Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:44, шпаргалка
В процессе развития психического заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию.
Французский психиатр В. Маньян в результате многолетнего исследования выяснил,
что если на бред не воздействовать лекарственными средствами, то он имеет следующую динамику:
1 Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение
2 Кристаллизация бреда
3 Формирование бреда величия
4 Распад бредовой структуры
30. ПАРАНОИДНЫЕ СИНДРОМЫ
Синдром Кандинского-Клерамбо (психического автоматизма). При остром течении наблюдается чувственный бред воздействия, преследования, яркие чувственные автоматизмы и вербальные псевдогаллюцинации (звучащие мысли с характером сделанности). Развивается бредовое восприятие окружающего с растерянностью, страхом, возбуждением. Может быть симптом Двойника с ложными узнаваниями, бред интерметаморфоза с идеями, что больному «показывают представление», бред особого значения, когда определенным событиям или предметам придается символическое значение.
При хроническом течении синдрома Кандинского-Клерамбо отмечается истематизированный персекуторный бред воздействия (при инвертированном бреде — с ощущениями и убеждением в собственном «экстрасенсорном» воздействием на людей). Имеются псевдогаллюцинации, чаще слуховые, разнообразные автоматизмы, эмоциональное напряжение и бредовое возбуждение. Могут быть сенестопатии, парестезии, отдельные кататонические симптомы. В зависимости от преобладания симптоматики выделяют галлюцинаторную форму синдрома и бредовую (в том числе ипохондрическую).
Депрессивно-параноидный синдром включает тревожно-тоскливый аффект, замедление и ускорение течения ассоциаций, чувственный бред (осуждения, преследования), бред особого значения, чередование гипокинезии и ажитации, отдельные кататонические симптомы. Наблюдаются также парейдолии (живые зрительные иллюзии), аффективные вербальные иллюзии, функциональные галлюцинации (стимулируемые реальными раздражителями), псевдогаллюцинации — непроизвольные яркие чувственные представления.
Реактивный параноид развивается обычно в новой, непривычной ситуации с вынужденным лишением сна (например, «железнодорожный параноид» С.Г. Жислина). На фоне нарастающей тревоги возникают бредовые идеи отношения, преследования, особого значения, сопровождающиеся галлюцинациями. Наблюдается аффективное сужение сознания, ажитация, суицидальные попытки с целью «избежать наказания» или обреченная неподвижность с «ожиданием своей участи».
Индуцированный бред («бред вдвоем») характеризуется идеями преследования, которые развиваются чаще у сестер. Имеет место социальная изоляция, при которой индуктор страдает психическим заболеванием и является лидером для другого человека, через которого он поддерживает ограниченный контакт с реальностью. Подчиненное лицо стремится к заботе и одобрению со стороны лидера. Они объединяются в борьбе против враждебного им мира при кверулянтском бреде, вместе переживают опасения и надежды при бреде преследования, ущерба и (плохого) отношения. Готовность к параноидному восприятию мира изначально имеется у обоих, но больше у индуцирующего. Между больными существует созависимость с жестким распределением ролей. Заболевание ведомого восстанавливает его подчиненное положение. Бред становится дополнительным интимным связующим звеном в их амбивалентных взаимоотношениях. Необходимо учитывать опасность самоубийства и убийства. Как правило, изоляция пассивного партнера приводит к его быстрому выздоровлению; при этом необходимо помочь пациенту найти новые способы поддержки и компенсации утраченных взаимоотношений. Последние годы отмечается много случаев развития индуцированного бреда в религиозных группах, приводящих, в частности, к массовым самоубийствам, убийствам членов сект, насилию над детьми и другим тяжким правонарушениям.
31. Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.
В обыденной жизни под эмоциями мы понимаем внешние реакции человека на всё, что происходит с ним и вокруг него. Такого рода реагирование сопровождает каждый прожитый день индивида (за исключением патологий психического здоровья), в нем же и заключается основная сущность эмоций и чувств.
состояние, характеризующееся
грезоподобным бредом величия, бредом
преследования и воздействия, явлениями
психического автоматизма и повышенным
фоном настроения.
Различают систематизированные парафрении,
конфабуляторные и галлюцинаторные.
