Память, как психический процесс, круг явлений памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности педагогического мышления, и рассмотреть пути его развития.
Задачи:
1. Изучить научно-теоретические аспекты профессионального мышления педагога.
2. Рассмотреть пути развития профессионального мышления педагога.
В первой главе дана общая характеристика профессионального мышления и педагогического мышления как его разновидности
Вторая глава посвящена рассмотрению путей развития профессионального педагогического мышления, особое внимание уделено использованию активных методов обучения, в целях развития педагогического мышления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Характеристика профессионального педагогического мышления ..……………….5
1.1. Особенности исследования феномена мышления ..………………………………..5
1.2. Особенности профессионального педагогического мышления ..………………..10
2. Пути развития профессиональное мышление педагога …………………………...17
2.1 Особенности развития профессионального мышления студентов ..……………..17
2.2 Активные методы обучения, как средство развития профессионального мышления ………………………………………………………...……………………...21
Заключение………………………………………………………………………………30
Глоссарий ………………………………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………….…………………………….35

Файлы: 1 файл

Тема Память.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

На втором этапе память и мышление развиваются параллельно, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправленностью развития памяти и мышления, которая  сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уровень мышления.

 

Заключение

 

 

В заключении нашей работы подведём основные выводы.

1. Память рассматривалась  и анализировалась в рамках  различных направлений и в  рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить  ассоциативный подход, подход социальный, генетический и множество других. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и без сомнения ценных наработок.

2. Многие из известных  учёных-психологов рассматривали  проблемы памяти. Родоначальником  экспериментальных исследований  памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурия и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд.

3. В современной психологии  память понимается как форма  психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. В основе классификации её видов лежат характер психической активности личности, характер целей деятельности, а также время закрепления и сохранения материала. Основываясь на этих критериях учёные выделяют такие виды памяти, как двигательная и образная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная и др. Основные законы памяти, которые выделяются современными учеными, представлены в приложении Б.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Двигательная память

Вид памяти, связанный с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека.

2

Долговременная память

Вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения.

3

Кратковременная память

Вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной.

4

Непроизво́льная па́мять

Память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

5

Образная память

Вид памяти, связанный с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними.

6

Память

Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

7

Познавательные психические процессы

Психические процессы,  связанные  с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

8

Произвольная память

Психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

9

Сенсорная память

Гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

10

Словесно-логическая память

Память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях

11

Эйдетическая память

Вид памяти зрительной, характерной способностью четко, точно и детально, без затруднений помнить и восстанавливать образы зрительные виденного в течение достаточно длительного времени.


 

 

Список использованных источников

1

Абульханова-Славская, К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории [Текст]/ К. А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский и др.  – М.: Наука, 1997 – 573 с. - ISBN   5-201-02231-6

2

Дубровина, И. В. Психология [Текст]/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан – М.: Академия, 2007. - 464 с. - ISBN   5-7695-3671-3

3

Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/ А.Г. Маклаков  – СПб.: Питер, 2003. – 583 с. –  ISBN   5-272-00062-5

4

Общая психология и психология личности [Текст]/ А. А. Реан -  М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 640 с. - ISBN   978-5-17-058581-6

5

Розин, В.М. Психология: Наука и практика [Текст]/ В.М. Розин - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. – 544 с. - ISBN   5-98119-215-1

6

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн -  СПб.: Питер, 2007. - 720 с. - ISBN   5-314-00016-81999

7

Степанов, С. А. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С.А. Степанов – М.: Изд-во Эксмо – Пресс, 2005. – 672 с. ISBN 5-699-08839-3

8

Еникеев, М. И. Общая и социальная психология [Текст]/ М.И. Еникеев – М.: Инфра – М, 2001. – 624 с. – ISBN 5-86225-568-0

9

Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1[Текст]/ Ж. Годфруа - М.: Мир, 2005 – 418 с. - ISBN 5-03-001901-4

10

Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2 [Текст]/ Ж. Годфруа - М.: Мир, 2005. – 496 с.- ISBN 5-03-001900-6

11

Баданина Л. П. Основы общей психологии [Текст]/ Л. П. Баданина - М.: Флинта, 2009 - 448 с. - ISBN   978-5-9765-0705-0

12

Морозов А.В.Основы психологии [Текст]/ А.В. Морозов - М.: Смысл, 2003 – 352 с. - ISBN   5-8291-0188-2

13

Немов Р. С. Психология: В 3-х т. Т. 1. [Текст]/ Р. С. Немов – М.: Владос, 2008, - 688 с. - ISBN   978-5-691-00552-7

14

Ефимова Н. С. Основы общей психологии [Текст]/ Н. С. Ефимова – М.: Форум2007, - 288 с. - ISBN   5-8199-0301-3

15

Тарасова Л. Е. Основы общей психологии [Текст]/ Л. Е. Тарасова – М.: Высшее образование, 2007, 192 с. - ISBN   5-9692-0071-9

16

Нуркова В. В. Общая психология. В 7-и т. Т. 3. [Текст]/В. В. Нуркова – М.: Академия, 2008, - 320 с. - ISBN   978-5-7695-5148-2

17

Рамендик Д. М. Общая психология и психологический практикум [Текст]/Д. М. Рамендик – М.: Форум, 2009, - 304 с. - ISBN   978-5-91134-319-4

18

Гейссельхарт Р. Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания [Текст]/  Роланд Р. Гейссельхарт, Кристиане Буркарт – М.: Омега-Л, 2010, - 128 с. - ISBN   978-5-9791-0186-6

19

Андреев О. Техника развития памяти [Текст]/ О. Андреев – М.: АСТ 2008, - 320 с. - ISBN   978-5-17-040615-9

20

Блонский П. П. Память и мышление [Текст]/ П. П. Блонский – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008, - 479 с. - ISBN   978-5-9989-0388-5

21

Бочарова С. П. Психология и память. Теория и практика для обучения и работы [Текст]/ С. П. Бочарова – М.: Гуманитарный центр, 2007, - 384 с. - ISBN   966-8324-36-6

22

Венгер В. Как развить феноменальную память и скорость чтения, или Фактор Эйнштейна [Текст]/ Вин Венгер, Ричард По – М.: Попурри, 2008, - 352 с. - ISBN   978-985-15-0433-2

23

Хамидова В. Как улучшить память и освоить технику скорочтения [Текст]/ В. Хамидова – М.: АСТ, 2009, - 320 с. - ISBN   978-5-17-056131-5

24

Хорошевский Н. И. Современные методы развития памяти и мышления [Текст] / Н. И. Хорошевский – М.: Наука-Спектр, 2010. - 256 с. - ISBN   978-5-394-00948-8

25

Курланд М. Как улучшить память. Полное руководство [Текст]/ М. Курланд, Р. Лупоф – М.: АСТ, 2003, - 400 с. - ISBN   5-17-018908-7

26

Мюллер С. Разблокируй свою память. Запомни все! [Текст]/С. Мюллер – СПб.: Питер, 2010, - 192 с. - ISBN   978-5-49807-414-6


 

  
Приложения

 

А





Информация о работе Память, как психический процесс, круг явлений памяти