Педагогическая антропология К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 22:41, реферат

Описание работы

В отечественной истории педагогики множество исследований посвящено творчеству выдающихся русских педагогов XIX - начала XX в., в которых рассматриваются различные аспекты их педагогических воззрений, в том числе и философско-антропологические. Хотя педагогическая антропология К. Д. Ушинского достаточно хорошо исследована как целостная концепция, до сих пор не был проведен анализ конкретных философских идей, антропологических представлений, использованных К. Д. Ушинским в его педагогике, не было показано, как определенные философско-антропологические воззрения явились источником для определения мыслителем сущности, целей и задач педагогики.

Содержание работы

Введение 3
1. Краткая биография К.Д. Ушинского. 5
2. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической антропологии 7
3. Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога 9
4. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве 21
5. Деятельность и активность ребенка. 24
6. Ушинский о народном учителе и его подготовке 26
Заключение 30
Список литературы: 32
Приложение 33

Файлы: 1 файл

ушинский.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  педагогический  университет»

 

 

 

Факультет психологии и социальной работы

 

Кафедра психологии образования и развития

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая  антропология К.Д. Ушинского

 

 

Реферат по психолого-педагогической антропологии

 

 

 

 

Выполнил: студентка 1-го курса

специальности ПС и СР

группы ППО-1

Кислякова Агата 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2009

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Краткая биография К.Д. Ушинского. 5
  • 2. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической антропологии 7
  • 3. Демократическая направленность педагогической системы великого русского педагога 9
  • 4. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве 21
  • 5. Деятельность и активность ребенка. 24
  • 6. Ушинский о народном учителе и его подготовке 26
  • Заключение 30
  • Список литературы: 32
  • Приложение 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отечественной истории педагогики множество исследований посвящено  творчеству выдающихся русских педагогов XIX - начала XX в., в которых рассматриваются различные аспекты их педагогических воззрений, в том числе и философско-антропологические.

Творчество К. Д. Ушинского с  точки зрения его антропологических  идей изучалось Б. Г. Ананьевым, Е. П. Белозерцевым, Н. К. Гончаровым,

C. Ф. Егоровым, Б. В. Емельяновым,  Л. Н. Исаевым, Г. С. Костюком, В. Б. Куликовым, Д. О. Лордкипанидзе,  С. И. Масловым, Н. Д. Наумовым, А. И. Пискуновым, В. Я. Струминским,  И. А. Френкелем. Ананьев Б.  Г. «Педагогическая антропология»  К. Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. - 1969.- №2; Белозерцев Е. П. К. Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман-газета, 1994;

Гончаров Н. К. Педагогическая система  К. Д. Ушинского. М., 1974; Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977; Костюк Г. С. Психологические основы педагогической антропологии К. Д. Ушинского (К 150-летию со дня рождения) // Советская педагогика. -- 1974. - № 2; Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. В их работах подчеркивается новаторский для середины XIX в. характер педагогических исканий К Д. Ушинского, исследуются философские и методологические основания его педагогики, основные идеи педагогической антропологии. Исследованы исходные педагогические принципы теории К. Д. Ушинского, проанализированы мировоззренческие, психологические, методические аспекты его творчества, выявлена основная проблематика, занимавшая мыслителя на протяжении всей его творческой жизни, показано значение работ педагога для современных исследований.

Особое внимание уделяется педагогической антропологии К. Д. Ушинского (работы Б. Г. Ананьева, С. Ф. Егорова, Г. С. Костюка, Н. Д. Наумова). Авторами признается, что  К. Д. Ушинский, наряду с Н. И. Пироговым, является основоположником отечественной педагогической антропологии как относительно самостоятельного поля исследований; что именно К. Д. Ушинский первым указал на необходимость философско-антропологического основания педагогической теории и практики и сам использовал ряд философских представлений для создания своей педагогической концепции.

Хотя педагогическая антропология К. Д. Ушинского достаточно хорошо исследована  как целостная концепция, до сих  пор не был проведен анализ конкретных философских идей, антропологических  представлений, использованных К. Д. Ушинским в его педагогике, не было показано, как определенные философско-антропологические воззрения явились источником для определения мыслителем сущности, целей и задач педагогики.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Краткая биография К.Д. Ушинского.

