Память. Индивидуальные различия. Способы совершенствования памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не могли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни.

Содержание работы

1. Введение 3

2. Память 4

2.1. Процессы памяти 5
2.2. Виды памяти 6
3. Индивидуальные различия памяти 9
4. Способы совершенствования памяти 12
4.1. Рекомендации по совершенствованию памяти 13
5. Заключение 15
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Оперативная память - память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

Долговременная память (то что удерживается более 30 минут) - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. - Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитания. 

 

 

3.Индивидуальные различия памяти.

 

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Процессы памяти у людей протекают неодинаково. Принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти.

В первую группу входят количественные характеристики памяти, она выражается в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Ко второй группе относятся качественные различия типов памяти: зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная.

 Один человек для того, чтобы  лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления,  ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть; у третьего – двигательные: текст закрепляется у  него лучше всего посредством записи.    

Чистые типы памяти встречаются  редко, большинство людей обладает смешанными типами памяти. Это зрительно  – двигательная, зрительно –  слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти. В детстве она иметься у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает.

Данный тип памяти хорошо  развит у художников и, является  одним  из задатков к развитию соответствующих  способностей. Сферой профессионального  применения такой памяти могут стать  музыка, т.е,  те виды деятельности, в которых предъявляются  особые требования  к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.

Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые  чаще всего используется. Большой  отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.                                               

Процессы памяти тесно связаны  с особенностями личности человека,  его эмоциональным  настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что  и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также  зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

 Существенную роль в запоминании может играть общее состояние личности в момент   впечатления, а также её физическое состояние в целом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В основе нарушения памяти могут лежать разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий.

Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Одно из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушений памяти называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, но не могут вспомнить обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники и т.д.

Известный    исследователь расстройства памяти Т. Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Существует, не очень заметная, но похожая на заметное расстройство человеческой памяти, которое мы не замечаем так же, как акцентуации характера. Также расстройства в жизни  встречаются очень часто, поэтому важно иметь представление о таких типичных нарушениях.

  По динамике протекания мнемических  процессов амнезии делится на  ретроградную, антероградную, ретардированную.  Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная – невозможность запоминания на будущее; ретардированная амнезия – вид изменения памяти связанный с сохранением в памяти событий, переживаемых во время болезни и последующим их забыванием. Ещё один вид амнезии это прогрессивная амнезия – проявляется в постепенном  ухудшении памяти, до её полной потери. При этом вначале утрачивается то, что не устойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Склонность к забыванию неприятного  широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание  чего-либо проявляется, если оно связано с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Много факторов касающихся памяти было установлено гештальттеорией памяти. Один из них получил название Эффект Зейгарник, открытый Б.В. Зейгарником. Он состоит в следующем: если людям предложить серию заданий и один из них позволить довести до конца, а другой прервать незавершённым, то оказывается, что в последствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершённые задания, чем завершённые к моменту прерывания. Объясняется это тем, что при получении задания, у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе исполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остаётся неудовлетворённой, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивами и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней среды незавершённых заданий. Проводя соответствующие эксперименты Б.В.Зейгарник, отметила ещё один интересный факт - “Преобладание незавершённых заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый перечисляет незавершенные задания”. Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне ещё удовлетворённым потребностям.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. 
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Кроме того и сами средства-стимулы  для запоминания подчиняются  некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

Также память у людей различается: по быстроте запоминания; по его прочности или длительности; по количеству или объему запоминаемого и по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.

 

 

 

4.Способы совершенствования памяти.

 

В настоящее время разработано  и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые – на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые – на приобретении и активном использование в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий.

Поскольку от внимания к материалу  непосредственно зависит его запоминание, то любые приёмы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания.

На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Эмоциональное состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатлённой в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся,  то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном  настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

Улучшения восприятия материала базируются различными приёмами обучения так называемому  «ускоренному» чтению. Человека учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом  это, сознательно пропуская всё остальное.

При наличии продуманных и систематических  упражнений человеку становится легче представлять видимое в своём воображении. Способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание.

Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствования памяти оказывают упражнения. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т. п.

 

4.1.Рекомендации по совершенствованию памяти.

 

Существует множество способов управления и совершенствования памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все  время  тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно улучшить свою память.

Существует так  же множество  правил, помогающих при запоминании, которые в дальнейшем помогают наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.  Вот некоторые из них:

Мысленно связать запоминаемое с каким – либо хорошо известным  и легкопредставимым в воображении  предметом. Этот предмет далее связать  с каким–нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое. Оба предмета в воображении соединить каким – либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет. Прежде всего необходимо получить  четкое  зрительное  впечатление оно – более прочное. Однако,  комплексные впечатления,  то  есть впечатления,  полученные  при помощи  возможно  большего   числа   органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный  материал  еще лучше. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.      

Информация о работе Память. Индивидуальные различия. Способы совершенствования памяти