Патопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:44, шпаргалка

Описание работы

В процессе развития психического заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию.
Французский психиатр В. Маньян в результате многолетнего исследования выяснил,
что если на бред не воздействовать лекарственными средствами, то он имеет следующую динамику:
1 Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение
2 Кристаллизация бреда
3 Формирование бреда величия
4 Распад бредовой структуры

Файлы: 1 файл

патопсихология.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

 

47. Методика «Заучивание 10 слов». Предложена А.Р. Лурия. Направлена на изучение непосредственного запоминания. Главное – тишина в помещении! Многоэтапная инструкция:

 

«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?».

Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.

 

«Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».

Испытуемый повторяет слова, которые записываются в протокол.

 

Далее опыт продолжается таким же образом 3, 4, 5 раз. Инструкция не повторяется – экспериментатор просто говорит «Еще раз!».

 

Через час испытуемый ещё раз повторяет слова, но уже без напоминания их экспериментатором.

 

«Кривая запоминания»: по горизонтальной оси откладываются номера повторений, по вертикальной – число (сумма) правильных воспроизведений.

 

2.Методика «Воспроизведение  рассказов». Направлена на изучение непосредственного запоминания. Варианты предъявления:

  • Испытуемому дается лист с текстом рассказа. Инструкция: «Прочитайте с выражением, с чувством, толком, расстановкой». После прочтения испытуемого спрашивают, о чём был рассказ. Проверяется непроизвольное запоминание.

  • Испытуемому читается рассказ с инструкцией «Я сейчас прочту короткий рассказ, слушайте внимательно, после того, как я закончу читать, попытайтесь его рассказать как можно ближе к тексту».

  • Два рассказа подряд – интерференция. Пр.: «Галка и голуби», «Умная галка» или «Муравей и голубка».

3.Методика «Опосредованное  запоминание». Предложена А.Н. Леонтьевым. Направлена на изучение опосредствованной памяти. Перед больным раскладываются все 30 карточек в любом порядке, но так, что бы все они были видны ему. Инструкция: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того, что бы легче это сделать, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое надо запомнить – дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». Когда испытуемый выбрал карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит вам дождь?». Через час испытуемому предъявляют карточки и он должен назвать искомое слово.

4. метод пиктограмм

Методика «Пиктограмма». Инструкция: «Сейчас будет проверяться ваша зрительная память. На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово – как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение «Веселый праздник». Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить «Веселый праздник»?». После выполнения лист с рисунком откладывается и показывается испытуемому для воспроизведения слов через час

48. Депрессивный синдром. Включает следующую триаду признаков: аутохтонное или возникшее по другим причинам снижение настроения — гипотимия, заторможенность мыслительной деятельности — брадифрения, ослабление побуждений к деятельности и общее снижение активности — гипобулия. Наблюдаются также ипохондрические явления, симптомы психической анестезии, деперсонализации и дереализации, разнообразные вегетативные и нейроэндокринные расстройства, нарушения сна и других витальных функций.

 

49. Существуют такие расстройства воли, как, например, гипобулия, гипербулия, абулия. Наиболее часто среди нарушений волевых процессов встречается их снижение или гипобулия, которое может сопровождаться также снижением эмоционального фона.

Гипобулия — понижение волевой активности. Такие люди малоподвижны, стремлений к деятельности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Снижение волевой активности может наблюдаться у соматических больных при длительном пребывании в стационаре.

Люди, страдающие гипобулией, нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выполнении самых элементарных действий — своевременный прием лекарств, лечебных процедур и т.д. Полезно давать таким больным несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала. Сложнее определить тактику с амбулаторными больными. Основная тактика поведения с ними — внимательное и заботливое отношение.

Абулия — нерешительность, ослабление воли, безволие. Патологическое нарушение психической регуляции действий. Расстройства воли данного типа, характеризуются вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности. Проявляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Начав какую-либо работу, больные ее быстро бросают.

Апато-абулический синдром. Это сочетание апатии, безразличия, индифферентности с резким ослаблением или полной утратой побуждений к деятельности, интересов, аспонтанностью, бездеятельностью, не прерывающейся и под влиянием побуждений извне. Наблюдается при простой форме шизофрении.

 

50.ВИДЫ ДИПРЕССИЙ

 Соматогенные депрессии

Эндогенные депрессии

Психогенные депрессии

Невротическая депрессия

Реактивная депрессия

«Маскированные» депрессии

психогенная (реактивная) депрессия. в отличие от эндогенной депрессии

психогенная всегда возникает после тягостных для  больного  переживаний,чаще острых психических травм. Хотя считается, что интенсивность депрес-сивных расстройств в этих случаях меньше, чем при эндогенных депрессиях,опасность самоубийства при этих состояниях достаточно велика. Кроме  об-щих для депрессий признаков, для психогенных депрессий типична  отчетли-вая связь возникновения, течения и  завершения  приступа  с  психической"травмой. Поведение и высказывания больных обычно связаны с реальной си-туацией, часто больной гиперболизирует  реально  существующие  жизненныетрудности.  Другая  особенность  психогенных  депрессий  заключается   вбольшой  яркости,  выразительности,  экспрессивности,  иногда  даже  де-монстративности эмоциональных проявлений. Характерна также  выраженностьвегетативных нарушений.

51. Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.

