Память, мышление, воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Память, мышление, воображение, как познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют нам намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Говоря об общих способностях человека, необходимо имеють в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает.

Файлы: 1 файл

психологи.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

Мышление - функция мозга, результат  его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих  сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении  мыслительных задач в коре мозга  происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Из ничего воображение творить  не может. Оно строится на преобразованном, переработанном материале прошлых  восприятий. Это и образы, создаваемые  величайшими писателями, изобретения  конструкторов. Даже сказочные образы всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.

Как бы ни было новым то, что создано  воображением человека, оно неизбежно  исходит из того, что имеется в  действительности, опирается на него. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат. Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.». 

Процессы воображения имеют  аналитико-синтетический характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. Разбирая механизм воображения, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия-это  отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Недаром Л.С.Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Существует несколько форм синтезирования образов:

1. агглютинация-«склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, танк-амфибия…);

2. гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (дракон с 7 головами);

3. заострение, подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры);

4. типизация, для которой характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

С деятельностью воображения связано  формирование ряда нравственно-психологических  качеств личности, таких, как идейная  убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

 

 

 

 

 

 

2. Ппедагогические принципы (3-4 стр.)

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым  помогает наилучшим образом достигать  поставленных целей.

Впервые принцип был сформулирован  римским ученым, жившим в первом столетии нашего века. Он требовал изучать  душу ученика, определять и учитывать  его реальные силы. Большой вклад  в разработку педагогических принципов  внес чешский педагог Я.А. Коменский. В «Великой дидактике, представляющей универсальное искусство обучения всех всему» (1657) он детально раскрывает принципы наглядности, сознательности, последовательности, прочности усвоения знания. Швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци развивает указанные  принципы и выдвигает принцип  развивающего обучения. А. Дистерверг создает дидактику развивающего обучения и излагает ее в 33 законах (по сути принципах) и правилах. И. Гербарт убеждает в необходимости принципа воспитывающего обучения. Из русских педагогов следует выделить К.Д. Ушинского, который обосновывает педагогические принципы с точки зрения психологии. Таким образом, принципы в педагогике также имеют свою историю. Их создал не отдельный педагог, а сформировались они в результате опыта, теоретических обобщений.

Принципы - основные исходные положения какой-либо теории, науки  в целом; основные требования, предъявляемые  к чему-либо. Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым  помогает наилучшим образом достигать  поставленных педагогических целей.

Рассмотрим основные педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

1. Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности:

- педагогический процесс  строить согласно возрастным  и индивидуальным особенностям  учащихся;

- знать зоны ближайшего  развития, определяющие возможности  учащихся, опираться на них при  организации воспитательных отношений;

- направлять педагогический  процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. 
А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

• осознал себя гражданином Вселенной;

• понимал происходящие планетарные  процессы и существующие глобальные проблемы;

• осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

• имел чувство сопричастности природе  и социуму как её части;

• формировал у себя личную ответственность  за ноосферу как среду и продукт  человеческой жизнедеятельности;

• осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и  сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего её.

2. Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют  одно и то же происхождение, от лат. «человечный». Гуманизм — это система  взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его  способностей. Это система, считающая  благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений  в обществе. Гуманность, человечность — идеал различных направлений  гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и  разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения  к миру. 
Понятие «гуманизация», широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. 
Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма  в педагогике и социальной педагогике получили свое развитие в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях  еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.). ; 
Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (14 78-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее. 
С позиций современного гуманизма, благо человека — это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма  в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки  на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими  ценностями.

Ведущим проявлением гуманизма  является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и  социальной педагогики проникнуты любовью  к детям. Приведем лишь несколько  примеров. Уже упоминавшийся И. Г. Песталоцци, создавший приют для  беспризорных и стремившийся сделать  его большой семьей, в письме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли  с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Когда ему гестаповец сказал, что они знают его как хорошего врача и ему не обязательно идти в Тремблинку, Я. Корчак ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы подвиг, совершенный Я. Корчаком.

Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающегося  педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его славный труд жизни  называется «Сердце отдаю детям»; вниманием, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амонашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфония». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно преданных и любящих детей.

Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

По мнению А. В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма, — как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как  к человеку, который нуждается  в милосердии. Такое отношение  общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует  определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную  на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.  
Гуманное отношение к этой категории людей требует прежде всего достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести  к детям, имеющим отклоняющееся  поведение. Такие дети у большинства  населения вызывают чувства жалости  и сострадания и поэтому первое желание — проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции деки) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру неспособности ребенка, общение с деть ми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Информация о работе Память, мышление, воображение