Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:56, реферат
Целью работы является изщучение процесса воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть основные моменты в воспитании
– раскрыть суть парадигм воспитательного процесса
В работе были использованы труды отечественных исследователей 19 столетий.
Введение
1. Понятие о воспитании
2. Парадигмы воспитательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие о воспитании
2. Парадигмы воспитательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей.
Однако наличие объективных
условий само по себе еще не решает
задачу формирования развитой личности.
Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете
объективных закономерностей
Целью работы является изщучение процесса воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– рассмотреть основные моменты в воспитании
– раскрыть суть парадигм воспитательного процесса
В работе были использованы
труды отечественных
1 Понятие о воспитании
Воспитание с точки
зрения воздействия на развитие и
формирование личности человека личности
всегда целенаправленно. Это в первую
очередь целенаправленная деятельность
общества, использующего для ее осуществления
все имеющиеся в его
Воспитание может
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета
влияния и воздействия
Воспитатель должен также
знать и ближайшее окружение
ребенка вне школы, так как
порой во дворе, на улице различные
группировки оказывают
Все это показывает, что
воспитание находится в очень
тесном взаимодействии со всеми видами
влияний, идущими от среды, играя
при этом ведущую роль в использовании
благоприятных социальных условий,
а также в устранении или ослаблении
неблагоприятных влияний и
Школа должна по-настоящему
стать центром воспитательной работы
в микрорайоне и пропаганды педагогических
знаний среди родителей и
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков.
Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного психического качества, свойственного человеку.
Что касается процесса физического
развития, то воспитание охватывает, естественно,
не весь этот процесс, а лишь те стороны
развития детей, которые вовлекаются
в специально организуемую деятельность.
Например, занятия музыкой развивают
слух, голосовые связки; занятия
физической культурой содействуют
укреплению организма, развитию мышц и
подвижности суставов. Однако определяющими
здесь все же остаются естественные
биологические процессы, на которые
сильное воздействие оказывает
социальная среда, условия жизни, быта,
питания, играющие существенную роль в
обеспечении правильного
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе.
В развитии человека, его
психических черт и качеств и
в том числе в формировании
его познавательных процессов, большую
роль играют особенности его нервной
системы. Советская психология и
педагогика утверждают, что врожденный
тип высшей нервной деятельности
не остается абсолютно неизменным:
под влиянием условий жизни, а
особенно воспитания и самовоспитания
у человека могут развиться и
укрепиться тормозные процессы, повыситься
сила и подвижность нервных
2 Парадигмы воспитательного процесса
Начался новый, XXI в. Бурные в историческом отношении 90-е гг. уже ушли в прошлое, но эхо событий тех лет еще долго будет отзываться в общественном развитии. Вместе с поразительными изменениями нашей жизни, они принесли смятение чувств и мыслей людей, которое отражается во множестве проблем, задач, понятий, терминов. Среди них часто употребляется и такое понятие, как «парадигма». В научных кругах оно известно давно, но для широкого общественного сознания является весьма новым и по сути не совсем ясным. Часто в публичных выступлениях людей, далеких от науки, можно услышать это красивое слово «парадигма», но с конца 90-х гг. оно особенно часто звучит в таком сочетании, как «парадигма образования», «парадигма воспитания». В связи с этим, прежде чем приступить к изложению основных положений нашей статьи, хотелось бы сделать небольшое уточнение самой сути понятия «парадигма». Парадигма (греч-paradeigma - пример, образец) - термин, впервые введенный в научный оборот американским науковедом Т. Куном . По Т. Куну, парадигма - это совокупность теоретических и методологических предпосылок конкретного исследования. Ученый связывал парадигму с практическим этапом исследования: она позволяет решать возникающие вследствие его затруднения, а так же фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных. Поэтому парадигма, по сложившимся у нас науковедческим традициям, скорее всего близка к гипотезе исследования, но не может быть сущностным определением (понятием) явления или процесса. Сочетания типа «парадигма образования» и «парадигма воспитания» и т.п. не точны, если соотнести с тем смыслом, который определял Т. Кун. В соответствии с этим уточнением будет более правильным употреблять научное выражение «парадигма проблемы воспитания» (образования) как объектно-исследовательское.
Научных проблем, связанных
с воспитанием, много и если вычленить
из них конкретную проблему, например
гражданское воспитание, то можно
использовать выражение «парадигма
проблемы гражданского воспитания»
как субъектно-
Справедливо отмечают Г.Н. Филонов и С.В. Черепкова, что «...нет ясности в перспективах общественного развития, детерминирующего направленность воспитания», «...воспитательные центры рождаются чаще всего спонтанно, усилиями энтузиастов или в силу вынужденной необходимости».
Е.В. Бондаревская подчеркивает, что «... вместе с критикой авторитарного, обезличенного воспитания в научно-педагогических кругах утвердилось ничем не оправданное отрицательное отношение к воспитанию вообще» .
В определении парадигмы проблемы воспитания наметились следующие подходы: во-первых, воспитание рассматривается как самоценностный процесс; во-вторых, исследуются его культурологическое, духовное, и психоаналитическое начала. Всех их объединяет гуманистическая идея личностно-ориентированного воспитания. Рассмотрим суть каждого из этих начал. Воспитание как самоценностный процесс подчеркивается в связи с тем, что среди педагогической общественности утверждается мнение о воспитании как дополнительном образовании. Между тем исторический опыт доказал, что воспитание - самостоятельный процесс, вносящий только ему свойственный вклад в становление личности. Он возник едва ли не с возникновением человека и является одним из важнейших условий дальнейшего его общественно-исторического развития, а образование же стало возможным лишь с возникновением цивилизаций. Попытка сделать воспитание частью образования не отвечает современным задачам общественного развития. Это давно поняли и на Западе, где традиционно речь шла главным образом об образовании в широком смысле, включающем воспитательные начала. Скорее всего этим и объясняется данный взгляд, поскольку нам нравится механически приживлять западный опыт на отечественной ниве. Но это уже несовременно, и мы, как всегда, отстали от них. В наиболее развитых странах мира наметилась четкая тенденция усиления внимания к воспитанию как новому общественному понятию. Как бы ни критиковали наше былое социалистическое воспитание, но именно то, что мы исходим из его самоценности в становлении личности, способствовало накоплению всего позитивного воспитательного опыта.
Таким образом, первое начало - самоценность воспитания как процесса обеспечит нам возможность реализовать историзм и преемственность в определении нового понятия воспитания и в организации практической воспитательной работы, В плане исследования культурологического, ровного начала наиболее обоснованны, по нашему мнению, идеи Е.В. Бондаревской, изложенные в основном в статье «Ценностные основания Личностно-ориентированного воспитания» .
Автор верно указывает на то, что на всех исторических этапах развития России воспитанию придавалось значение «вопросов жизни». Это и есть культурно-педагогическая традиция российского общества, которая наряду с официальным взглядом на воспитание вобрала в себя и идеи гражданского, народного воспитания (служение Отечеству). Ценность педагогического наследия была в том, что воспитательные и образовательные приоритеты связывались с приоритетами развития души ребенка (духовно-нравственное воспитание). Хотя в советский период эта ценностная иерархия была заметно нарушена, но не потеряла своего значения, особенно четко она реализовалась в опыте В.А. Сухомлинского. «Все это убеждает в том, что в современной социокультурной ситуации речь должна идти не об отрицании воспитания, а о переосмыслении его ценностной ориентации» .