Патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:44, шпаргалка

Описание работы

В процессе развития психического заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию.
Французский психиатр В. Маньян в результате многолетнего исследования выяснил,
что если на бред не воздействовать лекарственными средствами, то он имеет следующую динамику:
1 Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение
2 Кристаллизация бреда
3 Формирование бреда величия
4 Распад бредовой структуры

Файлы: 1 файл

патопсихология.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

Лабораторный метод. К числу наиболее распространен ных тестов, применяемых для исследования личности больного, можно отнести:

1. Метод исследования уровня притязаний. Больному пред 
лагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Ис 
пытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспери 
ментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для 
больного, при этом анализирует его реакции в этих ситуациях. 
Для исследования уровней притязаний применяют разные зада 
ния (например, кубики Кооса).

2. Метод  Дембо-Рубинштепна. Используется для исследо 
вания самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, 
символизирующих здоровье, ум, характер, счастье и т. д. отме 
чает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает 
на вопросы, раскрывающие его представление о содержании 
понятий «ум», «здоровье» и пр.

3. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого мето 
да исследуются характерные для личности реакции в стрессовых

ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени ее социаль ной адаптации.

4. Метод незаконченных предложений. Тест относится к 
группе вербальных полупроективных методов. Один из вариан 
тов этого теста включает 60 незаконченных предложений, кото 
рые испытуемый должен дописать по своему усмотрению. 
Предложения разделены на 15 групп, в результате исследуются 
отношения испытуемого к лицам противоположного пола, на 
чальству, подчиненным, и т. д.

5. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) состоит из 
20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по 
каждой картине. Можно получить данные о восприятии, вооб 
ражении, способности осмысливать содержание, об эмоцио 
нальной сфере, способности вербализации, о психотравме и т. д.

6. Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением 
симметричных одноцветных и полихроматических чернильных 
пятен. Тест используется для диагностики психических свойств 
личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может 
быть похоже. Оценка ответов проводится по 4 категориям: 
1) расположение или локализация; 2) детерминанты (форма, 
движение, цвет, полутона, диффузность); 3) содержание; 4) по 
пулярность, оригинальность.

7. Миннесотский многопрофильный личностный опросник 
(MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, осо 
бенностей характера, физического и психического состояния 
испытуемого. Больной должен отнестись (положительно или 
отрицательно) к содержанию предлагаемых в тесте утвержде 
ний. В результате специальной процедуры строится профиль 
личности, отражающий соотношение исследуемых личностных 
особенностей (ипохондрии - сверхконтроля, депрессии - на 
пряженности, истерии - лабильности, психопатии - импульсив 
ности, мужественности - женственности, паранойи — ригидно 
сти, психастении - тревожности и т. д.).

8. Подростковый диагностический опросник Личко (ПДО). 
Используется для диагностики психопатий и акцентуаций

характера у подростков.

9.Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт -четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, жел тый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также некоторые наиболее устойчивые черты личности.

54.  Психогенные расстройства

включают в себя различную патологию психической деятельности: острые и затяжные психозы, психосоматические нарушения, неврозы, аномальные реакции (патохарактерологические и невротические) и психогенное развитие личности, возникающее под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации.  
По своей природе психическая травма представляет весьма сложное явление, в центре которого находится субклиническое реагирование сознания на саму психическую травму, сопровождающееся своеобразной защитной перестройкой, происходящей в системе психологических установок в субъективной иерархии значимого. Такая защитная перестройка обычно нейтрализует патогенное действие психической травмы, предотвращая тем самым развитие психогенной болезни. В этих случаях речь идет о психологической защите, выступающей как весьма существенная форма реакции сознания на перенесенную психическую травму.  
Понятие «психологическая защита» сформировалось в психоаналитической школе, и согласно взглядам представителей этой школы, в психологическую защиту входят специфические приемы переработки переживаний, нейтрализующие их патогенное влияние. Они включают феномены типа вытеснения, рационализации, сублимации.  
Психологическая защита является нормальным повседневным психологическим механизмом, играющим большую роль в сопротивлении организма болезни и способным предотвращать дезорганизацию психической деятельности.  
В результате проведенных исследований выделены люди, «хорошо психологически защищенные, способные к интенсивной переработке патогенных воздействий, и плохо психологически защищенные, которые не способны развить эту защитную активность. У них легче возникают клинически очерченные формы психогенных заболеваний.  
Общим признаком всех психогенных расстройств является обусловленность их аффективным психогенным состоянием – ужасом, отчаянием, оскорбленным самолюбием, тревогой, страхом. Чем острее и выраженнее аффективное переживание, тем отчетливее аффективно-суженное изменение сознания. Особенностью этих расстройств являются единство структуры всех наблюдаемых расстройств и связь их с аффективными переживаниями.  
Среди психогенных расстройств выделяют продуктивные и негативные. Для отграничения продуктивных расстройств психогенной природы от других психических заболеваний пользуются критериями К. Ясперса, которые, несмотря на формальный характер, имеют значение для диагностики:  
1) болезнь возникает вслед за психической травмой;  
2) содержание психопатологических проявлений вытекает из характера психической травмы, и между ними существуют психологически понятные связи;  
3) все течение болезни связано с травмирующей ситуацией, исчезновение или дезактуализация которой сопутствуют прекращению (ослаблению) заболевания.  

 

 


Информация о работе Патопсихология