(1824-1870)

К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший  его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо  писал: "Ушинский - это наш действительно  народный педагог, точно так же, как  Ломоносов - наш первый народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт. Глинка - наш народный композитор".

После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим  обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения".

Ярославский период в жизни Ушинского  имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном  институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в  начале 1862 г. он снова уволен как  опасный для молодежи педагог. В  последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет

 

 

 

2. К.Д. Ушинский - основоположник педагогической антропологии

Вопрос о всеобъемлющем изучении человека будущим учителем впервые  в нашей стране был поставлен  основателем отечественной педагогической антропологии К.Д. Ушинским.

Достигать целостного знания о человеке воспитуемом, по мнению К.Д. Ушинского, "было правильнее устройством особых факультетов", которые К.Д. Ушинский предлагал называть педагогическими  или антропологическими, целью которых  должно было быть "изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания" Ушинский К. Д.Избранные труды Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Программы педагогического курса для женских учебных заведений .Серия "Высшее педагогическое образование". Издательство: ДРОФА, 2005 г. Стр. 15 .

К.Д. Ушинский не выделяет педагогическую антропологию как отдельную учебную  дисциплину. Говоря об устройстве педагогических ("антропологических") факультетов, он считает, что прежде чем приступить к изучению педагогики как собрания правил педагогической деятельности педагог должен овладеть хотя бы основами наук, изучающих человека, Там же С.22 Только распространением между воспитателями разнообразных антропологических знаний, на которых основывается искусство воспитания, можно способствовать развитию самого искусства воспитания.

К.Д. Ушинский сделал важный шаг к  распространению педагогико-антропологических  знаний среди воспитателей, создав грандиозный труд "Человек как  предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди широких масс русского учительства после смерти К.Д. Ушинского К.К. Сент-Илер пытался приблизить научные факты, приведенные в работе К.Д. Ушинского, к практике воспитания. В 1894 г. вышло сокращенное издание "Педагогической антропологии" в одном томе для удобства использования в качестве учебника педагогики, подготовленное К.К. Сент-Илером и Л.Н. Модзалевским.

К.Д. Ушинский заложил основы специального изучения человека как воспитуемого и воспитателя с целью согласовать педагогическую теорию и практику с природой человека. Он вел педагогику к идеалу антропологического универсализма. Все знание о человеке должно служить фундаментом для педагогики - о душе, о теле, о человеческом общежитии.

В 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. - второй том произведения К.Д. Ушинского "Человек как предмет  воспитания: опыт педагогической антропологии". Смерть прервала его труд в самый  напряженный момент творчества - завершения трилогии, не имевшей какого-либо аналога в мировой педагогической литературе.

Ушинский был первым, выделившим воспитание как главный фактор человеческого  развития.

Синтез научных знаний о человеке нужен был Ушинскому не только для доказательства могущественной силы воспитания. Такой синтез был особенно необходим для нового подхода к самому развитию, взаимосвязь физического, умственного и нравственного начал которого - движущие его силы.

Подход к человеческому развитию с точки зрения воспитания как главного фактора этого развития предполагает подход к самому воспитанию со стороны внутренних законов человеческого развития.

Педагогическая антропология - научный  подвиг Ушинского, значение которого возрастает по мере прогресса науки и дела воспитания.

Вплоть до революции 1917 г. и некоторое  время после нее в нашей  стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие.

 

 

 

3. Демократическая направленностьпедагогической  системы великого русского

педагога К. Д. Ушинского.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель  педагогики XIX века, внес особый вклад  в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный  переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский - теоретик воспитания, его  отличает глубина проникновения  в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические  основы обучения, изложил систему  психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой  педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих на блюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.) Ушинский К. Д.Избранные труды Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Программы педагогического курса для женских учебных заведений .Серия "Высшее педагогическое образование". Издательство: ДРОФА, 2005 г. .

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим  полную программу подготовки народного  учителя.

Деятельность Ушинского всецело  отвечала назревшим потребностям исторического  развития страны, преобразования системы  просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском  юридическом лицее, плодотворно  занимался педагогической деятельностью  в Гатчинском сиротском институте  и Смольном институте благородных  девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения".

Ушинский - просветитель-демократ, его  лозунг - пробуждать в народе жажду  знаний, вносить свет знаний в глубины  народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных  взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость  всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

Информация о работе Педагогическая антропология К.Д. Ушинского