеть трудности. В случае непроизвольного запоминания человек не пользуется какими-либо вспомогательными средствами, приемами, способами и не затрачивает волевых усилий. Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной.

Произвольная  память, в отличие от непроизвольной, характеризуется тем, что человек намеренно, по своему усмотрению и активному желанию что-то запоминает и воспроизводит. Это наиболее активный, творческий, специфически человеческий вид памяти. Чтобы что-то намеренно запомнить или воспроизвести, человеку необходимо поставить перед собой именно эту задачу и совершить волевое усилие, связанное с преодолением трудностей, которые часто возникают при усвоении нового сложного материала. Для наиболее продуктивного запоминания и воспроизведения здесь специально используются различные средства: знаки, схемы, повторения с контролем над точностью воспроизведения, разбивки материала на смысловые блоки.

5.3.  По продолжительности закрепления и сохранения материала в памяти выделяют кратковременную, долговременную и оперативную память.

Кратковременная память – это память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного очень непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью,однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. При кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той форме  и последовательности, в которой  он воспринимал. Так, например, машинистка, печатающая текст, помнит каждое слово фразы в течение  нескольких секунд, пока она ее печатает.

Долговременная  память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит  накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.).Знания эти хранятся обычно в преобразованном виде, в более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку в его жизнедеятельности вообще, а не только в данный момент. При необходимости эти значения актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память. Поэтому человек еже моментно и не осознает всего, что хранится в его долговременной памяти, своеобразном арсенале его знания.

 

 

Оперативная память.

     Понятием  оперативной памяти обозначают  память, обслуживающую непосредственно осуществляемые человеком действия, операции. Когда мы выполняем какую-либо сложную деятельность, то осуществляем ее по частям (одно действие за другим, одну операцию за другой). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. По мере продвижения к конечному результату деятельности конкретный «обработанный» материал может забываться. Так бывает при чтении, при включении и настройке аппаратуры, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски информации, которыми оперирует человек, выполняя какую-то деятельность, носят название оперативных единиц памяти. Их объем оказывает существенное влияние на успешность выполнения деятельности, он изменяется по мере овладения деятельностью.

Таким образом, объем оперативной памяти всегда складывается как бы из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего в данный момент из окружающего мира, и материала, касающегося выполнения данной операции, поступившего из долговременной  памяти. Время же сохранения материала в оперативной памяти определяется длительностью выполнения операции.

      Все рассмотренные виды памяти  не существуют изолированно. В  деятельности человека они всегда выступают совместно. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логической, являются также в каждом частном случае либо произвольной (если мы ставим себе цель что-то запомнить), либо непроизвольной (если запоминание осуществляется без специально поставленной цели, в процессе выполнения какой-то практической деятельности);  одновременно она же  будет либо кратковременной, либо долговременной. Эффективность памяти зависит от ряда факторов, среди которых важное место принадлежит развитию ее основных процессов.

 

6.Основные процессы памяти

К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непроизвольное (или непреднамеренное) и произвольное (или преднамеренное).

Непроизвольное  запоминание — это запоминание  без заранее поставленной цели, без  использования каких-либо приёмов  и проявления волевых усилий.

Произвольное  запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить.

По характеру  связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое  запоминание — это запоминание  без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

Осмысленное запоминание  основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями  материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.

Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и  явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Всё, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.

Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным.

Информация о работе Память и её виды