Парадигмы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:56, реферат

Описание работы

Целью работы является изщучение процесса воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть основные моменты в воспитании
– раскрыть суть парадигм воспитательного процесса
В работе были использованы труды отечественных исследователей 19 столетий.

Содержание работы

Введение
1. Понятие о воспитании
2. Парадигмы воспитательного процесса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ПАРАДИГМЫ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 42.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие о воспитании

2. Парадигмы воспитательного процесса

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

 Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей.

Однако наличие объективных  условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете  объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который  служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Целью работы является изщучение процесса воспитания.

 Для достижения поставленной  цели необходимо выполнить следующие задачи:

 – рассмотреть основные моменты в воспитании

– раскрыть суть парадигм воспитательного процесса

В работе были использованы труды отечественных исследователей 19 столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие о воспитании

 

Воспитание с точки  зрения воздействия на развитие и  формирование личности человека личности всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления  все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание пред полагает вооружение человека определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание может рассматриваться  и как составная часть влияния  социальной среды на человека, но оно  является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом  для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание - это очень  важный фактор, оказывающий большое  влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его  воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды  и наследственности бывает неодинаковым.

В последнее время все  чаще и больше в педагогике говорят  о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии  «советский образ жизни», который  представляет собой особую среду  развития и формирования личности советского человека.

Однако благоприятная  социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным  ни было влияние социалистического  общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.

Если в отношении учета  влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в  целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом  к человеку, то в отношении влияния  семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего  окружения ребенка, чтобы учитывать  их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.

Воспитатель должен также  знать и ближайшее окружение  ребенка вне школы, так как  порой во дворе, на улице различные  группировки оказывают отрицательное  влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое  значение совместной работе школы и  общественности по месту жительства учащихся, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся. [2,с487].

Все это показывает, что  воспитание находится в очень  тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя  при этом ведущую роль в использовании  благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения  вне школы.

Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится  учащийся за пределами школы.

Свои особенности имеет  воздействие воспитателя на процесс  развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.

Признавая за воспитанием  ведущую и определяющую роль в  благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков.

Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного психического качества, свойственного человеку.

 

Что касается процесса физического  развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны  развития детей, которые вовлекаются  в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают  слух, голосовые связки; занятия  физической культурой содействуют  укреплению организма, развитию мышц и  подвижности суставов. Однако определяющими  здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые  сильное воздействие оказывает  социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в  обеспечении правильного физического  развития человека.

Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе.

В развитии человека, его  психических черт и качеств и  в том числе в формировании его познавательных процессов, большую  роль играют особенности его нервной  системы. Советская психология и  педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а  особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и  укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в  какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы  его проявления. Так что и в  этом отношении воспитание может  оказать определенное воздействие  на развитие человека. Самое же главное  и основное проявление воздействия  воспитания - это формирование общей  направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом  жизни. Воспитание призвано и усилить  эффект этого социального воздействия  среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и  задачам строительства коммунизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Парадигмы воспитательного процесса

 

 Начался новый, XXI в.  Бурные в историческом отношении 90-е гг. уже ушли в прошлое, но эхо событий тех лет еще долго будет отзываться в общественном развитии. Вместе с поразительными изменениями нашей жизни, они принесли смятение чувств и мыслей людей, которое отражается во множестве проблем, задач, понятий, терминов. Среди них часто употребляется и такое понятие, как «парадигма». В научных кругах оно известно давно, но для широкого общественного сознания является весьма новым и по сути не совсем ясным. Часто в публичных выступлениях людей, далеких от науки, можно услышать это красивое слово «парадигма», но с конца 90-х гг. оно особенно часто звучит в таком сочетании, как «парадигма образования», «парадигма воспитания». В связи с этим, прежде чем приступить к изложению основных положений нашей статьи, хотелось бы сделать небольшое уточнение самой сути понятия «парадигма». Парадигма (греч-paradeigma - пример, образец) - термин, впервые введенный в научный оборот американским науковедом Т. Куном . По Т. Куну, парадигма - это совокупность теоретических и методологических предпосылок конкретного исследования. Ученый связывал парадигму с практическим этапом исследования: она позволяет решать возникающие вследствие его затруднения, а так же фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Поэтому парадигма, по сложившимся у нас науковедческим традициям, скорее всего близка к гипотезе исследования, но не может быть сущностным определением (понятием) явления или процесса. Сочетания типа «парадигма образования» и «парадигма воспитания» и т.п. не точны, если соотнести с тем смыслом, который определял Т. Кун. В соответствии с этим уточнением будет более правильным употреблять научное выражение «парадигма проблемы воспитания» (образования) как объектно-исследовательское.