Систематизированные парафренные состояния
характеризуются систематизированным
фантастическим бредом величия, наряду
с которым наблюдаются бредовые идей преследования,
воздействия и явления психического автоматизма.
В основе конфабуляторных парафреиных
состояний лежат обильные фантастические
конфабуляции, сочетающиеся обычно с симптомом
<разматывания> воспоминаний. Галлюцинаторные
парафренные состояния характеризует
наплыв вербальных галлюцинаций (чаще
псевдогаллюцинаций) фантастического
содержания и превалирование их над бредом.
Парафренный синдром наблюдается при
шизофрении как стадия развития параноидной
формы и как состояние, развивающееся
в течение приступов рекуррентной шизофрении
(чаще на высоте маниакальных приступов).
Парафренный синдром может развиваться
в течение функциональных психозов позднего
возраста. Лечение - см. Шизофрения. Лечение.
36. Особенности патопсихологического исследования эмоций
шизофрения психический больной параноидный
Для исследования эмоциональной сферы применялись следующие методы:
-Наблюдение за внешними
проявлениями эмоциональных
-Беседа с больным.
Исследование соматовегетативных проявлений, сопровождающих эмоциональные реакции.
Получение объективных сведений об эмоциональных проявлениях от родственников, сотрудников, соседей больного.
Наблюдение за больным дает нам возможность судить о его эмоциональном состоянии по выражению лица, позе, темпу речи, движений, по одежде и занятиям, отношению к трудовым процессам.
При пониженном настроении характерны: грустный взгляд, сведенные к переносице брови, опущенные углы рта, замедление темпа движений, тихий голос.
Таким образом, для данного исследования, направленного на проверку гипотезы о дифференциально-значимых психологических особенностях больных простой и параноидной шизофренией, актуальны следующие психологические методы:
-Метод клинической беседы.
-Метод психологического наблюдения.
Экспериментальные методики патопсихологии.
37.. Амнестический (Корсаковский) синдром.
Корсаковский амнестический синдром - сочетание фиксационной амнезии с парамнезиями, нарушением концентрации внимания. Может наблюдаться при церебральном атеросклерозе, последствиях травмы, либо как ведущий синдром в рамках Корсаковского психоза (алкогольная энцефалопатия, при которой нарушения памяти и интеллекта сочетаются с периферическим полиневритом).
Клинические характеристики Корсаковского синдрома:
- выраженные нарушения
памяти на недавние события, грубо
страдает способность
- долговременная память
обычно относительно хорошо
- конфабуляции
- нарушения концентрации внимания, дезориентировка во времени
Психоорганический синдром (органический мозговой синдром, органический психосиндром, психоорганический синдром, F0 в МКБ-10) – большое число различных психических нарушений (необратимые изменения личности, психическая беспомощность, снижение памяти, сообразительности, ослабление воли, аффективная лабильность, снижение трудоспособности и способности к адаптации), возникновение которых непосредственно обусловлено повреждением головного мозга и развивающейся вследствие этого дисфункцией его структур; резидуальное состояние, исход психозов. Характеризуется триадой Вальтер-Бюэля: 1) ослабление памяти 2) снижение интеллекта 3) недержание аффектов
Причины: повреждение головного мозга:
а) первичного характера (травма, первично-мозговая инфекция, опухоли, дегенеративные процессы)
б) вторичного характера (обменные и эндокринные нарушения, недостаточное питание, коллагенозы, системные инфекции и др. симптоматические повреждения головного мозга)
38.. Диссоциативные расстройства (лат. dissociare «отделяться от общности») - группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций - сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. Обычно эти функции интегрированы в психике, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся в известной мере независимы. Так, может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.
Термин «диссоциация» был предложен
в конце XIX века французским психологом
и врачом П. Жане, который заметил, что
комплекс идей может отщепляться от основной
личности и существовать независимо и
вне сознания (но может быть возвращен
в сознание с помощью гипноза). В современной
психиатрии термин «диссоциативные расстройства»
используется для обозначения трех феноменов:
- возникновения множественной личности,
- психогенной фуги
- и психогенной амнезии.
39. Самосознание
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении егожизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):
сознание отличия себя от остального мира;
сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически
первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенкацелостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способностьк самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает,