Патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:44, шпаргалка

Описание работы

В процессе развития психического заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию.
Французский психиатр В. Маньян в результате многолетнего исследования выяснил,
что если на бред не воздействовать лекарственными средствами, то он имеет следующую динамику:
1 Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение
2 Кристаллизация бреда
3 Формирование бреда величия
4 Распад бредовой структуры

Файлы: 1 файл

патопсихология.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

 

30. ПАРАНОИДНЫЕ СИНДРОМЫ

Синдром Кандинского-Клерамбо (психического автоматизма). При остром течении наблюдается чувственный бред воздействия, преследования, яркие чувственные автоматизмы и вербальные псевдогаллюцинации (звучащие мысли с характером сделанности). Развивается бредовое восприятие окружающего с растерянностью, страхом, возбуждением. Может быть симптом Двойника с ложными узнаваниями, бред интерметаморфоза с идеями, что больному «показывают представление», бред особого значения, когда определенным событиям или предметам придается символическое значение.

При хроническом течении синдрома Кандинского-Клерамбо отмечается истематизированный персекуторный бред воздействия (при инвертированном бреде — с ощущениями и убеждением в собственном «экстрасенсорном» воздействием на людей). Имеются псевдогаллюцинации, чаще слуховые, разнообразные автоматизмы, эмоциональное напряжение и бредовое возбуждение. Могут быть сенестопатии, парестезии, отдельные кататонические симптомы. В зависимости от преобладания симптоматики выделяют галлюцинаторную форму синдрома и бредовую (в том числе ипохондрическую).

Депрессивно-параноидный синдром включает тревожно-тоскливый аффект, замедление и ускорение течения ассоциаций, чувственный бред (осуждения, преследования), бред особого значения, чередование гипокинезии и ажитации, отдельные кататонические симптомы. Наблюдаются также парейдолии (живые зрительные иллюзии), аффективные вербальные иллюзии, функциональные галлюцинации (стимулируемые реальными раздражителями), псевдогаллюцинации — непроизвольные яркие чувственные представления.

Реактивный параноид развивается обычно в новой, непривычной ситуации с вынужденным лишением сна (например, «железнодорожный параноид» С.Г. Жислина). На фоне нарастающей тревоги возникают бредовые идеи отношения, преследования, особого значения, сопровождающиеся галлюцинациями. Наблюдается аффективное сужение сознания, ажитация, суицидальные попытки с целью «избежать наказания» или обреченная неподвижность с «ожиданием своей участи».

Индуцированный бред («бред вдвоем») характеризуется идеями преследования, которые развиваются чаще у сестер. Имеет место социальная изоляция, при которой индуктор страдает психическим заболеванием и является лидером для другого человека, через которого он поддерживает ограниченный контакт с реальностью. Подчиненное лицо стремится к заботе и одобрению со стороны лидера. Они объединяются в борьбе против враждебного им мира при кверулянтском бреде, вместе переживают опасения и надежды при бреде преследования, ущерба и (плохого) отношения. Готовность к параноидному восприятию мира изначально имеется у обоих, но больше у индуцирующего. Между больными существует созависимость с жестким распределением ролей. Заболевание ведомого восстанавливает его подчиненное положение. Бред становится дополнительным интимным связующим звеном в их амбивалентных взаимоотношениях. Необходимо учитывать опасность самоубийства и убийства. Как правило, изоляция пассивного партнера приводит к его быстрому выздоровлению; при этом необходимо помочь пациенту найти новые способы поддержки и компенсации утраченных взаимоотношений. Последние годы отмечается много случаев развития индуцированного бреда в религиозных группах, приводящих, в частности, к массовым самоубийствам, убийствам членов сект, насилию над детьми и другим тяжким правонарушениям.

31. Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению и к своей деятельности.

В обыденной жизни под эмоциями мы понимаем внешние реакции человека на всё, что происходит с ним и вокруг него. Такого рода реагирование сопровождает каждый прожитый день индивида (за исключением патологий психического здоровья), в нем же и заключается основная сущность эмоций и чувств.

Эмоциональное реагирование представляет собой особое переживание, цель которого – оповестить сознание о психическом состоянии человека. Эти переживания бывают:

  • положительные и отрицательные

  • слабые и сильные

  • кратковременные и продолжительные (к последним чаще всего относят чувства, которые испытывает человек).

Эти переживания, несомненно, влияют на активность индивида, а также способны вызывать физиологические изменения в организме. «Лететь на крыльях» и «тащить себя за волосы» это всё про самую что не на есть сущность эмоций и чувств. Сложность эмоций как психологического феномена в том, что существует бесконечное количество причин для возникновения эмоций, а также форм их проявления.

Виды расстройств расстройство,выгорание, бытовые депрессии, ипохондрия, переутомление и опустошение

 

 

32. ПАРАФРЕННЫЙ СИНДРОМ

состояние, характеризующееся грезоподобным бредом величия, бредом преследования и воздействия, явлениями психического автоматизма и повышенным фоном настроения. 
Различают систематизированные парафрении, конфабуляторные и галлюцинаторные. 
Систематизированные парафренные состояния характеризуются систематизированным фантастическим бредом величия, наряду с которым наблюдаются бредовые идей преследования, воздействия и явления психического автоматизма. В основе конфабуляторных парафреиных состояний лежат обильные фантастические конфабуляции, сочетающиеся обычно с симптомом <разматывания> воспоминаний. Галлюцинаторные парафренные состояния характеризует наплыв вербальных галлюцинаций (чаще псевдогаллюцинаций) фантастического содержания и превалирование их над бредом. Парафренный синдром наблюдается при шизофрении как стадия развития параноидной формы и как состояние, развивающееся в течение приступов рекуррентной шизофрении (чаще на высоте маниакальных приступов). Парафренный синдром может развиваться в течение функциональных психозов позднего возраста. Лечение - см. Шизофрения. Лечение.

 

33.. Критерии нарушенного сознания (по Ясперсу):

1. Отрешенность от окружающего мира (утрата способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, но чаще проявляется в изменении восприятия происходящего, выражающемся в фрагментарности. Непоследовательности отражения событий.)

2. Дезориентировка (аллопсихическая, амнестическая, аутопсихическая, бредовая - ложные представления об окружающем, соматопсихическая, двойная ориентировка).

3.      Амнезия на период нарушенного сознания (тотальная или частичная).

 

34. ЭМОЦИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ 
 
Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, но в особой форме - в форме эмоций и личностных смыслов. 
 
В теории деятельности эмоции - это отражение отношения ре зультата деятельности к ее мотиву. Если, с точки зрения мотива, деятельность проходит успешно, то возникают положительные эмоции, а если неуспешно, - отрицательные. 

Под эмоциями в основном подразумевают сильные психические состояния, обычно связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии и дающие начало чувствам и страстям. Кроме того, каждое такое состояние обычно характеризуются валентностью или направленностью. Так, удивление, эйфория, гнев или страх, различаясь по степени положительности или отрицательности, являются вместе с тем сильнодействующими переживаниями.  

В жизни человека практически нельзя выделить ни одного состояния, которое бы не переживалось субъективно. Эмоции пронизывают всю жизнь человека от инстинктивных порывов до высших форм социальной деятельности. Мир эмоций разнообразен. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущением самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют каждому живому существу надежно оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а также предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.  
 
Эмоции играют огромную приспособительную роль : 
 
- эмоции возникли в эволюции и закрепились как средство оценки внутренних метаболических потребностей живых существ и их удовлетворения; 
 
-эмоции имеют межличностный информационный смысл; 
 
-эмоции участвуют в оценке внешних воздействий.  
 
Кроме того, эмоции - важный показатель неосознаваемых мотивов. Они могут быть ключом к их разгадке. И работа по осозна нию мотивов может происходить на основе анализа эмоций (по ка кому поводу они возникали и какого свойства они были: положи тельные или отрицательные). 
 
^ Личностный смысл - это переживание повышенной субъектив ной значимости предмета, действия, события. Личностный смысл обнаруживается тогда, когда нейтральный объект начинает пере живаться как субъективно очень важный. Сильный мотив вовлека ет в поле своего действия большой круг предметов, которые стано вятся личностно значимыми. 
 
