Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:44, контрольная работа
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни.
1. Введение 3
2. Память 4
2.1. Процессы памяти 5
2.2. Виды памяти 6
3. Индивидуальные различия памяти 9
4. Способы совершенствования памяти 12
4.1. Рекомендации по совершенствованию памяти 13
5. Заключение 15
Список использованной литературы 16
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: “Социального управления”
Специальность: “Социально-культурный сервис и туризм”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Психология и педагогика»
Тема: «Память. Индивидуальные различия. Способы совершенствования памяти.»
Выполнила студентка I курса
Группы 5-6331/1-1
Донцова Л.В.
Проверил преподаватель:
Кузеванова М.Н.
2009г.
План
Стр.
1. Введение
2. Память 4
2.1. Процессы памяти 5
2.2. Виды памяти
3. Индивидуальные различия памяти 9
4. Способы совершенствования памяти
4.1. Рекомендации по совершенствованию
памяти
5. Заключение 15
Список использованной литературы 16
1.Введение.
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации. Если мы задумаемся на минутку, во что могла бы превратиться наша жизнь, будь человек, совершенно лишен памяти: он бы не знал кто он такой, где находится и какое сегодня число, он не смог бы говорить, читать писать и пользоваться столовыми приборами. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы, более того он никогда даже и не осознал бы, что у него нет памяти. Или с другой стороны: попробуем просто перечислить все, что мы помним. Кроме фактической информации (исторические даты, математические законы, выученные в школе и прочие) в нашей памяти храниться огромное количество разных мелочей. Например, мы без труда можем сказать сейчас сколько комнат в нашей квартире, есть ли в холодильнике молоко, а в баке машины - бензин.
Многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой, эта аналогия подразумевает, что мы извлекаем из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храним ее в мозге, если мы поместим ее в нужное место, то в случаи необходимости нам легко будет ее извлечь, но если мы поместим ее не в свою ячейку или забудем где она находится, то при извлечении (припоминании) этой информации у нас возникнут трудности.
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воск. Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
2.Память.
Впечатления, которые получает об
окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память (воспроизведение) – это прямое продолжения восприятия и наравне с ним имеет основное значения. Восприятие связывает личность непосредственно с окружающей средой в каждый данный момент, а память восстанавливает те связи, какие существовали в прошлом и сохранили какое – либо значение для настоящего.
Существует два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколения жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности, к научению, к приобретению жизненного опыта, которые иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими анемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.
У человека, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Эти функции для памяти являются основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. У человека есть речь как мощное запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. Есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. А есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда–то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный вид памяти.
2.1.Процессы памяти.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение ( и соответственно забывания ), узнавание и воспроизведение.
Запоминание – деятельность памяти начинается с запоминания, т. е. закрепления тех образов и впечатлении, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Разумеется, далеко не всё, что необходимо помнить человеку, запоминается им непроизвольно. Чаще человек ставит перед собой специальную цель – запомнить, прилагает для этого определённые усилия, специальные приёмы.
Сохранение и забывание. Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание – это исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Причем, узнавание происходит только при повторной встрече с объектом (например, Вы узнаете человека на улице, так как видели его уже раньше), а воспроизведение происходит без повторной встречи (например, вы воспроизводите выученный ранее материал на экзамене при условии, что не пользуетесь шпаргалками).
2.2.Виды памяти.
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической
2) по характеру целей
3) по продолжительности
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережатые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления человек хранит дольше всего. Боль, гнев, обида запоминаются надолго. Другие эмоции и чувства кратковременно посещают нас и быстро исчезают.
Образная память - это память на представления, на картины природы в жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма.
Семантическая память хранит знания о мире и слова, с помощью которых обозначается знание предметов. Кроме того, в семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Таким образом, семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. В этом случае запоминание происходит без всяких специально прилагаемых усилий.
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель. Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная по объему. И по жизненному значению часть нашего опыта.
Мгновенная, или иконическая, её длительность от 0,1 до 0,5 с. Память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой то ни было переработки полученной информации. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память – образ.
Кратковременная память - хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается» когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями). Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
Информация о работе Память. Индивидуальные различия. Способы совершенствования памяти