Научных проблем, связанных  с воспитанием, много и если вычленить  из них конкретную проблему, например гражданское воспитание, то можно  использовать выражение «парадигма проблемы гражданского воспитания»  как субъектно-исследовательское. В  данной статье речь пойдет об общих  предпосылках в исследовании воспитания как общественного явления, которое  столь же кардинально изменилось, как и само наше общество, и требует  исследований теоретико-методологического  характера, которые должны дать обоснование  воспитательному процессу в новых  социальных условиях. Ознакомление с  научными публикациями позволяет наметить некоторые существенные направления  по определению парадигмы проблемы воспитания. Преобладают суждения и  концепции, основанные на гуманистических  идеях. Это вполне закономерно в силу того, что, во-первых, воспитание в основе своей является гуманным явлением, во-вторых, в былом авторитарном обществе господствовали методы принуждения, что отрицательно сказалось на развитии личности и в целом на образе жизни людей, и, в-третьих, объявленные ныне демократические приоритеты еще слабо развиты и не способствуют полноценному раскрепощению человека, особенно детей. К тому же общественный кризис тормозит реализацию гуманистических принципов воспитания.

Справедливо отмечают Г.Н. Филонов  и С.В. Черепкова, что «...нет ясности в перспективах общественного развития, детерминирующего направленность воспитания», «...воспитательные центры рождаются чаще всего спонтанно, усилиями энтузиастов или в силу вынужденной необходимости».

Е.В. Бондаревская подчеркивает, что «... вместе с критикой авторитарного, обезличенного воспитания в научно-педагогических кругах утвердилось ничем не оправданное отрицательное отношение к воспитанию вообще» .

В определении парадигмы  проблемы воспитания наметились следующие  подходы: во-первых, воспитание рассматривается  как самоценностный процесс; во-вторых, исследуются его культурологическое, духовное, и психоаналитическое начала. Всех их объединяет гуманистическая идея личностно-ориентированного воспитания. Рассмотрим суть каждого из этих начал. Воспитание как самоценностный процесс подчеркивается в связи с тем, что среди педагогической общественности утверждается мнение о воспитании как дополнительном образовании. Между тем исторический опыт доказал, что воспитание - самостоятельный процесс, вносящий только ему свойственный вклад в становление личности. Он возник едва ли не с возникновением человека и является одним из важнейших условий дальнейшего его общественно-исторического развития, а образование же стало возможным лишь с возникновением цивилизаций. Попытка сделать воспитание частью образования не отвечает современным задачам общественного развития. Это давно поняли и на Западе, где традиционно речь шла главным образом об образовании в широком смысле, включающем воспитательные начала. Скорее всего этим и объясняется данный взгляд, поскольку нам нравится механически приживлять западный опыт на отечественной ниве. Но это уже несовременно, и мы, как всегда, отстали от них. В наиболее развитых странах мира наметилась четкая тенденция усиления внимания к воспитанию как новому общественному понятию. Как бы ни критиковали наше былое социалистическое воспитание, но именно то, что мы исходим из его самоценности в становлении личности, способствовало накоплению всего позитивного воспитательного опыта.

Таким образом, первое начало - самоценность воспитания как процесса обеспечит нам возможность реализовать историзм и преемственность в определении нового понятия воспитания и в организации практической воспитательной работы, В плане исследования культурологического, ровного начала наиболее обоснованны, по нашему мнению, идеи Е.В. Бондаревской, изложенные в основном в статье «Ценностные основания Личностно-ориентированного воспитания» .

Автор верно указывает на то, что на всех исторических этапах развития России воспитанию придавалось значение «вопросов жизни». Это и есть культурно-педагогическая традиция российского общества, которая наряду с официальным взглядом на воспитание вобрала в себя и идеи гражданского, народного воспитания (служение Отечеству). Ценность педагогического наследия была в том, что воспитательные и образовательные приоритеты связывались с приоритетами развития души ребенка (духовно-нравственное воспитание). Хотя в советский период эта ценностная иерархия была заметно нарушена, но не потеряла своего значения, особенно четко она реализовалась в опыте В.А. Сухомлинского. «Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностной ориентации» .

Информация о работе Парадигмы воспитания