Работа по осознанию собственных мотивов (рефлексия) очень сложна. Она требует интеллектуального и жизненного опыта. Результатом такой работы является самопозна ние, самоусовершенствование, повышение личностной и профессиональной компетентности. 
 
Знание основ теории деятельности позволяет содержательно анализировать реальную и нормативную деятель ность. 
 
Под нормативной деятельностью мы понимаем не стереотип ную, алгоритмизированную, жестко детерминированную деятель ность, но такую, которая содержит в себе смыслы, мотивы, цели, ее основные действия, операции.

36.  Особенности патопсихологического исследования эмоций

шизофрения психический больной параноидный

Для исследования эмоциональной сферы применялись следующие методы:

-Наблюдение за внешними  проявлениями эмоциональных реакций  пациента.

-Беседа с больным.

Исследование соматовегетативных проявлений, сопровождающих эмоциональные реакции.

Получение объективных сведений об эмоциональных проявлениях от родственников, сотрудников, соседей больного.

Наблюдение за больным дает нам возможность судить о его эмоциональном состоянии по выражению лица, позе, темпу речи, движений, по одежде и занятиям, отношению к трудовым процессам.

При пониженном настроении характерны: грустный взгляд, сведенные к переносице брови, опущенные углы рта, замедление темпа движений, тихий голос.

Таким образом, для данного исследования, направленного на проверку гипотезы о дифференциально-значимых психологических особенностях больных простой и параноидной шизофренией, актуальны следующие психологические методы:

-Метод клинической беседы.

-Метод психологического  наблюдения.

Экспериментальные методики патопсихологии.

37.. Амнестический (Корсаковский) синдром.

Корсаковский амнестический синдром - сочетание фиксационной амнезии с парамнезиями, нарушением концентрации внимания. Может наблюдаться при церебральном атеросклерозе, последствиях травмы, либо как ведущий синдром в рамках Корсаковского психоза (алкогольная энцефалопатия, при которой нарушения памяти и интеллекта сочетаются с периферическим полиневритом).

Клинические характеристики Корсаковского синдрома:

- выраженные нарушения  памяти на недавние события, грубо  страдает способность усваивать  новую информацию и оперировать  ею (фиксационная амнезия), сохранено  непосредственное воспроизведение

- долговременная память  обычно относительно хорошо сохраняется

- конфабуляции

- нарушения концентрации  внимания, дезориентировка во времени

Психоорганический синдром (органический мозговой синдром, органический психосиндром, психоорганический синдром, F0 в МКБ-10) – большое число различных психических нарушений (необратимые изменения личности, психическая беспомощность, снижение памяти, сообразительности, ослабление воли, аффективная лабильность, снижение трудоспособности и способности к адаптации), возникновение которых непосредственно обусловлено повреждением головного мозга и развивающейся вследствие этого дисфункцией его структур; резидуальное состояние, исход психозов. Характеризуется триадой Вальтер-Бюэля: 1) ослабление памяти 2) снижение интеллекта 3) недержание аффектов

Причины: повреждение головного мозга:

а) первичного характера (травма, первично-мозговая инфекция, опухоли, дегенеративные процессы)

б) вторичного характера (обменные и эндокринные нарушения, недостаточное питание, коллагенозы, системные инфекции и др. симптоматические повреждения головного мозга)

 

38.. Диссоциативные расстройства (лат. dissociare «отделяться от общности») - группа психических расстройств, характеризующихся изменениями или нарушениями ряда психических функций - сознания, памяти, чувства личностной идентичности, осознания непрерывности собственной идентичности. Обычно эти функции интегрированы в психике, но когда происходит диссоциация, некоторые из них отделяются от потока сознания и становятся в известной мере независимы. Так, может утрачиваться личностная идентичность и возникать новая, как это происходит в состояниях фуги или множественной личности, либо могут стать недоступными для сознания отдельные воспоминания, как в случаях психогенной амнезии.

Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза). В современной психиатрии термин «диссоциативные расстройства» используется для обозначения трех феноменов: 
- возникновения множественной личности, 
- психогенной фуги 
- и психогенной амнезии.

39. Самосознание

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении егожизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически

первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенкацелостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способностьк самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает,

Информация о работе Патопсихология