52.    В отечественной психиатрии шизофрения - это "хроническое эндогенное заболевание, проявляющееся различной негативной и позитивной симптоматикой, и характеризующееся специфическими нарастающими изменениями личности".

Позитивные, или продуктивные симптомы: Позитивные же симптомы - это появление новых признаков - бреда, галлюцинаций.

1. Слуховые псевдогаллюцинации (пациент слышит "голоса", но воспринимает их не как реально существующие в природе, а доступные лишь ему, "наведенные" кем-то, или "спущенные свыше"). Обычно описывается, что такие "голоса" слышны не как обычные, ухом, а "головой", "мозгом".

2. Синдром психических автоматизмов (Кандинского-Клерамбо), включающий в себя: 
а) Бред преследования (пациенты в этом состоянии опасны, т.к.могут вооружаться с целью обороны от мнимых преследователей, и нанести ранение любому, кого посчитают таковым; либо совершить попытку суицида с целью "покончить с этим"); 
б) бред воздействия; 
в) слуховые псевдогаллюцинации (описывались выше); 
г) Психический автоматизм-ассоциативный (ощущение "сделанности" мыслей);сенестопатический(ощущение "сделанности" чувств);моторный(ощущение,что те или иные движения,которые он совершает,не его,а навязаны ему извне,его заставляют их сделать).

3. Кататония, гебефрения - застывание в одной позе, часто неудобной, на долгие часы, либо наоборот-резкая расторможенность, дурашливость, кривляние.

Согласно нейрогенетическим теориям продуктивная симптоматика болезни обусловлена дисфункцией системы хвостатого ядра мозга, лимбической системы. Обнаруживаются рассогласование в работе полушарий, дисфункция лобно-мозжечковых связей. На КТ (компьютерная томография мозга) можно обнаружить расширение передних и боковых рогов желудочковой системы. При ядерных формах болезни на ЭЭГ (электроэнцефалограмме) снижен вольтаж с лобных отведений.

негативные: При этом негативные симптомы - это "выпадение" из спектра психической деятельности ранее существовавших признаков, характерных для этой личности - уплощение эмоционального реагирования, редукция энергетического потенциала (но об этом позже).

1. Энгин Блейлер выделял ассоциативный дефект; 
Странский - интерпсихическую атаксию; 
также - схизис.

Все это - утрата связности, целостности психических процессов -  
а) в мышлении; 
б) в эмоциональной сфере; 
в) в волевых актах.

Разрознены сами процессы, да и внутри самих процессов "кавардак". Схизис - нефильтрованный продукт мышления. Он есть и у здоровых людей, но контролируется сознанием. У больных он наблюдается в начальной стадии, но, как правило, исчезает с приходом галлюцинаций и бреда.

2. Аутизм. Больной шизофренией испытывает тревогу и страх при общении с окружающим миром и хочет дистанцироваться от любых контактов. Аутизм - бегство от контактов.

3. Резонерство - больной говорит, но не двигается к цели.

4. Апатия - нарастающая утрата эмоционального реагирования - все меньшее количество ситуаций вызывает эмоциональную реакцию. Сначала наблюдается рационализация вместо непосредственных эмоций. Первое, что исчезает - это интересы и хобби. ( "Сергей, тетя приезжает"-"приедет-встретим"). Подростки ведут себя как маленькие старички - вроде бы рассудительно отвечают, но за этой "рассудительностью" явное обеднение эмоциональных реакций; ("Виталик, почисти зубы"-"зачем?") Т.е. не отказывается и не соглашается, а пытается рационализировать. Если привести аргумент, зачем надо чистить зубы, найдется контраргумент, убеждение может затянуться до бесконечности, т.к. пациент и не собирается ничего обсуждать на самом деле - он просто резонерствует.

5. Абулия (по Крепелину) - исчезновение воли. На ранних этапах выглядит как нарастающая ленивость. Сначала - дома, на работе, затем в самообслуживании. Больные больше лежат. Чаще же наблюдается не апатия, а обеднение; не абулия, а гипобулия. Эмоции у пациентов, страдающих шизофренией, сохраняются в одной изолированной "резервной зоне", которая в психиатрии называется парабулией. Парабулия может быть самой разнообразной - один из пациентов забросил работу и месяцами ходил по кладбищу, составляя его план."Труд" занял большой том. Другой - сосчитал все буквы "Н" в "Войне и мире". Третий - бросил школу, ходил по улице, собирал экскременты животных и дома аккуратно прикреплял их на стенд, как это делают энтомологи с бабочками. Таким образом, пациент напоминает "механизм, работающий вхолостую".

53. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Что касается методов патопсихологического исследования личности, то среди них выделяют два главных - клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным, бе седах, изучении истории болезни; второй предполагает исполь зование разнообразных тестов.

Клинический подход к изучению личности предполагает изучение истории жизни человека с помощью биографического и анамнестического методов.

Анамнез - это получение совокупности сведений о жизни обследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезней, об условиях жизни, работе и лечении.

Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет особое значение в случаях, когда надо выяснить отношение больного к значимым событиям его жизни и состоит в получении информации от самого больного. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического рас стройства, сенсорных затруднений и т. п. Субъективный и объек тивный анамнез обычно дополняют друг друга. В клинике многое можно узнать о личности больного также из реальных взаимо действий с ним во время психотерапии и коррекционных меро приятий, а также во время тестирования.

Информация о работе Патопсихология