Память и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:05, реферат

Описание работы

Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, причём существенное влияние имеют факторы мотивации личного характера. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Таким образом, память связана с особенностями личности.

Содержание работы

Введение
1.Основные виды памяти. 5
2. Память и ее значение. 7
3.Ассоциации. 8
4.Виды памяти. 10
5.. Классификация видов памяти. 11
5.1.По содержанию психической активности. 12
5.2.По степени волевой регуляции. 14
5.3. По продолжительности закрепления и сохранения материала в памя ти. 15
6. Основные процессы памяти. 17
Заключение 20
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат психология 2.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Непроизвольное— это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего  по ассоциации.

Произвольное  воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и  сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Факторами,  влияющими, на забывание являются: возраст; характер информации и степень ее использования; интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала); подавление (по З. Фрейду – торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного).

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно  взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).[3]

 

 

Заключение.

 
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Многими исследователями  память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов. 

Список  литературы:

  1. Белолипецкая С.Ю.  Психология и педагогика Барнаул 2010г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.  Романов В.Я. Хрестомания по общей психологии.         Психология памяти, М.: Изд-во МГУ, 1980-480стр.
  3. Горячев М.Д. Психология и педагогика:Учебное пособие-Самара. Изд- во «Самарский университет»,2007г.-186стр.
  4. Казаков В.Г. , Кондратьева Л.Л. Психология. Изд-во Москва «Высшая школа»1989г.
  5. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей эксперементальной и прикладной психологии. Санкт-Питербург.Изд-во Питер 2000г-89 стр.
  6. Скляренко Л.Д. Общая психология: учебник для ВУЗов. Изд-во Ростов-на-Дону «Феникс»,1996г. 421стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Память и её виды