Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:44, шпаргалка
В процессе развития психического заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию.
Французский психиатр В. Маньян в результате многолетнего исследования выяснил,
что если на бред не воздействовать лекарственными средствами, то он имеет следующую динамику:
1 Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение
2 Кристаллизация бреда
3 Формирование бреда величия
4 Распад бредовой структуры
47. Методика «Заучивание 10 слов». Предложена А.Р. Лурия. Направлена на изучение непосредственного запоминания. Главное – тишина в помещении! Многоэтапная инструкция:
48. Депрессивный синдром. Включает следующую триаду признаков: аутохтонное или возникшее по другим причинам снижение настроения — гипотимия, заторможенность мыслительной деятельности — брадифрения, ослабление побуждений к деятельности и общее снижение активности — гипобулия. Наблюдаются также ипохондрические явления, симптомы психической анестезии, деперсонализации и дереализации, разнообразные вегетативные и нейроэндокринные расстройства, нарушения сна и других витальных функций.
49. Существуют такие расстройства воли, как, например, гипобулия, гипербулия, абулия. Наиболее часто среди нарушений волевых процессов встречается их снижение или гипобулия, которое может сопровождаться также снижением эмоционального фона.
Гипобулия — понижение волевой активности. Такие люди малоподвижны, стремлений к деятельности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Снижение волевой активности может наблюдаться у соматических больных при длительном пребывании в стационаре.
Люди, страдающие гипобулией, нуждаются в повышении к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выполнении самых элементарных действий — своевременный прием лекарств, лечебных процедур и т.д. Полезно давать таким больным несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала. Сложнее определить тактику с амбулаторными больными. Основная тактика поведения с ними — внимательное и заботливое отношение.
Абулия — нерешительность, ослабление воли, безволие. Патологическое нарушение психической регуляции действий. Расстройства воли данного типа, характеризуются вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности. Проявляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Начав какую-либо работу, больные ее быстро бросают.
Апато-абулический синдром. Это сочетание апатии, безразличия, индифферентности с резким ослаблением или полной утратой побуждений к деятельности, интересов, аспонтанностью, бездеятельностью, не прерывающейся и под влиянием побуждений извне. Наблюдается при простой форме шизофрении.
психогенная всегда возникает после тягостных для больного переживаний,чаще острых психических травм. Хотя считается, что интенсивность депрес-сивных расстройств в этих случаях меньше, чем при эндогенных депрессиях,опасность самоубийства при этих состояниях достаточно велика. Кроме об-щих для депрессий признаков, для психогенных депрессий типична отчетли-вая связь возникновения, течения и завершения приступа с психической"травмой. Поведение и высказывания больных обычно связаны с реальной си-туацией, часто больной гиперболизирует реально существующие жизненныетрудности. Другая особенность психогенных депрессий заключается вбольшой яркости, выразительности, экспрессивности, иногда даже де-монстративности эмоциональных проявлений. Характерна также выраженностьвегетативных нарушений.
51. Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.
1. Слуховые псевдогаллюцинации (пациент слышит "голоса", но воспринимает их не как реально существующие в природе, а доступные лишь ему, "наведенные" кем-то, или "спущенные свыше"). Обычно описывается, что такие "голоса" слышны не как обычные, ухом, а "головой", "мозгом".
2. Синдром психических автоматизмов (Кандинского-
а) Бред преследования (пациенты в этом
состоянии опасны, т.к.могут вооружаться
с целью обороны от мнимых преследователей,
и нанести ранение любому, кого посчитают
таковым; либо совершить попытку суицида
с целью "покончить с этим");
б) бред воздействия;
в) слуховые псевдогаллюцинации (описывались
выше);
г) Психический автоматизм-ассоциативный
(ощущение "сделанности" мыслей);сенестопатический(
3. Кататония, гебефрения - застывание в одной позе, часто неудобной, на долгие часы, либо наоборот-резкая расторможенность, дурашливость, кривляние.
Согласно нейрогенетическим теориям продуктивная симптоматика болезни обусловлена дисфункцией системы хвостатого ядра мозга, лимбической системы. Обнаруживаются рассогласование в работе полушарий, дисфункция лобно-мозжечковых связей. На КТ (компьютерная томография мозга) можно обнаружить расширение передних и боковых рогов желудочковой системы. При ядерных формах болезни на ЭЭГ (электроэнцефалограмме) снижен вольтаж с лобных отведений.
негативные: При этом негативные симптомы - это "выпадение" из спектра психической деятельности ранее существовавших признаков, характерных для этой личности - уплощение эмоционального реагирования, редукция энергетического потенциала (но об этом позже).
1. Энгин Блейлер выделял ассоциативный дефект;
Странский - интерпсихическую
атаксию;
также - схизис.
Все это - утрата связности,
целостности психических процессов -
а) в мышлении;
б) в эмоциональной сфере;
в) в волевых актах.
Разрознены сами процессы, да и внутри самих процессов "кавардак". Схизис - нефильтрованный продукт мышления. Он есть и у здоровых людей, но контролируется сознанием. У больных он наблюдается в начальной стадии, но, как правило, исчезает с приходом галлюцинаций и бреда.
2. Аутизм. Больной шизофренией испытывает тревогу и страх при общении с окружающим миром и хочет дистанцироваться от любых контактов. Аутизм - бегство от контактов.
3. Резонерство - больной говорит, но не двигается к цели.
4. Апатия - нарастающая утрата
эмоционального реагирования - все меньшее
количество ситуаций вызывает эмоциональную
реакцию. Сначала наблюдается рационализация
вместо непосредственных эмоций. Первое,
что исчезает - это интересы и хобби. ( "Сергей,
тетя приезжает"-"приедет-встретим")
5. Абулия (по Крепелину) - исчезновение воли. На ранних этапах выглядит как нарастающая ленивость. Сначала - дома, на работе, затем в самообслуживании. Больные больше лежат. Чаще же наблюдается не апатия, а обеднение; не абулия, а гипобулия. Эмоции у пациентов, страдающих шизофренией, сохраняются в одной изолированной "резервной зоне", которая в психиатрии называется парабулией. Парабулия может быть самой разнообразной - один из пациентов забросил работу и месяцами ходил по кладбищу, составляя его план."Труд" занял большой том. Другой - сосчитал все буквы "Н" в "Войне и мире". Третий - бросил школу, ходил по улице, собирал экскременты животных и дома аккуратно прикреплял их на стенд, как это делают энтомологи с бабочками. Таким образом, пациент напоминает "механизм, работающий вхолостую".
53. МЕТОДЫ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Что касается методов патопсихологического исследования личности, то среди них выделяют два главных - клинический и лабораторный. Первый основан на наблюдении за больным, бе седах, изучении истории болезни; второй предполагает исполь зование разнообразных тестов.
Клинический подход к изучению личности предполагает изучение истории жизни человека с помощью биографического и анамнестического методов.
Анамнез - это получение совокупности сведений о жизни обследуемого, перенесенных им заболеваниях, начале и течении болезней, об условиях жизни, работе и лечении.
Анамнез может быть субъективным и объективным. Первый имеет особое значение в случаях, когда надо выяснить отношение больного к значимым событиям его жизни и состоит в получении информации от самого больного. Второй может иметь место в тех случаях, когда субъективный анамнез затруднен или невозможен вследствие временного или хронического психического рас стройства, сенсорных затруднений и т. п. Субъективный и объек тивный анамнез обычно дополняют друг друга. В клинике многое можно узнать о личности больного также из реальных взаимо действий с ним во время психотерапии и коррекционных меро приятий, а также во время тестирования.